На современном этапе гарантом киберстабильности является обеспечение технологического суверенитета. Какие меры на данном направлении принимаются в России?
Наталия Сергеевна Бабекина, заместитель директора Департамента развития отрасли информационных технологий Минцифры России, преподаватель Московского Технического Университета Связи и Информатики:
В течение последних нескольких лет мы все чаще слышим термин «технологический суверенитет», который звучит не только на внутренних российских дискуссионных площадках, но становится и одним из краеугольных вопросов повестки дня международного сообщества. Значимость и актуальность этой темы неоспорима: каждый день мы становимся очевидцами и участниками создания принципиально новой парадигмы формирования современного политического и экономического мироустройства. Мы сталкиваемся с новыми вызовами и угрозами, обретая в борьбе с этими трудностями все больше возможностей для реализации имеющегося в стране потенциала. Внутренний рынок и внешнеэкономические связи быстро трансформируются и адаптируются в соответствии с новыми масштабными реалиями.
Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума в июне 2022 года, назвал достижение технологического суверенитета, создание целостной системы экономического развития, которая по критически важным составляющим не зависит от иностранных институтов, одними из ключевых принципов развития государства: «Нам нужно выстраивать все сферы жизни на качественно новом технологическом уровне и при этом быть не просто пользователями чужих решений, а иметь технологические ключи к созданию товаров и услуг следующих поколений». «Многие российские решения по искусственному интеллекту и обработке больших данных являются лучшими в мире. Технологическое развитие - это сквозное направление, которое определит не только текущее десятилетие, но и весь XXI век», - отметил президент.
Начиная с событий 2014 года вот уже восемь лет Россия не только живет, но и планомерно развивается в условиях санкций. За это время было определенным образом налажено внутреннее производство, что позволило несколько сократить зависимость ИКТ-отрасли от иностранной продукции. Стратегические шаги на пути к технологической независимости от иностранных ИT-продуктов вызвано в первую очередь соображениями национальной безопасности.
В этих целях был издан Указ Президента Российской Федерации №166 от 30 марта 2022 года «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», в соответствии с которым начиная с 31 марта минувшего года запрещено осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, а также услуг, необходимых для его использования. С 1 января 2023 года органам государственной власти, заказчикам запрещается использовать иностранное ПО на объектах КИИ. Данным указом также предписано обеспечить создание и организацию деятельности научно-производственного объединения, специализирующегося на разработке, производстве, технической поддержке и сервисном обслуживании доверенных программно-аппаратных комплексов для критической информационной инфраструктуры, а также, что особенно важно, поручено обеспечить соответствующую подготовку и переподготовку кадров.
Таким образом, в ближайшем будущем власти страны будут продолжать делать все возможное, чтобы исключить зависимость от зарубежных поставщиков, двигаясь в сторону максимальной технологической независимости и самодостаточности. В оптимистичных прогнозах экспертов отечественные решения, которые обеспечат эту независимость и безопасность, будут доминировать. При этом следует понимать, что технологический суверенитет не означает полной изоляции. Технологический суверенитет - это сильная переговорная позиция при выстраивании отношений с иностранными партнерами. Достижение технологического суверенитета подразумевает производство критически важных товаров и услуг на своей территории, обеспечение безопасности, в том числе информационной, создание собственных технологий и национализацию технических стандартов, выстраивание новых транспортных логистических коридоров со странами Азии, Африки, странами Арабского региона и др. Будущее - за взаимовыгодным обменом опытом, технологиями, исследованиями и разработками.
В настоящее время независимости такого уровня нет ни у одного государства в мире, однако современные реалии диктуют неизбежность подобных процессов: курс на самодостаточность взят не только Россией, но и всеми крупнейшими экономиками мира - Китаем, Индией, США. В нашем конкретном случае дополнительным стимулом для развития внутренних ресурсов и движения к технологической независимости могут стать как уже действующие, так и новые санкции: сейчас российская экономика продолжает испытывать небывалое давление: на конец августа 2022 года в отношении России действовало порядка 12 тыс. санкций, причем 80% из них были внедрены с февраля этого года.
Правительство Российской Федерации, реагируя на это давление и в рамках Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 года №83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации», предприняло ряд мер поддержки ИТ-отрасли в дополнение к уже действующим:
- приняты изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (федеральные законы от 31 июля 2020 г. №265-ФЗ, от 26 марта 2022 г. №67-ФЗ и от 14 июля 2022 г. №321-ФЗ), в соответствии с которыми для аккредитованных ИТ-компаний установлены льготные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, обнулена ставка налога на прибыль на 2022-2024 годы, исключено требование к среднесписочной численности сотрудников организации; минимальное значение доли доходов от осуществления ИТ-деятельности в общем объеме доходов снижено до 70%; расширен перечень видов деятельности, выручка от которых учитывается в сумме доходов от ИТ-деятельности (продажи онлайн рекламы, предоставление платного доступа к контенту, в том числе по подписке, оказание онлайн-образовательных услуг, разработки и продажи российских программно-аппаратных комплексов);
- принят Федеральный закон от 14 июля 2022 года №323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий установление для налогоплательщиков возможности учитывать расходы на приобретение и внедрение отечественного программного обеспечения и программно-аппаратного комплекса в сфере искусственного интеллекта, представленных в едином реестре российского программного обеспечения, а также в едином реестре радиоэлектронной продукции, с применением повышающего коэффициента 1,5 в целях налогообложения прибыли, включать расходы на внедрение ПО и ПАК в инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль;
- утвержден новый порядок аккредитации ИТ-компаний (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №1729). При предоставлении аккредитации теперь учитываются такие показатели организации, как средняя заработная плата работников (должна быть не менее средней по стране или субъекту), доход от ИТ-деятельности должен составлять более 30%, на официальном сайте организации должна быть размещена информация о реализуемой ИТ-деятельности;
- введен особый порядок включения в реестр аккредитованных организаций для «стартапов» (не учитывается выручка) и для правообладателей российского ПО (не учитывается средняя заработная плата);
- приняты постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2022 года №598, 599, 601 о внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 года №550, 555, 554, которыми вводятся антикризисные условия получения грантового финансирования. Федеральным проектом «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2022 году предусмотрено 7,7 млрд рублей на грантовый механизм поддержки, дополнительно на указанные цели в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2021 года №714-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделено 14 млрд рублей. Минцифры России внесены изменения в базовые параметры предоставления грантового финансирования, предусматривающие существенное снижение объема софинансирования проектов в сфере информационных технологий из внебюджетных источников до 20% стоимости проекта вместо 50%, увеличение максимального размера гранта по ряду программ до 500 млн рублей (по отдельным особо значимым проектам до 6 млрд руб.), а также расширение линейки программ Фонда содействия инновациям (поддержка разработчиков открытых библиотек и внедрение решений на малых предприятиях в целях импортозамещения);
- во исполнение перечня поручений председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина от 16 июня 2022 года №ММ-П10-10127 Минцифры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения технологической независимости Российской Федерации и ускорения импортозамещения иностранного программного обеспечения созданы 33 индустриальных центра компетенций по замещению зарубежных решений в ключевых отраслях экономики Российской Федерации (далее - ИЦК), которые объединили больше 400 организаций.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs