Каким образом обеспечивается применение принципа суверенного равенства государства в ИКТ-среде?
Елена Сергеевна Зиновьева, заместитель директора Центра международной информационной безопасности МГИМО МИД России, член НАМИБ:
В основе государственного и цифрового суверенитета лежит традиционно признанный на международном уровне принцип суверенного равенства государств. Согласно как международному праву, так и российской юридической школе, суверенное равенство и суверенитет являются неотъемлемым свойством любого государства, зафиксированным еще в Вестфальском мире в 1648 г. Выделяется внутренний суверенитет– неделимость и верховенство власти внутри страны, внешний – равноправие государств на международной арене.
Если речь идет о системе международного права, суверенитет нашел отражение в таких основополагающих документах, как Устав ООН, где в ст.2 п.1 отмечается, что этот принцип – основа современной системы Организации и международного права. Более детальное развитие данный принцип получил в Декларации о принципах международного права 1970 г., где детализируется применения государственного суверенитета в отношениях между странами. Закрепляется, что каждое государство обладает правом реализовывать свой суверенитет не только в рамках определенной территории, но и в рамках воздушного пространства и других областях. Одной из таких областей является глобальная ИКТ-среда.
Суверенитет вырастает из практики контроля над определенной территорией, но это понятие эволюционировало в теории права и практике. Оно включает в себя экономический и культурный суверенитет, а также в условиях научно-технологических достижений цифровой суверенитет.
На современном этапе проблема анализа практического применения принципов международного права к ИКТ-среде особенно актуальна. Мы наблюдаем сворачивание процессов глобализации, санкционные войны «коллективного Запада» против России. Возрастает тенденция протекционизма, на которую в т.ч. повлияла короновирусная инфекция, в условиях которой Запад был не готов передавать ни технологии, ни практики создания вакцин. Для России и развивающихся стран важно поддерживать и укреплять свою стратегическую автономию, в т.ч. в цифре и других стратегических областях.
В статье директора ДВП МИД России А.Ю. Дробинина «Уроки истории и образ будущего: размышления о внешней политике России» говорится о суверенизации всех областей – культурной, информационной, технологической. Важно отметить, что суверенитет не означает закрытость, он предполагает равноправное сотрудничество при учете интересов всех. Именно за это выступает Российская Федерация.
ИКТ-среда обладает особыми свойствами. Это рукотворное пространство, в котором традиционные принципы государственной юрисдикции и делимитации границ приобретают новое цифровое наполнение. Традиционные нормы и принципы, зафиксированные в международно-правовых документах, соглашениях и других источниках, нуждаются в уточнении и адаптации с учетом специфики ИКТ-среды.
Сейчас ИКТ-среда является основным полем геополитических противоречий. Наблюдается ее милитаризация. Отдельные страны, в частности США и Великобритания, говорят о проактивном использовании кибератак и военно-политических технологий. Кроме того, возрастает киберпреступность и уровень киберконфликтности. Все эти проблемы важно решать на основе принципа суверенитета.
Юридическая школа МГИМО МИД России, российская школа исходит из гибкости данного принципа при том, что первичной правосубъектностью обладают государства, а вторичной – международные организации. В этом случае государства несут ответственность за тех субъектов, которые действуют с их территории. Это особенно важно, когда говорится о применимости международного права к регулированию глобальных ИКТ-платформ. Необходимо вырабатывать правила ответственного поведения для государств, а не для негосударственных акторов.
С определенной долей метафоричности можно утверждать, что цифровые технологии занимают в глобальной повестке то место, которое в XX в. занимали ядерные технологии. Это и поле геополитических противоречий, и инструмент внешней политики, который определяет спектр внешнеполитических возможностей государства и потенциал глобального лидерства. В этом контексте особенно важным представляется выработка «правил дорожного движения» для этой новой области международных отношений. Даже появляются новые термины – «цифровые международные отношения», «информационное поле международных отношений». Необходимо сохранить и поддержать интеллектуальное лидерство российской дипломатии в области выработки правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве.
Суверенизация – это важный тренд современной мировой политики в условиях сворачивания глобализации. Целесообразно упомянуть про опыт Китая и предложенную в 2020 г. инициативу в области безопасности данных, где акцент сделан на обеспечении суверенитета.
Стратегия ЕС в области защиты данных также исходит из необходимости уважения суверенитета. Сегодня стратегическая автономия на уровне европейской интеграционной структуры значительную роль играет в выступлениях официальных лиц и нормативной базе.
США, несмотря на их стремление реализовывать «право длинной руки», вешают «замки» на свое информационное пространство, ограничивая доступ китайских компаний как в области инфраструктуры, так и в области контента.
Инициативы России по укреплению принципа суверенного равенства находят широкую поддержку среди партнеров. Например, в Самаркандской декларации ШОС большой акцент сделан на информационную безопасность. Ключевым глобальным механизмом на глобальном уровне является Рабочая группа открытого состава. В документах РГОС, в частности, итоговом докладе 2021 г., отмечается, что нормы публичного права, в т.ч. проистекающие из суверенитета, применимы к ИКТ-среде в контексте защиты не только информационной инфраструктуры, но и проблем наращивания потенциала. Важно, что при оказании помощи в рамках мер по наращиванию потенциала нужно учитывать интересы развивающихся стран на основе принципа суверенитета. Так, африканские страны больше не желают быть пассивными получателями технологий. Все больше ставится вопрос о панафриканизме.
Нормы «мягкого права» играют важную роль в регулировании поведения государств, но конечная цель заключается в согласовании юридически обязательных норм публичного права. Традиционным инструментом, показавшим свою эффективность на практике, является Конвенция. С учетом того, что цифровая сфера сегодня самостоятельная область международных отношений, требуется отдельный международно-правовой документ. Таким документом может стать предложенная Россией еще в 2011 г., а затем обновленная в 2021 г. Конвенция ООН по международной информационной безопасности.
Владислав Иванович Гасумянов, член Правления НАМИБ, директор автономной некоммерческой «Национальный институт исследований и развития проектов в сфере межнациональных, межконфессиональных, межэтнических, межкультурных и межстрановых коммуникаций»:
Сегодня часто проводится аналогия цифровых технологий и ядерного оружия в XX веке. Была Пагуошская конференция ученых, которые стремились противостоять ядерной угрозе. Сейчас мы рассматриваем различные формы противодействия угрозам в информационном пространстве.
Большое внимание уделяется проблемам обеспечения национального суверенитета, поиску всеобъемлющего решения в рамках ООН. Однако тот политический фон, который существует сейчас, не позволяет решать глобальную проблему на основе всеобъемлющего подхода. В этой связи, целесообразно было бы выделить малые задачи, подключить неправительственный сектор. Например, можно договориться о недопустимости кибератак на роддома и больницы. В то же время, тяжело убедить «ястребов» в недопустимости использования ИКТ в военно-политических целях.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs