ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Россия и глобальный Юг: реальное партнерство и перспективы

12:10 27.06.2023 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В последние годы внешняя торговля России все больше переживает период глубоких изменений, приобретает кардинально новые контуры. На смену государствам Запада, длительное время занимавшим доминирующие позиции в экспорте и импорте Российской Федерации, приходят страны глобального Юга – регионов Азии, Африки и Латинской Америки. Этот процесс специалисты называют френдшорингом, то есть, перенаправлением цепочек поставок в страны, считающиеся политически и экономически безопасными (от слова friend — «друг»), где потенциальные угрозы нарушений бизнес-процессов минимальны.

Как этот процесс происходит в России и каковы его результаты, в беседе с обозревателем нашего журнала Александром Моисеевым рассказывает Пётр Павлович Яковлев, доктор экономических наук, главный научный сотрудник отдела Европы и Америки Института научной информации по общественным наукам РАН, профессор кафедры международного бизнеса и таможенного дела Российского Экономического Университета им. Г. В. Плеханова.

 

«Международная жизнь»: Петр Павлович, какова сегодня роль государств глобального Юга в системе международных торговых обменов?

Пётр Яковлев: В последние два десятилетия она резко повысилась. Об этом свидетельствует статистика. Достаточно отметить, что в 2002–2021 годах совокупный товарный экспорт стран Азии, Африки и Латинской Америки вырос с 2 до 9,6 трлн долларов, а их удельный вес в глобальном экспорте повысился с 37,5 до 51,3%. Таким образом, на их долю в настоящее время приходится свыше половины мировой торговли. При этом экспорт африканских государств увеличился в 5 раз (с 112 до 557 млрд долларов), латиноамериканских – в 3,5 раза (с 345 до 1 196 млрд долларов), азиатских – в 4,9 раза (с 1 955 до 9 583 млрд долларов). Помимо безусловного лидера – Китая, нарастившего экспорт товаров в 10,3 раза (с 326 до 3 362 млрд долларов), настоящий внешнеторговый спурт или рывок продемонстрировали и многие другие страны: Мексика и Малайзия увеличили экспорт более чем втрое, Индия – в 8 раз, а Вьетнам – в 20 раз (с 17 до 336 млрд долларов). Заметно возрос и товарооборот между самими регионами глобального Юга. Например, торговля между Азией и Латинской Америкой в указанный период увеличилась почти в 9 раз: с 80 до 694 млрд долларов…

Вместе с тем, не будем забывать, что, смещая фокус своей внешней торговли в направлении развивающегося мира, Россия экономически и политически движется в весьма непростые, противоречивые, во многом специфические и часто остропроблемные регионы. Совсем неслучайно международные эксперты обращают внимание на распространение в мире таких азиатских ценностей, как политический авторитаризм и общественный корпоративизм, считая их условием хозяйственных успехов государств Азиатско-Тихоокеанского региона. В действительности глобальный Юг в социально-политическом отношении являет собой микрокосмос, обитатели которого принадлежат к различным конкурирующим между собой силовым полям. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов тот факт, что многие дружественные Москве развивающиеся страны ожидают от России (по аналогии с СССР) крупных инвестиций и займов в духе френдшоринга на весьма льготных условиях. Готова ли Москва и российский бизнес к такого рода финансовым операциям? Все это в комплексе делает торговый поворот России прежде всего на Восток стратегически неизбежным, но, на мой взгляд, достаточно рискованным предприятием.

 

«Международная жизнь»: Давайте и начнем в Востока, с Азиатского внешнеторгового разворота. Не возражаете?

Пётр Яковлев: Конечно, начнем с Азии. И это – логично. В настоящий переломный момент в истории мировой экономики фундаментальным фактором, определяющим магистральное направление развития всего комплекса внешнеэкономической деятельности России на обозримую перспективу, выступает деловое взаимодействие именно с Азией. Последние десятилетия стали временем нового этапа бурного экономического развития многих азиатских стран, которые добились беспрецедентного повышения своего удельного веса в международной торговле.

В самом деле благодаря экспансионистской внешнеэкономической стратегии доля азиатских стран в мировом товарном экспорте в период 2002–2021 годов (всего за 20 лет) выросла с 30,4 до 43,4%.

Вполне логично, что и география участия России в международной торговле претерпевает радикальные изменения. На место стран Запада (прежде всего, Западной Европы), выступавших главными торговыми контрагентами Российской Федерации в течение трех десятилетий, приходят государства Азиатского континента как важнейшей части глобального Юга.

Статистика показывает, что в 2002–2021 годов доля стран Азиатского континента в российском товарном экспорте выросла с 23 до 40%, то есть, практически удвоилась, а в абсолютных значениях увеличилась в 8 раз: с 24,4 до 196,2 млрд долларов.

При этом в структуре отечественного вывоза произошли характерные изменения и доминирующее место (порядка 52%) заняли сырьевые товары, главным образом углеводородные энергоносители. В частности, экспорт нефти и нефтепродуктов в стоимостном отношении увеличился более чем в 22 раза: с 3,1 до 68,5 млрд долларов. Тем самым поставки на азиатские рынки стали соответствовать структуре российского экспорта в целом. В числе других товаров, поставляемых отечественными компаниями в страны Азии в крупных масштабах, можно назвать лесоматериалы, необработанный алюминий и полуфабрикаты из железа. Суммарно на долю этой продукции пришлось немногим более 6% экспорта.

Кроме того, в 2010-х годах Россия вышла на азиатские рынки с продовольственными товарами, главным образом с зерновыми (пшеница и смесь злаков - меслин) и подсолнечным маслом. Последнее обстоятельство приобрело особую макроэкономическую значимость, учитывая поступательное развитие аграрного производства в Российской Федерации, высокую заинтересованность наиболее крупных аграрных комплексов в наращивании трансграничного вывоза (в силу сравнительной ограниченности местного рынка) и постоянно растущий потребительский спрос на продовольствие в большинстве стран Азиатского континента.

Справедливости ради нужно отметить, что не на всех азиатских рынках России удалось закрепиться и сохранить их в качестве крупных покупателей отечественной продукции. В частности, в 2002–2011 годы стремительно вырос экспорт Российской Федерации в Таиланд: с 96 млн до 2,1 млрд долларов, главным образом за счет крупных поставок нефти, нефтепродуктов, металлов и удобрений. Однако российским компаниям не удалось закрепиться на таиландских рынках, и во втором десятилетии 2000-х годов произошло значительное сокращение экспорта, стоимость которого в 2021 году снизилась до 494 млн долларов. Конечно, таиландский кейс можно считать не типичным, но факт остается фактом.

 

«Международная жизнь»: Теперь, Пётр Павлович, рассмотрим динамику и структуру российского товарного импорта из азиатских государств. Каковы они в современных условиях?

Пётр Яковлев: Здесь, на мой взгляд, следует выделить следующие ключевые моменты. Во-первых, темпы наращивания закупок в странах Азии в целом коррелировали с динамикой отечественного экспорта в этот регион и даже опережали ее: в 2002–2021 годы увеличение по стоимости составило 14 раз. Но при этом Россия неизменно сохраняла ощутимый профицит в торговле с азиатскими партнерами (в 2021 году – 58,5 млрд долларов).

Во-вторых, основу поставок на российский рынок из стран Азии составляют разнообразные готовые изделия, номенклатура которых достаточно широка и включает в себя различные виды промышленного оборудования, электрические машины, транспортные средства и высокотехнологичную продукцию: компьютерную технику, средства мобильной связи и электронные интегральные схемы.

В-третьих, четко проявилась лидирующая роль Китая, чей удельный вес в российском импорте из Азии вырос с 25% в 2002 году до 53% в 2021-ом (в стоимостном отношении – с 2,4 до 72,7 млрд долларов, или в 30 раз). Вместе с тем еще стремительнее увеличился импорт Российской Федерации из Вьетнама: с 81 млн до 4,9 млрд долларов, т. е. в 60 раз.

Экспоненциальный рост торговли с азиатскими государствами, ставший реакцией на форсированное свертывание деловых связей с Западом и зримым воплощением поворота на Восток, получил убедительное закрепление в 2022 году, прежде всего в отношениях с крупнейшими странами континента – Китаем и Индией. В частности, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), товарооборот с КНР увеличился на 29% и достиг рекордных 190 млрд долларов (российский экспорт – 114 млрд, импорт – 76 млрд долларов). Одновременно знаковые перемены произошли в торговле с Индией, которая (впервые в истории) вошла в число крупнейших покупателей российских энергоносителей.

Таким образом, азиатское направление выдвинулось в число самых главных и перспективных в системе внешнеторговых отношений Российской Федерации.

 

«Международная жизнь»: А что, по-вашему, происходит с африканский вектором российского бизнеса? Ведь и в этом направлении наша страна предпринимает большие усилия.

Пётр Яковлев: В русле выстраивания стратегии торгово-экономического сотрудничества России с глобальным Югом все более заметное место занимают страны Африканского континента. Начиная с середины 2010-х гг. заметно активизировался курс на превращение африканского вектора из сравнительно маргинального в один из приоритетных инструментов отечественной внешнеэкономической политики. Знаковым, в частности, был саммит «Россия – Африка», прошедший в Сочи в октябре 2019 года, на котором Россия заявила о стремлении установить с африканскими государствами долгосрочные партнерские отношения. На форуме президент В. В. Путин подчеркнул, что Москва рассматривает торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество «как важнейшую составляющую комплекса взаимоотношений России со странами Африканского континента…». (Новый саммит Россия-Африка, напомню, намечен на июль этого года. Он соберется в Петербурге).

Следует отметить, что российско-африканская торговля стартовала с очевидно низкого уровня: в 2002 году ее объем не достигал и 2 млрд долларов, что составляло немногим более 1,2% внешнеторгового оборота Российской Федерации. В период до 2021 года товарооборот вырос в 9,2 раза и превысил 17,7 млрд долларов, или 2,2% совокупного объема внешней торговли России. При этом российский экспорт увеличивался опережающими темпами (рост более чем в 10 раз) и превысил импорт из государств Африки почти в 5 раз.

Другая характерная черта росийско-африканской торговли – высокая концентрация отечественных экспортных поставок в относительно узкой группе импортеров. Причем, это положение со временем даже несколько усугубилось. Если в 2002 году на долю топ-10 африканских стран (Египет, Алжир, Сенегал, Марокко, Нигерия, Уганда, ЮАР, Тунис, Ливия и Камерун), закупающих российские товары, приходилось 78,3% общего объема экспорта Российской Федерации в регион, то в 2021 году этот показатель вырос до 83,2%. Аналогичная картина наблюдается и в среде африканских экспортеров на российский рынок.

В период 2002–2021 годов доля топ-10 государств, поставляющих свою продукцию в Россию, увеличилась с 35,1 до 68%. Это говорит о том, что в российско-африканской торговле остаются колоссальные неиспользованные резервы ее расширения путем вовлечения в сотрудничество максимально большего количества из 54 независимых стран континента. Еще одна проблема товарообмена между Российской Федерацией и Африкой – слабая диверсификация российского экспорта, преобладание в нем продовольственных (главным образом зерновых культур и растительного масла) и сырьевых (нефти и нефтепродуктов, каменного угля) товаров, на долю которых в настоящее время приходится порядка 65% всех поставок отечественных компаний на африканский рынок. В значительно меньшей степени в Африку поставляются сельскохозяйственные удобрения, хотя потенциальный спрос на них весьма велик.

Следствием отчетливо выраженного дисбаланса в российско-африканской торговле является сравнительно небольшой объем отечественного импорта из стран континента (в 2021 году – на сумму немногим больше 3 млрд долларов). В данном случае товарная структура поставок остается практически неизменной и состоит в основном из отдельных видов продовольствия (цитрусовых, какао, яблок и груш, картофеля), а также марганцевых руд и концентратов. Кроме того, на российский рынок в последнее десятилетие в ограниченных количествах поставляются легковые автомобили и женская одежда.

Интенсивные российско-африканские контакты на высшем и высоком уровне, ставшие политической реальностью последних лет, свидетельствуют о том, что в руководящих сферах существует понимание необходимости форсированно наращивать взаимный товарооборот. Как показывает мировой опыт, успешно развивающаяся трансграничная торговля товарами – наиболее распространенная и самая гибкая форма внешнеэкономических связей, которая создает благоприятную предпринимательскую среду и является прочной основой межгосударственного и межкорпоративного сотрудничества в других экономических сферах.

Для реализации имеющегося потенциала в отношениях с африканскими странами российскому бизнесу в императивном порядке следует учитывать специфическое положение Африки на глобальном рынке современных технологий. В большинстве своем страны континента не располагают достаточно развитой национальной технологической базой, но с каждым годом становятся все более крупными потребителями технологий и технологических товаров. С учетом данного обстоятельства отечественные компании, занятые в сфере телекоммуникаций, ИТ-услуг, ИТ-оборудования и производства другой наукоемкой продукции, вполне могут стать партнерами африканских предприятий, заинтересованных в модернизации своей деятельности на базе цифровизации.

 

«Международная жизнь»: Ключевые партнеры у России традиционно есть и в Латинской Америке. Как у нас развиваются торговые связи с ними?

Пётр Яковлев: За два десятилетия XXI века межгосударственные отношения Москвы с целым рядом латиноамериканских стран вышли на новый, более высокий уровень и все чаще характеризовались как стратегическое партнерство. В этот период в целом сформировалась, наполнилась конкретным содержанием и прошла очередной тест на взаимовыгодность и взаимодополняемость. В 2002–2021 годы российско-латиноамериканский товарооборот вырос почти в четыре раза: с 5,4 до 20,9 млрд долларов. При этом товарный экспорт России вырос в 3,7 раза (с 3,4 до 12,3 млрд долларов), а импорт – в 3,8 раза (с 2,3 до 8,6 млрд долларов). Таким образом, в торговле с ЛКА 2021 год закончился для нашей страны с профицитом в 3,7 млрд долларов.

За прошедшие годы сложилась структура взаимной торговли России и Латинской Америки, причем как российского экспорта, так и импорта. В первом случае в настоящее время почти 70% приходится на такие товары, как железные полуфабрикаты, разного вида сельскохозяйственные удобрения, а также нефть и нефтепродукты. Во втором – порядка 35% приходится на четыре группы продовольственных товаров (сою, бананы, говядину и рыбу) и 4,3% – на легковые автомобили. Тем самым и экспорт, и импорт в российско-латиноамериканской торговле носят преимущественно сырьевой характер.

Обращает на себя внимание и тот немаловажный факт, что в числе главных товаров российского экспорта в Латинскую Америку отсутствует индустриальная продукция высоких переделов. Такое положение можно объяснить двумя фундаментальными обстоятельствами: сравнительно низкой активностью отечественного технологического бизнеса и постоянно нарастающей конкуренцией на латиноамериканских рынках со стороны корпораций традиционных экономических игроков – США и Западной Европы, а также новых и особенно агрессивных промышленных компаний стран Азии во главе с Китаем.

Вместе с тем в ЛКА существует группа государств, с которыми Российская Федерация, приняв эстафету от Советского Союза, уже в течение длительного времени поддерживает наиболее интенсивные торговые связи. В числе таких стран Аргентина, Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу, Чили и Эквадор. В последние полтора десятилетия к этому списку добавился Парагвай благодаря значительным поставкам в Россию продуктов сои и мяса крупного рогатого скота (в 2021 году на эти две группы товаров пришлось 92,5% всего российского импорта из Парагвая). В отдельные годы заметными покупателями товаров из Российской Федерации становились страны Латинской Америки, как правило, не входившие в число традиционных российских торговых контрагентов. Например, в 2021 году такими ситуативными импортерами нефти и нефтепродуктов из России стали два небольших карибских государства – Багамские острова и Сент-Люсия, которые из-за сравнительно крупных закупок углеводородов вошли в топ-10 торговых партнеров Российской Федерации в Латинской Америке.

Безусловно, в ЛКА особое значение для России имеют ее торгово-экономические отношения с Бразилией – одной из крупнейших мировых держав. В текущем столетии Российская Федерация вошла в число импортеров различных бразильских продовольственных товаров – сахара-сырца, кофе, говядины, свинины, мяса птицы, фруктовых соков, спиртных напитков, а также отдельных видов промышленной продукции, в том числе дорожной и строительной техники, транспортных средств и запасных частей, роторных объемных насосов, алюминиевого проката, цилиндров для прокатного стана, одежды и обуви, охотничьего оружия, разного рода инструментов, мебели и других товаров для дома. Одновременно Россия в крупных объемах поставляет в Бразилию минеральные удобрения (азотные, калийные и смешанные), на которые приходится до 90% совокупной стоимости российских поставок на бразильский рынок. В результате Бразилия вышла на второе место в мире (после КНР) среди импортеров российских сельскохозяйственных удобрений. Вместе с тем в последнее десятилетие сократились поставки в Бразилию оборудования и промышленных изделий российских предприятий и произошло сужение номенклатуры отечественного экспорта. Дополнительные возможности для роста товарооборота с Бразилией (и другими латиноамериканскими странами) открываются в процессе геоэкономической переориентации внешней торговли с государств коллективного Запада на регионы глобального Юга. Например, в 2022 году Бразилия стала заметным импортером российских нефтепродуктов, чего раньше в торговых отношениях двух стран-гигантов не наблюдалось. В частности, с конца сентября на бразильский рынок начало поступать дизельное топливо из Российской Федерации. Тем самым Бразилия вошла в число стран глобального Юга, которые своими закупками замещают выпадающий импорт отечественных нефтепродуктов в государства Европейского союза.

Можно ожидать, что указанный тренд в обозримом будущем получит развитие и распространится на многие другие товары российского экспорта, консолидируя деловые связи России со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Таким образом, эмпирическая оценка текущего состояния и перспектив развития торговых связей России с дружественными странами Азии, Африки и Латинской Америки на принципах френдшоринга говорит о том, что регионы глобального Юга становятся ключевыми звеньями многовекторного поворота внешнеторговых потоков Российской Федерации с западного (северного) на восточное (южное) направление.

 

«Международная жизнь»: Спасибо, Пётр Павлович, за обстоятельный и полезный разговор.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати