ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Кто споткнется первым? Предрекая проблемы экономике Китая, Америка старается не замечать собственных

11:28 16.08.2023 • Андрей Кадомцев, политолог

Выступая недавно перед потенциальными донорами своей предвыборной кампании в штате Юта, президент США Джозеф Байден назвал экономические проблемы Китая «бомбой замедленного действия», угрожающей всей мировой экономике. К таким выводам американского президента подтолкнули данные о замедлении темпов роста в КНР, а также показатели уровня безработицы. Между тем, главной проблемой для мировой экономики могут стать сами Соединенные Штаты.

По законам жанра, начиная предвыборную кампанию, Байден нахваливает собственные достижения, и яростно критикует оппонентов внутри Америки, и «врагов» за ее пределами. В такой борьбе оказываются хороши все средства. Даже западные комментаторы отметили ряд существенных неточностей и преувеличений, которые прозвучали в заявлении Байдена, когда он обрушился с критикой на вторую по величине экономику мира и главного соперника Америки. К примеру, в прошлом году численность населения Китая действительно сократилась - впервые за шесть десятилетий. Однако, по данным официальной статистики, в самой населенной стране мира по-прежнему проживает 876 млн. человек трудоспособного возраста и 280 млн. человек в возрасте 60 лет и старше. Кроме того, указывает агентство Bloomberg, согласно июльскому опросу экономистов, КНР в этом году вырастет на 5,2%, даже после слабого потребления и спада на рынке недвижимости. Для сравнения, рост экономики США в этом году, по прогнозам экспертов, составит 1,6%.

Еще более важно, что ситуация в американской экономике весьма противоречива и негативные сценарии развития событий в выборном 2024 году никуда не делись. С марта 2022 г. ФРС уже повысила базовую учетную ставку с 0% до 5%. Исторически, столь резкие изменения параметров денежно-кредитной политики обычно сопровождаются рецессиями. Поскольку повышение ставок приводит к увеличению стоимости заемных средств, это негативно сказывается как на расходах потребителей, так и на инвестициях компаний. Как правило, чем больше рост ставок, тем сильнее это влияние. Не удивительно, что в июне медианный прогноз экономистов, опрошенных агентством Bloomberg, оценивал вероятность рецессии в ближайшие 12 месяцев в без малого 70 процентов. Наиболее пессимистично настроенные наблюдатели предрекают США т.н. «жесткую посадку» экономики, при которой прибыли экономических агентов резко падают, а безработица стремительно растет.

По мнению британского The Economist, самым мрачным предзнаменованием кризиса в американской экономике является снижение ставок по долгосрочным облигациям по сравнению с краткосрочными. Этот феномен известен как инверсия кривых доходности. Обычно ставки по длинным облигациям выше, чем по коротким, поскольку инвесторы ожидают дополнительной компенсации за риск, связанный с хранением ценных бумаг с большим сроком погашения в будущем. Когда доходность по краткосрочным облигациям выше, это означает, что инвесторы ожидают от центрального банка снижения ставок, как правило, потому, что считают, что рост экономики будет ослабевать.

За последние полвека инверсии практически идеально предвещали рецессии в Америке, поэтому подобный сигнал вызывает растущую тревогу среди бизнесменов, политиков и экспертов. Кривые доходности впервые в этом экономическом цикле инвертировались в октябре 2022 года и в настоящее время сильно перевернуты. Задержка от начала инверсии до начала рецессии составляет в среднем около 350 дней, что позволяет говорить о начале потенциальной рецессии в сентябре. Нью-Йоркское отделение ФРС рассчитывает вероятность рецессии на основе кривой доходности. В мае вероятность рецессии составила более 70%, что является самым высоким показателем с 1982 года.

Другими, крайне тревожными для Америки симптомами, являются рекордное падение потребительских настроений, а также крах нескольких банков среднего эшелона минувшей весной. Последнее свидетельствует о крайне негативном влиянии резкого повышения ставок на уязвимые компании, а последовавшая за этим финансовая нестабильность усугубила неблагоприятные экономические условия. Банки ужесточили стандарты кредитования, что является еще одним признаком надвигающейся рецессии. Малый бизнес - основа американской экономики - по-прежнему настроен крайне пессимистично. В обрабатывающей промышленности уже наблюдается спад, причем с конца 2022 года. В последнее время экономисты не столько обсуждают вопрос о том, наступит ли рецессия, сколько о том, будет ли она длительной или короткой, глубокой или поверхностной.

Буквально несколько месяцев назад Америка едва избежала технического дефолта после того, как Конгресс, после ожесточенной борьбы, продолжавшейся несколько месяцев, всё же принял решение о новом повышении лимита государственных заимствований. Расходы и займы правительства вновь растут. Дефицит бюджета составляет более 5% ВВП, «что неслыханно для мирного времени и в отсутствие рецессии». В результате, одно из трех ведущих мировых рейтинговых агентств, Fitch, понизило кредитный рейтинг США.

Вскоре другое рейтинговое агентство «большой тройки», Moody's, понизило кредитные рейтинги 10 малых и средних банков, а рейтинги таких гигантов как U. S. Bancorp и Truist Financial были «поставлены на пересмотр». ФРС пытается убедить всех, что проведенные ею последние стресс-тесты американской банковской системы позволяют прогнозировать «не слишком значительные» для сектора потери даже в случае наступления серьезной рецессии. Хотя речь и идет о сумме в более полутриллиона долларов. Тем временем, многие региональные банки в США продолжают испытывать растущие проблемы с ликвидностью. Финансовая поддержка сектора со стороны ФРС и Минфина исчисляется сотнями миллиардов долларов. Без такой помощи, многие банки уже не смогли бы свести балансы, поскольку занимающие в них значительную долю облигации обесцениваются в условиях высоких ставок.

При всем том, до победы над инфляцией, подскочившей в прошлом году до рекордных значений за сорок лет, еще далеко. С одной стороны, в июне инфляция снизилась еще на процент, по сравнению с маем, до 3 процентов в годовом выражении. С другой, в ФРС должны помнить печальный опыт 1970-х, когда слишком поспешное смягчение денежно-кредитной политики привело американскую экономику к стагфляции, то есть не помогло снизить инфляцию, при этом спровоцировав рецессию. Поэтому нынешние заявления членов Совета управляющих американского Центрального банка заставляют предполагать, что цикл повышения ставок, скорее всего, еще не завершен.

Инфляция может оказаться «неуступчивой» по целому ряду причин. Цены на энергоносители возобновили рост на фоне усилий ОПЕК+ по поддержанию баланса на рынках. В США растут цены на бензин, рынок труда «перегрет», что толкает вверх зарплаты, растут ставки на аренду жилья. Кроме того, непрерывное повышение банковских ставок и соответствующий рост стоимости заимствований провоцируют всё новые банкротства среди компаний, уровень которых уже превысил показатели 2022 года. Наконец, на биржах вновь идут вверх цены на фьючерсы на основные виды продовольствия, что грозит новым всплеском потребительской инфляции. 

Нынешние показатели экономики США скорее говорят в пользу сценария, при котором ФРС продолжит повышение ставок, по меньшей мере, до середины осени. Тем более, что основной вклад в рост американского ВВП вносит сектор услуг. Чтобы поддерживать высокий спрос в секторе услуг необходимо, чтобы у потребителей было достаточно средств. Однако высокие процентные ставки ФРС негативно влияют на сбережения домохозяйств. Рост ставок привел к существенному удорожанию стоимости обслуживания не только государственного долга, но и корпоративных и частных обязательств. В годы пандемии коронавируса американские домохозяйства получили значительные выплаты от государства. Но к настоящему времени их сумма, по экспертным оценкам, уже сократилась вчетверо, до приблизительно 500 млрд долларов. Таким образом, высокие расходы по обслуживанию обязательств сочетаются с быстрым сокращением сбережений. В таких условиях, спрос на товары и услуги, скорее всего, будет сокращаться. Подобное развитие событий не сулит американской экономике ничего хорошего.

«Идеальным сценарием», с точки зрения американских монетарных властей, стало бы постепенное замедление экономики и медленное, но стабильное снижение инфляции. И чтобы при этом не случилось глубокой рецессии. Такое положение в среде экономистов принято называть «мягкой посадкой». ФРС пытается убедить всех, что этот вариант развития событий вполне возможен и в нынешних условиях. Однако скептики указывают, что Федрезерв уже неоднократно ошибался в прогнозах такого рода, в частности, в 1989, 2000 и 2007-м годах.

В последние несколько лет экономики ведущих стран мира раз за разом опровергают устоявшиеся, казалось бы, представления экономической науки. Достаточно посмотреть на Россию, успешно противостоящую беспрецедентному в истории санкционному давлению, которое оказывает Запад. Китай, в свою очередь, демонстрирует миру чудеса экономического роста уже более сорока лет. Лишь время покажет, какие финансово-экономические модели окажутся наиболее успешными в условиях происходящей в настоящее время фундаментальной трансформации мировой хозяйственной системы. И пока что нет никаких объективных оснований утверждать, что американская модель окажется лучшей.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати