В 2025 г. истекает срок мандата Рабочей группы открытого состава. Каковы перспективы сохранения данного переговорного формата?
Андрей Владимирович Крутских: Продолжение того или иного формата зависит от его успеха. Если РГОС оправдает себя, приведет к реальным осязаемым результатам, то этот механизм подтвердит замысел России, который заключается в обсуждении на глобальном уровне ключевых проблем в области МИБ и поиске коллективных решений. Необходимо сосредоточить внимание дискуссии в РГОС не на выработке декларативных рекомендаций, а на переходе международного сотрудничества на практические рельсы.
В 2022 г. была развернута широкая дискуссия о том, к каким результатам должна прийти РГОС. В этой связи, наметилась конфронтация с Западом. «Западники» противопоставляют общие призывы и практические результаты. Поэтому формально Францией, а фактически Западом была выдвинута Программа действий ответственного поведения государств в киберпространстве. На сегодняшний день эта инициатива не наполнена никаким практическим содержанием. Россия в принципе эту Программу поддерживает, как и ход мысли, что необходимы практические договоренности. Однако требуется доработка данного документа.
Формат РГОС необходимо сохранить в силу двух факторов. Во-первых, каждая страна обладает правом «вето», что позволяет не допустить принятие решений в ущерб национальным интересам определенной страны. Во-вторых, в РГОС представлены все государства-члены ООН. Нет никакого сепаратизма, противопоставления великих и малых стран. Именно это является преимуществом переговорного процесса, инициированного Россией.
Западные форматы дискуссии объединяют от 40 до 60 стран, в зависимости от обсуждаемых вопросов. Однако для выживания и благополучия на международной арене важно добиться консенсуса всех государств. Это возможно только в условиях инклюзивного сотрудничества.
Армен Гарникович Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь» МИД России:
На одной из конференций, организованных «Международной жизнью» в 2022 г. поднимался вопрос о развитии сотрудничества в сфере международной информационной безопасности на пространстве СНГ. Есть ли встречный интерес от стран данного региона? Возможно Россия сможет обеспечить «под ключ» информационную безопасность некоторых из них?
Андрей Владимирович Крутских: Вопрос может ли Россия обеспечить информационную безопасность «под ключ» обсуждается практически на всех переговорах, и не только со странами СНГ. При этом, в этом плане именно данные страны являются приоритетом. Руководители государств Содружества осознают, что в данной сфере необходимо выстраивать не просто партнерские, но союзнические отношения. Степень продвижения на этом треке с разными странами варьируется.
Вторая линия наших приоритетов – расширенный ШОС. Есть идея расширения БРИКС. Это будет третья линия киберобороны. Важно понимать, что рынок стран, входящих в СНГ, ШОС и БРИКС может стать доминирующим в киберпространстве. Поэтому эти страны будут заинтересованы в киберстабильности, упорядочении, установлении доверия. Таким образом, через эти механизмы Россия также рассчитывает на укрепление информационной безопасности как региональной и глобальной, так и ннациональной.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs