ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

К итогам саммита в Джакарте: отношения России и АСЕАН отражают стратегическое партнерство

11:14 19.07.2023 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

В период с 12 по 14 июля в Индонезии прошел 30-й министерский саммит по региональной безопасности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), - Association of South East Asian Nations (ASEAN), межправительственной организации, основной целью которой является сотрудничество в политической и экономической сферах, а также укрепление мира и обеспечение безопасности Юго-Восточного региона. В образованную в 1967 году организацию в настоящее время входят 10 стран с населением почти 700 миллионов человек: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа.

Россия с июля 1996 года является полномасштабным партнёром по диалогу с АСЕАН. В 2004 году Россия присоединилась к «Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии» в рамках Балийского договора, что создало предпосылки для углубления российско-асеановского диалога и участия России в других интеграционных процессах. В декабре 2005 года в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит «Россия-АСЕАН» с участием президента Российской Федерации Владимира Путина. Министр иностранных дел России ежегодно участвует в министерских совещаниях (саммитах) Ассоциации с диалоговыми партнёрами в форматах «АСЕАН+1» и Восточноазиатского саммита (ВАС) «АСЕАН+8».

В этом году местом проведения очередного саммита выбрана столица Индонезии Джакарта. На саммит были приглашены министр иностранных дел России Сергей Лавров, госсекретарь США Энтони Блинкен и глава канцелярии комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И.

Повестка саммита была весьма насыщенной. Как отметил в своей вступительной речи на открытии саммита генеральный секретарь АСЕАН камбоджиец Као Ким Хорн, «сегодня в рамках АСЕАН мы изучаем наши возможности способствовать региональной безопасности и экономическому росту, а также развитию наших стран. Но все это, по большому счету, нас волнует лишь с учетом двух ключевых аспектов. Не повредят ли распри сильных мира сего безопасности АСЕАН и как происходящее сейчас в мире процессы скажутся на торговле, входящих в Ассоциацию государств».

Лейтмотив, заданный генеральным секретарем, способствовал активному диалогу участников саммита. Они заинтересованно поговорили и о глобальных вызовах, стоящих перед их странами и Ассоциации в целом, и о региональных конфликтах, и о мировой экономике и дедолларизации торговых отношений.

Так, посол Вьетнама в Ассоциации Нгуен Хай Банг отметил, что нынешняя встреча министров иностранных дел в Джакарте позволила странам-членам АСЕАН сосредоточится на обсуждении, главным образом проблем региональной безопасности, а также на вопросах экономики и инвестиций. 

Наиболее важным, на мой взгляд, явилось то, что организаторы саммита и его участники подготовили «глобальный сюрприз», обратившись к представителям ядерных держав с предложением подписать, так называемый Бангкокский договор 1995 года.[1]

Напомню, что этот документ объявляет Юго-Восточную Азию зоной, свободной от ядерного оружия. Страны АСЕАН намерены просить подписать Договор руководство России, США, Китая, Франции и Великобритании, т.к. ни одна страна Договор пока не завизировала. Судя по всему, представители стран-членов АСЕАН решили действовать на опережение, чтобы заранее получить формальные заверения от представителей России, США и Китая, участвующих в саммите в сохранении безъядерного статуса Юго-Восточной Азии. Пикантность ситуации придало весьма важное обстоятельство, связанное с США, которые вместе с Британией планируют передать Австралии три атомные подводные лодки с неядерным вооружением до 2030 года.

Как отмечает американский геополитический аналитик Брайан Берлетик, США задались стратегической целью по превращению Юго-Восточной Азии в единый фронт против Китая. Поэтому инициативу АСЕАН, естественно, на саммите Энтони Блинкен не поддержал.

Что касается Поднебесной, то г-н Ван И отметил, что Китай и АСЕАН географически близки и являются хорошими соседями, друзьями и партнерами с единой судьбой. По его словам, отношения между Китаем и АСЕАН всегда шли в авангарде во многих областях, поэтому сотрудничество между КНР и АСЕАН по созданию безъядерной зоны вполне оправдано.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в целом поддержал эту инициативу, правда, отметил, что в таком случае Австралию также необходимо включить в этот список, т.к. в конце 2022 года стало известно о планах Австралии построить новую авиабазу для шести американских стратегических бомбардировщиков B-52, способных нести ядерное вооружение. В связи с этим, по мнению главы внешнеполитического ведомства России, АСЕАН сейчас проходит серьезное испытание на прочность, учитывая, что США и их союзники всячески стремятся внедрить НАТО в Азиатско-Тихоокеанский регион и подменить «асеаноцентричную архитектуру безопасности», которая складывалась десятилетиями. Кроме того, по словам министра, Япония и Корея также дают сигналы о том, что не прочь разместить у себя американское ядерное оружие или обзавестись своим собственным. Это очень серьезная и опасная тенденция».

Участие министра иностранных дел России Сергея Лаврова в работе саммита вызвало живой и неподдельный интерес у иностранных журналистов, освещающих встречу. По образному выражению одного из журналистов в Джакарте Лаврова встречали как рок-звезду, и все рвались с ним фотографироваться. По сообщению МИД России, у главы российского МИДа в Джакарте был весьма напряжённый график. Еще до начала основных асеановских мероприятий 12 июля Сергей Лавров встретился с Ван И, в ходе встречи с которым подробно обсудили вопросы региональной безопасности, в том числе, и инициативу АСЕАН. Глава российского МИДа провел также встречу с индонезийской коллегой Ретно Марсуди, которая председательствует на саммите, с визави из Индонезии Ретно Марсуди, Лаоса – Салемсаем Коммаситом и с генсеком АСЕАН Као Ким Хорном, которому он подарил матрешку с портретом генсека. Комментируя подарок Сергей Лавров заметил, что «все предыдущие генеральные секретари тоже получали такую матрешку и что это является символом нашей кооперации, правда, с каждым генсекретарем их делают все больше по размеру».[2]

Была ли в этом какая-то скрытая идея, что каждый новый руководитель АСЕАН получает от России в подарок матрешку со своим изображением большего размера, чем была у его предшественника, неизвестно, но наводит на размышления. Вероятно, напрашивается вывод, что перед каждым новым лидером организации стоят все более и более масштабные задачи. На мой взгляд, увеличивающийся всякий раз размер новой матрешки служит подтверждением поступательности и роста как самой Ассоциации, так и масштабов ее контактов с Россией.

В целом нынешний год для Москвы и АСЕАН является весьма знаменательным, т.к. исполняется 30 лет диалоговому партнерству и 5 лет — стратегическому партнерству России со странами Ассоциации.

Как отметила официальный представитель МИДа Мария Захарова, Россию и страны Ассоциации объединяют твердая приверженность формированию более справедливого и демократичного, многополярного мироустройства, опирающегося на принципы Устава ООН во всей их полноте и взаимосвязи. Она подчеркнула, что Россия вместе со странами АСЕАН последовательно выступает за то, чтобы «асеаноцентричная архитектура» упрочнялась и оставалась выполнять роль фундамента для развития всего Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим, по мнению Марии Захаровой, приоритетом наших отношений является расширение и укрепление сотрудничества в различных сферах, как в высокотехнологичной, так и в сферах продовольствия, образования, в диалоге между внешнеполитическими ведомствами.

13 июля Сергей Лавров принял участие во встречах глав внешнеполитических ведомств в формате «Россия – АСЕАН», а 14 июля - во встречах глав МИД Восточноазиатского саммита (ВАС) и Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ), на которых глава российского МИДа активно продвигал российские подходы к «формированию равноправной инклюзивной архитектуры региональной безопасности», а также обеспечения продовольственной, энергетической безопасности и переход на расчеты в национальных валютах.[3]

На встречах были также рассмотрены вопросы выполнения долгосрочного плана действий до 2025 года. Особое внимание российская сторона уделила таким направлениям, как цифровизация и «умные» города. Было отмечено успешное проведение в феврале текущего года встречи министров, отвечающих за научно-технологическое развитие, а также первой в истории формата «России-АСЕАН» консультации по цифровому сотрудничеству. Отдельно были затронуты вопросы взаимодействия России и АСЕАН по борьбе с новыми вызовами и угрозами – терроризмом, наркотрафиком и другим формам организованной преступности.

Важной темой обсуждения стало сотрудничество между АСЕАН с Евразийским экономическим союзом. В этом году исполняется пять лет со дня подписания Меморандума о взаимопонимании между операторами Евразийской экономической комиссии и АСЕАН в области экономического сотрудничества. По мнению главы департамента международной экономики МИД Таиланда Чердчхай Чхайвавида, развитие этой сферы позволит АСЕАН и странам-членам этой Ассоциации значительно расширить возможности диалога и конструктивного взаимодействия.

Как отметил по итогам прошедшего саммита генеральный секретарь Као Ким Хорн, «АСЕАН - это открытая диалоговая площадка, где можно свободно и открыто выражать свои взгляды и мнения, иногда обеспокоенности. Поэтому мы рады тому, что мы смогли предоставить достаточно дипломатического пространства для того, чтобы главы внешнеполитических ведомств смогли выразить свои позиции, сказать то, что они хотели сказать».

Что касается политической значимости участия России в работе АСЕАН, то следует отметить, что она заметно усилилась за последние годы. Это очевидно при сравнении Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года, где АСЕАН даже не упоминалась, в Концепции 2023 года организация заняла четвертую строку в списке важных направлений российской дипломатии. Сейчас для России принципиально важным является существенное расширение диалога в формате «Россия-АСЕАН» по стратегически важным направлениям.

Для АСЕАН мнение Москвы также по-прежнему значимо, особенно по вопросам глобальной безопасности. В этой ситуации Россия, выступающая совместно с Китаем за единство АСЕАН, помогает последней противостоять экспансии коллективного Запада.

На экономическом треке также произошли заметные изменения: от доминирования экспорта из стран АСЕАН в Россию над импортом из нее, к более сбалансированным торговым отношениям.

Принципиально важно отметить, что отношения России и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии не отягощены сегодня грузом негативной исторической памяти, поэтому АСЕАН и Россия, как отмечено в совместном заявлении по итогам прошедших в Джакарте переговоров глав МИД АСЕАН и России, отражают прогрессивную и всестороннюю кооперацию, направленную на продвижение стратегического партнерства.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Какой глобальный "сюрприз" в ядерной сфере подготовили министры иностранных дел стран АСЕАН Сергею Лаврову в Индонезии 12.07.2023 года. Электронный ресурс: https://rg.ru/2023/07/12/kakoj-globalnyj-siurpriz-v-iadernoj-sfere-podgotovili-ministry-inostrannyh-del-stran-asean-sergeiu-lavrovu-v-indonezii.html

[2] Сергей Лавров преподнес генеральному секретарю АСЕАН философский подарок 13.07.2023 года. Электронный ресурс: https://rg.ru/2023/07/13/sergej-lavrov-prepodnes-generalnomu-sekretariu-asean-filosofskij-podarok.html 

[3] АСЕАН и Россия условились продвигать стратегическое и прогрессивное сотрудничество 13.07.2023 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18264877

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати