Британская The Times недавно написала о значительных проблемах, которые «внезапно» обнаружились с арсеналами армии Соединенного Королевства - после отправки значительных объемов вооружений и боеприпасов Украине. Теперь оказывается, что британские военные «не могут пополнить запасы». Поскольку, в погоне за развитием экономики услуг, Великобритания позволила своей «…оборонной промышленности зачахнуть вместе с остальными видами производства». Многие местные компании военно-промышленного сектора попросту разорились. И теперь, когда Минобороны пытается разместить новые заказы, то обнаруживает, что комплектующие можно приобрести в лучшем случае только у иностранных поставщиков. В худшем же случае – их уже никто не производит. К тому же, многие гражданские технологии, играющие ключевую роль и в военном производстве, также были проданы иностранным компаниям. Порой, из «не тех» государств. Аналогичные проблемы в своих странах отмечают и другие европейские СМИ.
После 1991 года по всей Европе начался длительный период неуклонного сокращения военного производства. Промышленные мощности ликвидировались, либо были законсервированы, что во многих случаях означало необратимую утрату технологий и производственного опыта. Были значительно урезаны и расходы на НИОКР в области разработки новых образцов вооружений. Теперь основные средства военных бюджетов направлялись на модернизацию систем, уже стоящих на вооружении. Первые заметные изменения в подходах к динамике военных расходов обозначились лишь по итогам саммита НАТО, прошедшего в сентябре 2014 года в Уэльсе. Примечательно, что в те годы тенденция к возобновлению роста расходов на закупку вооружений обозначилась не только в Европе, но и в других регионах мира.
При всем том, если в США в течение десятилетий, после окончания «холодной войны», происходила преимущественно консолидация сектора ВПК, укрупнение ведущих компаний, то в Европе тенденции носили более разноплановый характер. В целом ряде стран имела место не только технологическая деградация большинства предприятий. Основную роль в секторе, за некоторым исключением, стали играть компании среднего размера. Которые вполне успешны в производстве нишевых продуктов и изделий, в лучшем случае – в разработке пользующихся наибольшим спросом сложных систем вооружений. Однако, как правило, не имеют надлежащей промышленной и ресурсной базы для быстрого наращивания масштабов производства. Наконец, свою негативную для европейцев роль стала играть усиливавшаяся международная конкуренция, причем не только со стороны США, но и со стороны компаний из России и Китая. Последние, в ряде случаев, попросту скупили своих европейских конкурентов. Именно это, по данным The Times, случилось с британским производителем компьютерных чипов для военно-морских систем Dynex Semiconductor и выпускавшей системы наблюдения Integrated Photonics.
Весной прошлого года в НАТО заговорили о необходимости резкого наращивания военных трат. Первыми заявили о масштабных планах закупки новых вооружений страны Восточной Европы. В конце марта, британский The Economist писал, что давняя идея о необходимости заставить всех участников НАТО тратить на военные нужны не менее 2 процентов от ВВП может, наконец, начать воплощаться в жизнь, на фоне «российской угрозы». Эксперты Citigroup предрекли, что двухпроцентный уровень станет для членов НАТО «минимумом де-факто». С весны 2022 года реальные военные расходы стран НАТО выросли на восемь процентов выше инфляции, в то время как по итогам 2021 года рост составлял порядка двух процентов. В 2022 году военные расходы государств Западной и Центральной Европы в 2022 году составили 345 млрд. долларов, что на 30 процентов выше показателя 2013 года. В реальном выражении их расходы впервые превысили уровень 1989 года.[i]
Зимой года нынешнего натовские восточные европейцы, поддержанные Лондоном, стали продвигать идею о необходимости ввести «показатель в 2 процента» в качестве «обязательного минимума» военных расходов для всех участников Североатлантического договора. На фоне подобных заявлений, акции европейских производителей вооружений показывают неплохую динамику. А весной нынешнего года комиссар по внутреннему рынку ЕС Тьерри Бретона и вовсе выступил с призывом, о том, что «оборонной промышленности Европейского союза необходимо перейти к модели экономики военного времени». Тем не менее, практическое воплощение в жизнь этих планов идет ни шатко ни валко.
Дело в том, что, на фоне пошедших с весны 2022 года разговоров о необходимости нарастить военных расходы, стремительно обостряется борьба вокруг географии поставок новых вооружений и техники. По данным европейских СМИ, конфликт вокруг Украины «неожиданно» привел к новому всплеску «старого соперничества между США и ЕС в области закупок вооружений». По данным ежегодника SIPRI «Тенденции в международных поставках вооружений» за 2022 год, европейские члены НАТО увеличили импорт вооружений на 65% в период с 2013-17 по 2018-22 гг. При этом на долю США пришлось 65% от общего объема импорта вооружений европейскими странами НАТО в 2018-22 годах. Следующими крупнейшими поставщиками стали Франция, 8,6 процента, и Южная Корея, 4,9 процента.
Германия, к примеру, крупнейшая экономика ЕС, и обладательница одного из самых крупных военно-промышленных секторов среди европейских членов НАТО. Тем не менее, отмечают специалисты из Института Европы РАН, немецкая военная машина, исторически «тесно связана с импортом вооружений и техники из США». «Сегодня же взаимозависимость военных сегментов экономик США и ФРГ имеет тенденцию к укреплению». Последним примером такого рода стал контракт на 8 млрд долларов на закупку истребителей F-35. Наращивание импорта американского оружия рассматривается нынешним руководством в Берлине как «возможность ускорить модернизацию бундесвера. Однако национальные производители вооружений видят в этом опасность утраты ключевых технологий германского производства, а также установление серьезной зависимости национального ВПК от США».[ii] Позиция Германии вызывает большое беспокойство и в европейских странах, поскольку правительство Шольца явно не намерено заведомо отдавать предпочтение поставщикам вооружений из Старого Света, хотя те являются ближайшими номинальными союзниками Берлина по ЕС.
Другой жертвой обострившегося промышленного соперничества между американскими и европейскими оружейными фирмами оказывается ВПК Франции. На словах, брюссельские чиновники прорабатывают меры, призванные защитить оборонную промышленность стран ЕС, стимулировать инвестиции в новые разработки и производства. Однако все понимают, что в отсутствие ограничений на присутствие на европейском рынке поставщиков вооружений из США, где компании ВПК получают значительные государственные субсидии, подобная политика не будет иметь успеха. Кроме того, большинство европейских членов НАТО рассматривают закупки американских вооружений как возможность получить от Вашингтона дополнительные гарантии в области безопасности.
А вот кто выглядит одним из главнейших выгодоприобретателей украинской эскалации, так это американская корпорация Lockheed Martin. Поскольку большая часть вооружений и техники западного образца, которые уже были направлены или обещаны Киеву, либо выпускаются на ее предприятиях. Либо являются устаревшими образцами продукции конкурентов, отправка которых на Украину позволит «освободить место» для закупки новейших образцов продукции Lockheed Martin западными военными. К примеру, Европа спешно заключает контракты на закупку РСЗО Himars. Американская компания даже подписала соглашение с немецкой Rheinmetall на разработку специального варианта установки для Бундесвера. Другим бенефициаром является американская Raytheon, которая производит пусковые установки систем ПВО Patriot. Ракеты PAC-3 для них производит та же Lockheed Martin.
В конце прошлого года американский ресурс Foreign Policy сообщал, что США почти вдвое увеличили количество и стоимость одобренных продаж вооружений союзникам по НАТО в 2022 году по сравнению с 2021 годом, поскольку члены альянса стремятся запастись высокотехнологичным оружием в связи с боевыми действиями на Украине. В 2021 году правительство США одобрило 14 возможных крупных продаж вооружений союзникам по НАТО на сумму около 15,5 млрд. долл. В 2022 г. эта цифра увеличится до 24 возможных крупных продаж вооружений на сумму около 28 млрд. долл., включая продажу вооружений Финляндии, вступившей в НАТО в апреле нынешнего года, на сумму 1,24 млрд. долл.[iii]
При этом только часть американских поставок идет в страны, никогда не имевшие крупной военной промышленности, либо значительно сократившие свой ВПК после окончания «холодной войны». А некоторые из одобренных США сделок по продаже оружия в 2022 году готовились годами, как уже упомянутые планы Германии по закупке истребителей F-35 на сумму около 8,4 млрд. долл. Однако многие другие крупные продажи вооружений были осуществлены в спешном порядке после начала конфликта на Украине, когда европейские страны, расположенные на восточном фланге НАТО, бросились наращивать свой военный потенциал, пытаясь восполнить запасы техники, поставленной на Украину.
Таким образом, США остаются основным поставщиком вооружений для номинальных союзников в Европе, даже несмотря на попытки европейских оборонных предприятий удовлетворить возросшие потребности в обычных вооружениях и боеприпасах. Представители оборонных ведомств и эксперты признают, что европейский ВПК с трудом справляется с задачей быстрого наращивания мощностей, не поспевая за ростом спроса. Подобно тому, как, «лишь вследствие геополитических обстоятельств», США сегодня превратились в одного из главных поставщиков природного газа на европейский рынок, теперь американские производители вооружений стремительно наращивают поставки и портфель заказов, без колебаний тесня европейских конкурентов. Хотя американские политики и дипломаты не устают повторять мантры об «укреплении уз трансатлантического союзничества и солидарности».
Большинство стран Старого Света в качестве ответа на нынешнее обострение кризиса европейской безопасности рассматривают планы ускоренной модернизации вооруженных сил. При этом, на уровне заявлений, прослеживается понимание проблемы недостаточности собственных военно-промышленных мощностей как чиновниками Евросоюза, так и руководством отдельных стран-членов. Системное игнорирование вопросов развития оборонной промышленности, характерное для стран зарубежной Европы в предыдущие десятилетия, ставит под сомнение планы их быстрого расширения и модернизации. Поскольку перспективы развития собственного оборонного сектора остаются туманными, поставленные задачи если и могут быть решены в сжатые временные сроки, то только путем наращивания импорта вооружений, прежде всего, из Соединенных Штатов. Однако тем самым, ЕС лишь еще больше усилит свою зависимость от заокеанского патрона, продолжая двигаться в направлении, противоположном заявленным амбициям достижения «стратегической автономии».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.sipri.org/media/press-release/2023/world-military-expenditure-reaches-new-record-high-european-spending-surges
[ii] http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/1-2023/Lomakin12023.pdf
[iii] https://foreignpolicy.com/2022/12/29/arms-sales-united-states-nato-russia-ukraine-war-the-arsenal-of-democracy-is-back-in-business/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs