Актуальность проблематики киберстабильности
Тарасова Инна Юрьевна, помощник сенатора Российской Федерации Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
Понятие «киберстабильность» включает множество составляющих. На межгосударственном уровне это один из столпов, на котором держатся дипломатические отношения и различные аспекты международных отношений. Киберстабильность позволяет поддерживать отношения между государствами, поэтому при налаживании диалога во главу угла ставиться этот фактор.
Актуальна ли киберстабильность в условиях, когда практически у каждого жителя России в кармане гаджет зарубежного производства?
Андрей Николаевич Пекшев, директор Института Конфликтологии:
Классический подход состоит в том, что, если самостоятельно не можешь произвести – укради. Любая страна может создать собственное ПО, суверенный Интернет. Опыт КНР, Северной Кореи и Ирана это повреждает. Что касается России, сейчас определенные вещи заимствуются у Индии. Для создания своего продукта следовало бы разместить заказы в различных странах.
Сергей Васильевич Коротков, кандидат военных наук, начальник аналитического отдела НАМИБ:
За последние 20 лет благодаря дипломатическим усилиям России на международном уровне в рамках Группы правительственных экспертов ООН были выработаны правила ответственного поведения. При их детальном изучении выделяется использование двух понятий – «злонамеренная» и «вредоносная» деятельность.
Проблема информационной безопасности обсуждается в основном в той части, которая касается «вредоносных» действий, т.е. уязвимость киберинфраструктуры. В данном случае речь идет о преступной деятельности, использовании вредоносного ПО. По данным Центробанка, за 9 месяцев 2022 г. ущерб, причиненный вкладчикам, достиг 10 млрд руб. Ежегодно этот показатель увеличивается, несмотря на принятие защитных мер.
«Злонамеренная деятельность» включает распространение дезинформации, фейков с целью демонизации Российской Федерации. Это политизированная сфера, которая требует особого изучения.
Что касается понятий «киберстабильность» и «киберсдерживания», на данный момент отсутствует трактовка, раскрывающая их сущность. В условиях информационной войны необходимо четко сформулировать цели и задачи политику по обеспечению военной безопасности, в т.ч. с использованием киберпотенциала. Для этого важно добиться понимания выше обозначенных базовых понятий, в т.ч. на уровне высшего руководства.
Международное сотрудничество
Один из аспектов глобальной дискуссии по международной информационной безопасности связан с применением правил ответственного поведения к ИКТ-среде. Инициативы России не только игнорируются, но и встречают противодействие со стороны иностранных государств, стремящихся доминировать в информационном пространстве. Возможно ли выстраивание конструктивного диалога с Западом или стоит ориентироваться на страны, поддерживающие идеи России?
Зинченко Александр Викторович:
Затронем вопрос цензуры. В каких международных организациях и государствах она существует? Если вспомнить и сравнить информационное противоборство западноевропейского /американского с советским, то в какой-то степени они выиграли за счет определенных свобод. Ограничений на советском пространстве было больше.
Сейчас мы видим, как западные страны опираются на ограничения неправового характера. Основной критерий – несоответствие информации канонам западного общества.
В России, несмотря на обвинения в консерватизме, присутствовало несколько альтернативных радиостанций, телевизионных каналов. Ярким примером современности является то, что на протяжении 12 лет радиостанция «Серебренный дождь», несмотря на антироссийскую риторику, продолжала деятельность до того, как перешла красную черту в отношении критики российской политики. При этом, зарегистрировавшись в Прибалтике эта радиостанция просуществовала только полгода, после чего была лишена лицензии за одно высказывания журналиста. Это явный показатель где больше свобод.
В рамках ОДКБ России следует большее внимание постсоветскому пространству для того, чтобы сохранение традиций, нравов и обычаев позволяли реализовывать концепцию продвижения национального консенсуса в плане противостояния неолиберальным взглядам, проповедуемым Западом.
В более широком контексте, Россия сейчас возвращается на международную арену. Следует подчеркнуть, что взаимодействие с иностранными государствами выстраиваются на равных. 10-летняя попытка вписаться в западноевропейскую интеграционную систему не оправдала себя. Вместе с тем, сейчас актуализировалась потребность в диалоге со странами Азии, Африки, Латинской Америки на фоне проведения Западом русофобской информационной политики. Данные страны склонны поддерживать Россию в сохранении цифрового суверенитета.
Как продвигается дискуссия в Рабочей группе открытого состава ООН (РГОС) по безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ?
Елена Сергеевна Зиновьева:
Следует обратить внимание на терминологию. Понятие «безопасность в сфере использование ИКТ и самих ИКТ» позволяет включить в дискуссию, как вопросы кибербезопасности (то, что продвигают западные страны), так и вопросы контроля контента.
Наиболее острым вопросом является применимость международного права к ИКТ-среде. Россия настаивает на том, что основополагающие принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, бесспорно применимы к ИКТ-среде. При этом, по форме особенности ИКТ диктуют необходимость адаптации международного права, которая должна быть отражена в рамках Конвенции ООН по международной информационной безопасности.
О том, как практическое применение необязательных норм (норм «мягкого права») должно быть реализовано и как видит этот процесс Российская Федерация, проводился диалог в рамках РГОС. Исследование по данной теме было проведено Национальной Ассоциацией международной информационной безопасности. Россия продвигает идею принятия юридически обязательной Конвенции по МИБ.
Важно, что Россия широко представлена на площадке РГОС. В частности, речь идет об основных структурах (НАМИБ, Молодежная школа МИБ Дипломатической академии, Центр международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России). Представители МИД России активно выступают в ходе официальной части.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs