Фото: atomic-energy.ru.
Современная молодежь африканских стран нередко выбирает получение образования в России по атомным и смежным направлениям. Как организована подготовка кадров для атомной отрасли в российских и зарубежных вузах-партнерах государственной корпорации «Росатом»? Чем могут помочь экономическому развитию стран Африки атомщики и инженеры? На эти вопросы ответили участники видеомоста «Москва-Санкт-Петербург», посвященного Международному молодежному форуму «Россия-Африка: ядерное образование как потенциал для успешного развития региона».
Этот форум собрал на площадке Технической академии Росатома в Санкт-Петербурге более 350 молодых специалистов из России и стран Африки. Мероприятие прошло в рамках Второго саммита экономического и гуманитарного форума «Россия-Африка». Организаторами конференции выступили Техническая академия «Росатома» и Российский университет дружбы народов.
Директор образовательных проектов госкорпорации «Росатом» Валерий Карезин отметил, что молодежь африканских стран выбирает атомные технологии, поскольку эта отрасль является одной из передовых и развивается ускоренными темпами. «Дело не только в том, что у атомной энергетики очень низкий карбоновый след. Ядерные технологии позволяют круглосуточно, независимо от погодных условий, производить электрическую энергию и располагать стабильной базой в энергетическом балансе страны. Атомные технологии позволяют в энергетическом балансе страны иметь очень хорошую, стабильную базу. Важно, что та доля топлива, которая используется для выработки электричества на атомных станциях, очень мала, и не превышает нескольких процентов. При строительстве АЭС страна получает возможность достижения независимости от рынка, а это очень важно для обеспечения устойчивого развития экономики», - пояснил представитель «Росатома».
При этом атомные технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Среди новых тенденций в развитии энергетики В.Карезин особо упомянул АЭС малой и средней мощности, которые можно разместить в значительно большем количестве локаций, чем стандартную атомную электростанцию, под которую нужен определенный уровень развития энергосетей. Получают развитие и плавучие атомные электростанции, которые могут пришвартоваться и снабжать электроэнергией прибрежные города. Получают свое развитие и проекты, связанные с замыканием топливного цикла, то есть дожиганием радионуклидов, что позволяет сделать атомную энергетику практически безотходной.
Не менее важно, что атомные технологии развиваются не только в сфере энергетики, но и, например, в медицине, поскольку излучение позволяет заглянуть внутрь предметов. Различные способы просвечивания организма предоставляют гораздо больший, чем ранее, объем информации о процессах, которые происходят при патологических изменениях в организме. Новые технологии позволяют продлевать жизнь людей, заботиться об их здоровье. Наконец, атомные технологии есть и в сельском хозяйстве. Облучение продуктов питания позволяет дезинфицировать их, не применяя химикатов, и увеличить сроки их хранения. Не менее важна работа с отходами. Ядерные технологии используются и при работе с досмотровыми системами, и в области космонавтики. Поэтому неудивительно, что современные абитуриенты выбирают для изучения специальности, связанные с «мирным атомом».
По словам Валерия Карезина, система подготовки в «Росатоме» организована на многоуровневой основе. Для учащихся, которые еще в школе заинтересовались данной тематикой, организованы «атомные классы», где можно более глубоко познакомиться с соответствующими технологиями и сориентироваться в будущей профессии. Разделы, посвященные этой области знаний, включены в школьные учебники. «Мы работаем с опорными университетами, которые готовят для нас кадры по ключевым направлениям. Среди них - ядерная энергетика, электротехника, химические технологии и строительные технологии, применяемые в атомной отрасли. Поскольку наша деятельность связана и с работой в других отраслях, то мы расширяем сеть так называемых партнерских университетов. Среди них – Российский университет дружбы народов, который помогает нам с выходом на международную арену», - заявил он.
Представитель «Росатома» особо подчеркнул, что международный аспект развития атомных технологий имеет огромное значение: «Невозможно просто продать такой сложный объект, как атомная электростанция, без партнерства. Мы начинаем это партнерство с самого начала подготовки кадров, поскольку наши специалисты должны понимать друг друга. Способствует этому разработка и осуществление совместных образовательных программ. Мы нацелены на то, чтобы преподаватели университетов стран-партнеров и наших преподавателей вместе организовывали образовательные программы, направленные на развитие технологий. Тогда будет максимальный эффект. Такой формат, как создание филиалов университетов, очень хорошо может способствовать развитию сотрудничества, поскольку мы передаем наши образовательные технологии и будем рады их совместно развивать», - заметил ученый.
«У нас очень хорошие связи с университетами Африки. В Египте мы строим атомную станцию, в Намибии и Танзании мы развиваем проекты в области урановой геологии. Но мы надеемся, что они будут развиваться не только в тех странах, где у нас уже есть проекты С рядом стран мы сейчас обсуждаем проекты сотрудничества. Мне кажется, что это тоже значительная база для развития контактов в бразовательной сфере», - заключил В.Карезин.
Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков подтвердил, что интерес к российскому образованию сохраняется на высоком уровне. «В 2020 году было постановление правительства, согласно которому квота на получение образования в Российской Федерации была увеличена до 30 тыс. мест. За последний год мы вдвое увеличили эту квоту именно за счет студентов из африканских стран. Если в прошлом году их численность составляла 2320 человек, то теперь она составляет 4580 человек. При этом количество заявок от студентов из африканских стран – это 14 тыс. человек с лишним. Три человека на место – это хороший конкурс. Ребята, которые поступают в российские вузы, мотивированы и подготовлены, знают, что они хотят учиться именно в России. Мы, конечно, следим за тем, чтобы именно те страны, где этот конкурс высокий, получали эти места», - отметил глава Россотрудничества.
По словам Е.Примакова, самыми востребованными специальностями в этом году являются: ядерная физика и технологии; ядерная энергетика и теплофизика; ядерная тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии; машиностроение; прикладная геология. Среди африканских стран главные лидеры по квоте: Ангола (315 мест), Мали (300 мест), Египет (273 места), Республика Конго (250 мест), Нигерия (250 мест), Алжир (220 мест), Чад (207 мест), Гвинея (200 мест), Зимбабве (125 мест). Лидерами среди российских вузов, в которых проходит обучение, являются Российский университет дружбы народов им. П.Лумумбы, Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Московский авиационный институт, Международный институт стали и сплавов, Санкт-Петербургский горный университет, Томский государственный университет.
«Выпускники, отучившиеся в России, в том числе по линии «Росатома», точно найдут себе работу на родине. Это выполняет важнейшую задачу, стоящую перед нашим агентством, - усиление экономики референтных стран», - заключил Е.Примаков.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs