ИЦК представляют собой консорциумы якорных заказчиков, которые формируют потребности на разработку российских отраслевых программных решений и межотраслевых (сквозных) продуктов. Также созданы 12 центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного ПО (далее - ЦКР). На текущий момент центрами компетенций сформированы приоритетные направления замещения зарубежных решений и ПО на российские аналоги в разрезе секторов экономики и классов программного обеспечения - ИТ-ландшафт. ИТ-ландшафт насчитывает 365 потребностей в отраслевых решениях и 85 - в общесистемном и прикладном ПО, по которым компании подтвердили критическую зависимость от зарубежных решений. Однако для 80% зарубежного ПО на рынке присутствуют российские аналоги, больше половины из которых имеют средний и выше уровень зрелости.
Таким образом, задача по переходу предприятий в приоритетных секторах экономики на использование отечественных ПО и программно-аппаратных комплексов связана в первую очередь с развитием и доработкой указанных решений, а не созданием зарубежных аналогов с нуля. В целях обеспечения гарантированного наличия конкурентоспособных отечественных продуктов по всем позициям ИТ-ландшафта центрами компетенций сформировано 335 проектов, из них 186 проектов претендуют на грантовый механизм поддержки, 144 проекта реализуются за собственные или кредитные средства заказчиков и разработчиков решений, пять проектов претендуют на иные меры поддержки;
- принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 года №805, регламентирующее правила предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ». В распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года №714-р «О выделении в 2022 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований» внесены изменения распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года №2882-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2022 года №714-р».
Согласно изменениям, Минцифры России выделяются бюджетные ассигнования в размере 500 млн. рублей. Льготная ипотека по ставке до 5% годовых доступна работникам аккредитованных ИТ-организаций в возрасте от 22 до 44 лет (включительно) со средним уровнем заработной платы от 150 тыс. рублей (до вычета НДФЛ) в месяц, если компания находится в городе-миллионнике, от 100 тыс. рублей (до вычета НДФЛ) для остальных городов Российской Федерации. Основным местом работы должна быть аккредитованная ИТ-организация, получающая налоговые льготы. По итогам проведенной работы по распределению указанного лимита участие в программе подтверждено 52 организациям-кредиторам. К 2030 году планируется выдача не менее 50 тыс. ипотек (порядка 240 млрд рублей);
- принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 года №682, которым утверждены изменения в правила предоставления субсидий по льготному кредитованию проектов (изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. №1598). Кредит предоставляется организации по льготной ставке от 1 до 5% годовых, а для аккредитованной ИТ-организации по льготной ставке до 3% годовых, на реализацию проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий на основе российских решений. Размер льготного кредита на реализацию проекта может составить от 5 млн рублей до 5 млрд рублей, а на реализацию программы - от 500 млн рублей до 10 млрд рублей;
- утверждено постановление о кредитах для системообразующих организаций от 26 апреля 2022 года №754. Кредит предоставляется по льготной ставке до 11% годовых на пополнение оборотных средств. Заемщиком сможет стать системообразующая организация, включенная в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики, относящаяся к сфере ведения Минцифры России, и (или) юридическое лицо, учрежденное в соответствии с законодательством Российской Федерации и входящее в группу лиц системообразующей организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (аккредитованные Минцифры России). Фактически компании получили льготные кредиты по ставке 4-6% годовых;
- принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года №490, регламентирующее предоставление права на получение отсрочки от призыва на военную службу. Таким образом, 7695 человек в рамках весеннего призыва 2022 года получили право на отсрочку от призыва на военную службу. В рамках осеннего призыва 2022 года отсрочку получили 7806 человек. Обеспечено распространение положений об отсрочке от призыва на военную службу специалистов, работающих в аккредитованных ИТ-компаниях, на проводимую в России частичную мобилизацию;
- принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года №448 об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Постановление предусматривает, что плановые проверки органов государственного и муниципального контроля в отношении аккредитованных ИТ-компаний в 2022-2024 годах проводиться не будут. Принятое решение позволит снизить административные издержки бизнеса и даст возможность сконцентрировать усилия на решении основных задач;
- упрощена процедура трудоустройства и получения вида на жительство для иностранных граждан, привлекаемых для работы в аккредитованные организации. Согласно положениям Федерального закона от 28 июня 2022 года №207-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусмотрено включение иностранных ИТ-специалистов, привлекаемых в аккредитованные организации (заключивших с данными компаниями трудовой договор, или ГПХ), в отдельную категорию лиц, на которых не распространяются общие правила, а именно: 1) работодатели (ИТ-компании) вправе привлекать данных специалистов без получения разрешения на привлечение и использование работников, то есть на них не распространяются ограничения, связанные с защитой российского рынка труда (квоты); 2) иностранные ИТ-специалисты получают вид на жительство, который обеспечит им возможность постоянного проживания на территории Российской Федерации, без получения разрешения на временное проживание; 3) иностранные ИТ-специалисты вправе работать в аккредитованных ИТ-компаниях без разрешения на работу и патента; 4) иностранным ИТ-специалистам разрешено при оформлении трудового договора подавать те же документы, что и гражданам Российской Федерации (не подаются только документы воинского учета). Кроме того, федеральный закон предусматривает положения о распространении мер на членов семьи иностранного ИТ-специалиста.
Принимаемые меры говорят о том, что достижение технологического суверенитета, обеспечение технологической независимости, перешло из формата общих дискуссий в конкретную практическую плоскость. При этом следует отметить, что заинтересованность в достижении этих целей выражают не только государственный сектор, но также деловые и научные круги ведущих отраслей российской экономики: разработкой соответствующих «дорожных карт» по импортозамещению занимаются представители транспортной отрасли, финансовой сферы, отрасли энергетики, образования, медицины и др.
Несмотря на некий скепсис со стороны отдельных представителей, положительные примеры можно отметить уже сейчас: в России появилась своя платежная система, собственные процессоры «Байкал» и «Эльбрус», электронные устройства и их компоненты с высокими характеристиками, свое качественное ПО, которое служит полноценной альтернативой операционной системе «Windows», системообразующим инфраструктурным продуктам «Microsoft» и разнообразному прикладному софту. Такой софт позволяет организациям и предприятиям успешно реализовывать программу импортозамещения и строить на отечественной технологической платформе качественную ИТ-инфраструктуру с длительным жизненным циклом, заменять программное и аппаратное обеспечение зарубежного производства на отечественные высокотехнологичные решения мирового уровня.
Успешно используются платежные карты системы «МИР» с чипом для бесконтактной оплаты производства российской компании «Микрон». Оценки ведущих специалистов, да и простых пользователей, говорят о том, что эти карты ни в чем не уступают картам с чип-модулями зарубежных аналогов и, более того, повышают технологическую безопасность российской финансовой системы.
Такие примеры наглядно демонстрируют потенциальные возможности России и позволяют делать в должной степени оптимистичные прогнозы. Даже международные критики называют ее самодостаточной страной, имея в виду не только богатейшие природные ресурсы.
Армен Гарникович Оганесян:
Подходит момент, когда надо обновлять видеооборудование. За счет чего можно будет решать эту задачу, параллельного импорта или разработки отечественных аналогичных технологий?
Наталия Сергеевна Бабекина:
Существуют противоречивые мнения экспертов. Одни утверждают, что невозможно все заместить. Будут наклеены российские ярлыки на аналоги, а будет в итоге российский продукт. Есть опасность, что в итоге технологический суверенитет – это всего лишь миф.
Тем не менее, есть определенная стратегия, которой следовало бы руководствоваться. Прежде всего, необходимо «поменять замки», т.е. обеспечить защиту технологий. Со временем получается заместить вещи, которые имеют критическое, стратегически важное значение. При развитии технологий важным аспектом является обеспечение технологической совместимости, поскольку у ИКТ границ не существует. Это позволит не допустить изоляции и снижения конкурентоспособности.
Андрей Юрьевич Ярных, директор стратегических проектов Future Technologies в Лаборатория Касперского:
Сейчас наблюдаются два глобальных вектора. С одной стороны, цифровизация создает дополнительные уязвимости и возможности для киберпреступников по осуществлению кибератак. С другой стороны, определенные элементы суверенитета и обретения некой самостоятельности позволяют говорить, что Россия становится более безопасной, а ее информационное пространство более защищенным. Постепенно развивается система отечественного ПО и программного оборудования.
Важно учитывать элементы конструктивной информационной безопасности. Проводя цифровизацию, необходимо анализировать потенциальные угрозы и векторы кибератак на этапе разработке. Это позволит сформировать иммунитет будущей инфраструктуры. Потенциал кибервойны снижается по мере укрепления технологического суверенитета.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs