В российском внешнеполитическом ведомстве сообщили о проведенном по инициативе турецкой стороны телефонном разговоре глав МИД России и Турции Сергея Лаврова и Хаканом Фиданом.
Во время беседы Сергей Лавров констатировал, что ввиду невыполнения российской части пакетных соглашений Меморандума Россия – ООН, в частности, продолжения блокировки российских банковских платежей, страхования и транспортной логистики, заморозки наших зарубежных активов и поставок отечественной сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки, а также фактической утраты гуманитарного характера сделки, откровенно коммерциализированной Киевом, реализация договоренностей по зерну прекращена с 18 июля.
«В практическом плане это означает отзыв гарантий безопасности судоходства и восстановление режима временно опасного района в северо-западной акватории Черного моря, сворачивание морского гуманитарного коридора в зоне Соглашения и расформирование Совместного координационного центра в Стамбуле. В качестве альтернативы «черноморской инициативе» министры рассмотрели иные варианты поставок зерна наиболее нуждающимся странам, не зависящие от подрывных действий Киева и его западных покровителей», - говорится в сообщении.
Причины выхода России из «зерновой сделки», а также характер российско-турецких отношений в целом стали предметом рассмотрения прошедшего ранее круглого стола в Москве.
Заведующий отделом Ближнего и постсоветского Востока ИНИОН РАН, профессор Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков отметил, что действия Турции всегда осуществляются в интересах стоящего у власти клана Эрдогана и обусловлены общим состоянием деградировавшей в целом системы доверия и договоренностей в международных делах. «Она должна претерпеть радикальные изменения и сформироваться заново, а сейчас мы находимся на стадии перехода от одной системы к другой, когда наиболее вероятны конфликты и войны. Так неоднократно происходило на протяжении всей истории. В этих условиях договоренности и доверие могут быть ровно на один шаг. Простейший пример – турецкие коллеги используют термин «дорогой друг, брат», что свойственно для многих стран Востока. Но это совершенно не значит, что этот человек является для тебя другом или братом. Не нужно принимать эти слова за чистую монету. То, что Эрдоган не пустил к нашему черноморскому побережью военно-морские силы США, нами воспринимается как дружественный шаг. Но он может означать совсем другое: президент Турции показывает всем, «кто в доме хозяин», - пояснил ученый.
По словам В.Аваткова, остановка «зерновой сделки», бесспорно, представляет собой средство давления на Анкару. «Нужно ждать результативного ответа не только в плане прекращения зерновой сделки, но и в плане, так сказать, решения самого зернового вопроса уже на уровне “Россия – Турция”, “Россия и страны Африки” напрямую», - заметил эксперт.
Тему развил старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, директор Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский. Он назвал «зерновую сделку» игрой в одни ворота в пользу исключительно Анкары. «70% турецкого хлеба выпекалось из российской пшеницы. Сейчас, видимо, ее заместит украинская. В Турции неплохие мощности для переработки и огромные связи в третьем мире. Для Эрдогана это великолепный бизнес-проект», - заметил В.Надеин-Раевский.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs