ГЛАВНАЯ > Дискурс

Международная конференция «Киберстабильность: подходы, перспективы, вызовы» 7-8 декабря, Москва Часть 5 (Продолжение)

14:24 10.10.2023 • Валерия Булва,

Массированные кибератаки и диверсии как тенденция

Каковы подходы России к формированию международно-правового режима в области обеспечения безопасности в информационном пространстве?

Сергей Анатольевич Комов, доктор военных наук, профессор полковник Кафедры информационной безопасности Военной Академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ:

При построении международно-правового режима его эффективность будет зависеть от того, какой подход возобладает. Сегодня наблюдается конкуренция двух подходов – российский и американский.

Вашингтон решает эту проблему путем построения нормативного режима деятельности государств в глобальном информационном пространстве. Американский дипломат Кристофер Эшли Форд сформулировал суть этого режима: «США вместе со своими партнерами поощряют ответственное поведение государств в киберпространстве. Когда государства не выполняют эти нормы, мы работаем над тем, чтобы привлечь их к ответственности». Американцы стремятся привлечь к ответственности тех, кто не согласен с их политикой с опорой на различные системные методы.

С декабря 2016 г. Вашингтон и ЕС неоднократно в одностороннем порядке обвинял российскую сторону (физических и юридических лиц) в нарушении норм ответственного поведения государств в информационной сфере, что служило поводом для введения рестрикций в отношении них. Основным объектом этих рестрикций являются военнослужащие РФ или лица, работающие по контракту, заключенному с Министерством обороны.

Сейчас подобные обвинения звучат на всех существующих международных площадках и форумах с участием стран коллективного Запада. Это объективно понятно и связано с проведением Специальной военной операции. Например, так было в ходе второй и третьей сессий Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ. Соединенные Штаты и их партнеры использовали трибуну ООН, все медийные возможности, телевиденье, лингвистические возможности для политизированной антироссийской пропагандистской кампании по обвинению российской стороны в нарушении упомянутых норм и основополагающих принципов Устава ООН.

Такая же ситуация отмечается на других площадках участием стран Запада – ОБСЕ и в других региональных форматах. Международно-правовой режим в информационном пространстве, продвигаемый Западом, является частью «порядка, основанного на правилах», призванного заменить существующую систему международного права.

21 ноября 2022 г. Парламентская Ассамблея НАТО приняла резолюцию «Укрепление киберустойчивости союзных обществ».  В документе подчеркивается, что члены НАТО признали киберпространство в качестве оперативной области и подтверждают возможность Североатлантического Совета принимать решения в каждом конкретном случае, когда кибератака приведет к применению ст. 5 Вашингтонского договора. Таким образом, допускается использование силы в ответ на кибератаки.

В этом же документе отмечается, что если кибероперации будут ниже порога применения силы, то будут ответные симметричные кибернетические операции. Однако надо помнить и о другом принципе НАТО – принцип превентивности, который подразумевает действия с предупреждением в рамках реагирования на определенную угрозу.

Заместитель директора женевской НКО «CyberPeace Institute» по вопросам развития технологий и руководитель отдела аналитики Бруно Холопо утверждает, что ситуация на Украине внимательно отслеживается, собираются доказательства совершенных военных преступлений в киберсфере. Если в какой-то момент начнется расследование фактов возможных военных преступлений, Организации сможет предоставить доказательства. То есть ведется работа по сбору информации для того, чтобы представить доказательную базу некому судебному органу (Трибуналу), за создание которого выступают западные страны.  Это также элемент «порядка, основанного на правилах».

Следует отметить, что сами нормы ответственного поведения государств, в согласовании которых Россия принимала непосредственное участие, не вызывают критики у членов мирового сообщества. Они нацелены на упорядочение деятельности государств, связанной с использованием ИКТ. Вместе с тем, есть существенные нюансы, которые провоцируют разногласия со странами Запада. В частности, Россию не устраивает отсутствие в перечне норм положения о том, что все обвинения, выдвигаемые нарушителям должны быть основаны исключительно на объективных всеобъемлющих доказательствах. Кроме того, вызывает возражение используемый Западом публичный характер предъявления таких бездоказательных обвинений, которые не способствуют установлению истины (так называемое «мегафонное право»).

Самое главное Вашингтон и его единомышленники при формировании «порядка, основанного на правилах» открыто игнорируют общепризнанные принципы Устава ООН. В западных документах ничего нет о суверенном равенстве государств, о международном сотрудничестве в широком плане (а не только в кругу единомышленников), о мирном разрешении международных споров, неприменении силы и угрозы силой.

Немаловажным является добровольный характер норм. В условиях однополярного доминирования коллективного Запада такие нормы действуют только в интересах данной группы стран. Остальные, по мнению США и их союзников, обязаны неукоснительно соблюдать эти добровольные нормы.

Мировое сообщество в рамках «порядка, основанного на правилах» делится апологетами данной концепции на демократические, авторитарные государства и те, которые поддерживают одну или другую сторону в зависимости от конкретной ситуации. Тем самым изначально проводятся разделительные линии и закладывается неравенство суверенов.

Принцип международного сотрудничества трактуется избирательно, применительно только к единомышленникам и странам, поддерживающим западный курс. С остальными государствами взаимодействие ведется в рамках изоляционистской конфронтационной модели.  Вместо мирного разрешения межгосударственных споров, возникающих в результате использования ИКТ, применяются рестрикции, которые по сути являются применением силы вопреки Уставу ООН.

Все эти элементы западного «порядка, основанного на правилах» противоречат триединой цели Устава ООН: поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества для разрешения международных проблем.

В отличие от западного подхода, предлагаемая российской стороной модель установления международного порядка в информационной сфере базируется исключительно на нормах и принципах Устава ООН. Предлагается строить режим обеспечения международной информационной безопасности, ориентируясь на разработку и подписание соответствующей Конвенции. В содержание подобной Конвенции могут быть включены и добровольные нормы ответственного поведения. Однако они будут обязательны для всех, будет выработан контрольный механизм. Не будет разделительных линий и искусственного формирования враждебных коалиций государств. Должны быть определены процедуры предотвращения инцидентов, их мирного урегулирования.

Такой подход категорический не приемлют США и их союзники.

Во-первых, они считают, что договорной режим обеспечения МИБ грозит превратиться в инструмент, который «автократические режимы смогут использовать для подавления свободы слова и самовыражения, особенно речи, критикующие такие режимы».

Во-вторых, в качестве аргумента используется тезис о том, что вредоносное ПО может хранится также легко в негосударственных руках, как и у государства, тщательно скрываться перед его развертыванием, может быть создано, реплицировано, сохранено или передано в любом месте, кем угодно и в любое время.

В-третьих, утверждается, что темпы внедрения инноваций таков, что любое соглашение, направленное на контроль киберинструментов устареет до того, как «высохнут чернила».

По оценке России, все эти аргументы не состоятельны. Российский подход не направлен на безосновательное ущемление свободы слова, он опирается на право на свободное выражение мнения, зафиксированное в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах от 1966 г. Любые ограничения этих прав должны устанавливаться законом и являться необходимыми по причинам, изложенным в п.3 ст. 19 Пакта: охрана государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности населения.

Кроме того, российское видение не направлено на контроль разработки создания и применения конкретных видов ИКТ. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на сайт Совета безопасности России, где размещена предыдущая редакция Конвенции.

Убеждены, что в своей основе предметом российского проекта Конвенции должны стать нормы ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве, лишенные отмеченных недостатков, которые не заменяют права или обязательства государств по международному праву и не изменяют их. Это положение согласовано в рамках РГОС. Данный документ должен содержать механизм соблюдения этих норм и применимых международно-правовых норм, а также механизм контроля за их соблюдением всеми государствами-членами ООН.

В заключении хотелось бы отметить, что противоречия между российским и западным подходами по формированию международно-правового режима международной информационной безопасности имеют непримиримый характер. В этой связи, прообразом будущей работы может стать ведущаяся в рамках Специального комитета ООН разработка Всеобъемлющей конвенции о противодействии преступности в сфере ИКТ. Результативное продвижение как данного документа, так и Конвенции ООН по МИБ может быть достигнуто только при активной поддержки государств Азии, Африки и Латинской Америки.

Армен Гарникович Оганесян:

Понижается порог для превентивных действий, поскольку абсолютно перечеркнута базовая ценность демократии – принцип презумпции невиновности. Сейчас эта тенденция характерна не только для национального, но и для международного уровня. Когда происходит отмена данного принципа и выдвигаются бездоказательные обвинения, превентивные меры становятся оправданными и целесообразными. Таким образом, Запад забывает основы Римского права.

При обсуждении вопросов применимости международного права к информационному пространству особого внимания заслуживает международное гуманитарное право (МГП), которое действует только в условиях вооруженных конфликтов. Насколько сфера ИКТ подпадает под действие МГП?

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати