ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Российско-японские отношения: траектории и реальность

10:57 29.06.2023 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО

Долгое время одной из характерных черт японской дипломатии, особенно заметной в сравнении с её ключевыми западными партнёрами, являлось уклонение от участия в экономических и других санкциях. Исключение из этого правила до наших дней было, пожалуй, лишь одно - КНДР, что связано с особым характером претензий к этой стране со стороны Токио. Во времена холодной войны источником постоянного раздражения для Вашингтона были особые отношения Японии с Бирмой (Мьянма). Японцы считали санкции неэффективным инструментом, кроме того, для страны с «конфуцианским менталитетом» было непонятно столь явное вмешательство в чужой суверенитет. Да и рисковать экономическими интересами, зависящими от внешней торговли, японцы тогда не собирались.

Системное подключение Токио к санкционному давлению Запада на Россию после эскалации украинского кризиса стало в определенной степени новым трендом во внешней политике страны, что поначалу вызвало некоторое удивление не только экспертного сообщества, но, возможно, и у некоторых западных партнёров Токио.

При этом японцы постарались сделать исключение для своего участия в ряде совместных проектов, связанных с энергетикой. Но некоторые отрасли японской экономики довольно быстро столкнулись со значительными трудностями как из-за самих японских санкций, так и в результате ответных мер российской стороны (рыболовство).

Поставки Киеву японской продукции военного назначения только «подлили масла в огонь». В этом контексте выглядят странными недавние заявления Фумио Кисиды о сохранении неизменной позиции в отношении мирного договора с Россией. «Что касается проблемы северных территорий (Южные Курилы - О.П.), мы твердо придерживаемся своей позиции - заключить мирный договор, решив территориальную проблему», - заявил премьер[1]. Если принятые ранее поправки в Конституцию России ещё оставляли, как надеялись в Токио, юридические «лазейки» для поиска гипотетических компромиссов по Южным Курилам, то включение Японии в перечень недружественных стран блокирует для Токио все подходы к решению этой проблемы в любом виде.

В качестве одного из возможных объяснений странного оптимизма Фумио Кисиды можно рассматривать довод о том, что японцы опять пробуют «сыграть вдолгую», как уже делали это во время холодной войны. Тогда в Токио принимали довольно активное участие в усилиях Запада по противостоянию СССР, что выражалось, в частности, в финансовой помощи афганским моджахедам через Исламабад, бойкот Олимпиады-80 и др. На мой взгляд, негативный вклад, который Япония внесла в противостояние и последующий распад СССР, скорее всего, до сих пор недооценён. Но тогда воспользоваться результатами победы Запада в холодной войне и дележа «пирога» Япония, в отличие от большинства западных «экономических помощников», не смогла. В Токио полагают, что этому помешало не слишком удачное стечение внутренних и внешних обстоятельств. Крах «мыльного пузыря» японской экономики стал причиной серьёзной турбулентности и в японской внутренней политике, в тот период в Токио так и не смогли выработать «внятную» стратегию в отношении Москвы. Позже, отказ от участия в «Войне в Заливе» 1991 г. способствовал дальнейшему снижению престижа Токио в глазах западного альянса. Но времена изменились.

Не исключено, что правительство Фумио Кисиды надеется, что нынешняя развязанная Западом война принесет бОльшие «дивиденды», а сам Фумио Кисида, похоже, надеется их получить ещё сидя в кресле японского премьера, либо уже пребывая в статусе почётного функционера правящей Либерально-Демократической партии (ЛДПЯ). И судя по всему, для того, чтобы выглядеть за столом будущих переговоров о новых отношениях между Россией и Западом более убедительно, Японии, по замыслам Фумио Кисиды и его единомышленников из ЛДПЯ, нужно срочно «накачать» военные мускулы и выстроить более широкую военно-политическую кооперацию с западными странами. Но как это уже было в прошлом, присоединение японского правительства к западной агрессии против России и надежды на успех окажутся тщетными в ситуации выбора «неправильной стороны истории». Что еще?

В июне стало известно, что США выступили с инициативой о расширении состава Совета Безопасности ООН посредством добавления в него шести постоянных членов, которые не будут обладать правом вето. Идею о расширении Совбеза поддерживают не только США, но и Россия. Проблема состоит в том, что мнения Москвы и Вашингтона касаемо конкретных стран-кандидатов, да и других важных деталей, могут сильно разойтись. Как заявил еще в июле 2022 г. российский посол в КНР Андрей Денисов, «необходимо увеличить долю африканских, азиатских и латиноамериканских государств, чтобы Совет Безопасности мог отражать чаяния народов мира и стать более демократичным»[2].

Для Японии получение статуса постоянного члена Совета безопасности ООН на протяжении десятилетий является «сверхзадачей», решение которой, как надеются в Токио, поспособствует избавлению от имиджа страны, потерпевшей сокрушительное поражение во Второй мировой войне. Поэтому и многие японские премьеры и ранее настаивали на реформе Совбеза. Так, в 2005 году Япония, Германия, Бразилия и Индия представили проект резолюции, которая предполагала увеличение числа его постоянных членов с пяти до одиннадцати, но постоянные члены Совета идею не поддержали. После начала российской военной операции на Украине и Фумио Кисида призвал к реформе Совбеза, предложив также изменить полномочия по праву вето[3].

Согласно ст. 108 и 109 Устава ООН, внести коррективы в порядок формирования Совбеза непросто, пояснил изданию «Ведомости» эксперт в области международного права Сергей Гландин. По его словам, поправки в устав могут вступить в силу только в том случае, если две трети государств – членов ООН из 193 их ратифицируют. Вполне вероятно, что инициаторы таких поправок, будь то Россия или США, не смогут когда-либо набрать достаточно голосов для таких фундаментальных изменений, переформатирующих всю архитектуру мирового правопорядка, сложившуюся после 1945 г[4]. Впрочем, для начала, постоянные члены Совета должны прийти к подобию консенсуса, что пока представляется крайне затруднительным, хотя интерес к данной теме, в целом, возрастает.

По всей видимости, на данный момент речь может идти лишь о широких дискуссиях по поводу условного списка потенциальных кандидатов на получение места новых постоянных членов Совета. И перспективы Японии сегодня оказаться в этом списке более туманны, чем например, для таких «старых» кандидатов, как Бразилия и Индия, и с учётом новых амбициозных претендентов, например, Турции. Хотя раньше, в более «вегетарианские» времена кандидатура Японии в качестве постоянного члена Совбеза принципиально не устраивала лишь Пекин. Так, в Российско-японском плане действий от 2003 г. было отмечено, что «Российская Федерация подтверждает свою поддержку кандидатуре Японии в постоянные члены Совета Безопасности».[5] В Токио тогда даже надеялись, что Владимир Путин «похлопочет» за Японию перед китайским лидером. Теперь, я думаю, эти мечты можно оставить в прошлом.

В сегодняшней ситуации за кандидатуру Японии в списке новых постоянных членов Совбеза готов биться лишь Вашингтон (другие страны Запада больше смотрят в сторону Глобального Юга, например, французы - на Африку). Понятно, что одной американской поддержки здесь недостаточно. К слову, путь Токио к простому членству в ООН в своё время оказался фактически «в руках» Москвы. Стремление получить одобрение своей кандидатуры стало одной из причин прибытия в середине 1950-х гг. японской делегации (сначала в Лондон, затем в Москву) на переговоры о нормализации межгосударственных отношений. Но это уже история.

Трудно понять, на что рассчитывают в Токио, делая заявления о том, что Япония, мечтая заключить мирный договор, "сохранит жесткие санкции против Москвы и продолжит помогать Киеву".

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Журнал Международная жизнь - Кисида заявил о сохранении курса на заключение мирного договора с Россией (interaffairs.ru)

[2] Администрация Байдена предлагает свой вариант реформы Совбеза ООН - Ведомости (vedomosti.ru)

[3] Байден поддержал постоянное членство Японии в Совбезе ООН — РБК (rbc.ru)

[4] Администрация Байдена предлагает свой вариант реформы Совбеза ООН - Ведомости (vedomosti.ru)

[5] РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ • Президент России (kremlin.ru)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати