Германия укрепляет стратегические отношения с Австралией для совместного противостояния Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) (1). Немецко-австралийское партнёрство - локальный элемент более широкой стратегии Берлина по усилению своего присутствия в ИТР.
В частности, офицеры бундесвера присутствовали в качестве наблюдателей на американо-индонезийских учениях Super Garuda Shield 2023 с привлечением военнослужащих из Японии, Франции и Великобритании. Учения проходили 31 августа - 13 сентября. В дальнейшем планируются манёвры ВМС Германии с индонезийским флотом (2).
Австралия при этом остаётся главным партнёром Берлина при проведении подобных учений. Сотрудничество Берлина с другими игроками в ИТР (Японией, Тайванем, Южной Кореей) носит менее значимый характер, однако, представляется, что в скором будущем стоит ожидать активизации немецкой дипломатии и на этом направлении.
Более динамичными темпами отличается сотрудничество Берлина с Сингапуром. Ставка на Сингапур не случайна: это государство занимает стратегически выгодное положение, оказывая прямое влияние на вопросы безопасности Малайзии, Индонезии и опосредованное - Китая, США и ЕС (3).
Обращает на себя внимание, что учения Super Garuda Shield проходили в индонезийском округе Натуна. Округ состоит из трёх сотен островов и по морю граничит с Камбоджей, Вьетнамом и Малайзией. На учениях отрабатывалась тактика проведения морского десанттрования и ведение боевых действий в прибрежной зоне. Это один из самых частых сценариев на военных учениях, проводимых в ИТР странами-оппонентами Китая.
Берлин заинтересован сближением с Джакартой, чтобы территориально обезопасить немецкое присутствие в Сингапуре. Индонезия стремится на первые роли в АСЕАН и своё геополитическое положение трактует как связующее между Индийским и Тихим океаном. Между Индонезией и Австралией заключено соглашение о всеобъемлющем двустороннем стратегическом партнёрстве, в котором оба государства обозначены в роли "стратегических якорей Индо-Тихоокеанского региона". Эти факторы суммарно способствуют углублению контактов по линии Берлин - Джакарта.
При этом Джакарта также имеет соглашения о стратегическом партнёрстве с США и Китаем. Внешняя политика Индонезии характеризуется многовекторностью, индонезийцы без промедления замораживали те или иные проекты с Канберрой как только намечалось несбалансированное усиление австралийского присутствия в индонезийской политике.
Немецкая дипломатия надеется на то, что немецкое политическое и военно-техническое присутствие в Сингапуре и сближение Германии с Австралией поставят Индонезию в ситуацию, когда ей будет выгодно сблизиться с немецко-австралийским тандемом, а не дистанцироваться от него.
Успешность такого подхода будет зависеть от температуры китайско-индонезийских отношений. Меньше всего Джакарта хотела бы оказаться в эпицентре противостояния западных держав с Пекином. Расположение Индонезии на порубежье двух океанов повышает вероятность такого сценария, поэтому Джакарта проводит очень гибкую политику, направленную на сбалансирование силовых векторов, пересекающихся в этой точке планеты - китайского, американско-австралийского и европейского. Индонезия занимает второе место в списке торговых партнёров Китая (после России), в 2022 г.импорт в Китай индонезийской продукции вырос до 34,2% (4). Растёт влияние Китая в сфере образования в Индонезии (5).
Германия поставляет Джакарте военную технику и оружие (минные тральщики, танки и др.), высказывается в пользу совместных учений и предлагает разнообразить их сценарий. Текущая ситуация выглядит так, что в оборонной сфере Джакарта полагается больше на Германию, а в экономике - на Китай. Такой "шпагат" не позволяет Индонезии делать выбор в пользу одного из центров силы, что Индонезию вполне устраивает.
Берлин, Канберра и их союзники хотели бы изменить выстроенную Индонезией внешнеполитическую модель, чтобы оттеснить Китай из региона. Особенно для Австралии Индонезия имеет исключительное геополитическое значение ввиду того, что это самое близкое к австралийскому материку государство. Это продуцирует надуманные опасения Канберры с точки зрения своей национальной безопасности и создает геополитический контекст для ее усилий по продвижению западных интересов в регионе.
При этом очевидно, что индонезийские власти учитывают эти факторы во внешней политике и не намерены жертвовать стабильностью государства ради интересов коллективного Запада. В этих условиях крайне маловероятно, чтобы Индонезия обогнала Сингапур по степени немецкого присутствия. И на этом фоне нейтральная позиция Индонезии снижает общий стратегический эффект от сотрудничества Германии с Сингапуром.
Принимая во внимание небольшие размеры Сингапура и масштаб его влияния в сравнении с растущим авторитетом Индонезии, которая уверенно движется к тому, чтобы стать одним из политических и экономических лидеров АСЕАН, попытки "пристегнуть" Индонезию к "сингапурской политике" Берлина выглядят как попытка пришить тулуп к пуговице.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
- https://www.bundestag.de/dokumente/textarchiv/2023/kw22-pg-australien-vogel-948026
- https://www.german-foreign-policy.com/news/detail/9337
- https://interaffairs.ru/news/show/40965
- https://www.reuters.com/world/asia-pacific/chinas-xi-hold-talks-with-indonesias-jokowi-rare-visit-2022-07-26/
- https://thediplomat.com/2023/08/chinas-educational-soft-power-is-seeing-results-in-indonesia/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs