ГЛАВНАЯ > Дискурс

Международный форум «СМИ и цифровые технологии перед вызовом информационного и исторического фальсификата» 14-15 ноября 2022, Москва, Часть 2 (Продолжение)

14:49 07.06.2023 • Валерия Булва,

Наталия Алексеевна Нарочницкая:

Учитывая, что достаточно много времени люди проводят в пробках, необходимо не забывать про аудиокниги. Это и русские сказки, и интересные беседы, причем делать их надо живо, привлекательно.

Каким образом история может быть сфальсифицирована?

Ги Меттан, писатель, политолог, журналист, член Христианско-демократической партии Швейцарии, основатель и председатель швейцарского пресс-клуба в Женеве:

Большой пример представление западными историками и политиками Второй мировой войны. Если мы посмотрим на то, как эта тема преподносится в европейских школах, то главное событий Второй мировой войны – это высадка союзников в Нормандии 6 июня 1944 г. На самом деле это не так. По-английски операция называется D-Day, будто это был один день – главный день, предопределивший исход кровопролитного конфликта.

При этом, ничего не говорится о Сталинграде. Никто не упоминает о битве на Курской дуге. Не говорят о другой крупнейшей операции, которую предприняла советская армия раньше планировавшегося срока для того, чтобы отвлечь от силы Германии и ее сателлитов с западного фронта.

Полностью искажена и ангажирована всемирная история. Идет выборка отдельных фактов, определенных дат. Все усилия направлены на создание нового нарратива, который играет на руку Запада, против России.

Сегодня мы сталкиваемся с попыткой нацифицировать, фашизировать Россию. Путин сравнивается с Гитлером. Все это направлено на дискредитацию имиджа России. Это напоминает «вооружение истории».

Хотел бы обратить внимание на книгу «Россия-Запад: тысячелетняя война», которая была распродана во Франции и в Китае, переиздана издательством АСТ в Москве. К теме русофобии есть интеллектуальный интерес.

Армен Гарникович Оганесян:

Господин Ги Меттан, в Ващей книге «Россия-Запад: тысячелетняя война» представлен системный подход в отношении того, что такое русофобия с времен Карла Великого. В своей работе Вы вводите такое понятие, как «любовь к ненависти». Вы пишете, что «Запада любит ненавидеть Россию». Это заключение было ментальным взрывом для тех людей, которые ознакомились с книгой.

Ги Меттан:

Сегодня крайне важно помнить об истоках Второй мировой войны. Как искажение правды о начале данного конфликта ведет к кардинальной перестройке понимания мира?

Вячеслав Петрович Зимонин, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член (академик) Российской академии естественных наук, Академии военных наук РФ, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук:

Для закрепления в качестве официальной даты начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года предпринимаются огромные усилия зарубежных и отечественных историков. Мощная кампания была развернута на официальном уровне.

1 сентября 2019 г. на территории Польши была организована мощная идеологическая политическая встреча около 40 государств (и тех, кто развязывал Вторую мировую войну, и жертв войны, в т.ч. освобожденных Советским Союзом государств). При этом, не пригласили ни Россию, сыгравшую ведущую роль в Великой победе над гитлеровской и японской агрессией, ни Китай, который с 18 сентября 1931 года был подвергнут первой масштабной агрессии со стороны милитаристской Японии и 14 лет непрерывно подвергался попыткам Японии ликвидировать это древнее государство.

Европейские фальсификаторы сделали это осознанно, поскольку их ключевая задача – доказать, что война началась с нападения Гитлера на Польшу. После оккупации польской территории Германией СССР фактически воспользовался ситуацией для возвращения исконно российских территорий, обезопасив себя на какое-то время от неизбежной гитлеровской агрессии.

Возникает вопрос, что было с 18 сентября 1931 г., когда велась непрерывная 14-летняя агрессия Японии против азиатских народов, а с 1941 г. – против США. В 1930-е гг. доминировала политика умиротворения агрессора. Никто из европейских стран не выступил с осуждением агрессии Японии и Германии. США предоставили Японии более 180 млн долл. для того, чтобы обеспечить успех японской армии в Китае, а затем на севере (на территории СССР). Аналогичные опасные тенденции мы наблюдаем в современной политике.

Не только на Востоке в 1931 г. появились первые очаги Второй мировой войны. В 1935-36 г. Италия захватила Ливию, Эфиопию, в 1938 г. – Албанию. В 1936 г. Германия оккупировала Рейнскую область, в 1938 г. организовала Мюнхенский сговор по расчленению Чехословакии. Другой пример – гражданская война в Испании. Все это было до 1 сентября 1939 г.

Сегодня на этой необходимо обращать серьезное внимание. Вся западная система способствует развитию самых неприглядных движений. Мир перевернулся. Идет фашизация, сатанизация внешней и военной политики США и лояльных американскому курсу стран.

Что касается Японии, несмотря на принятые международные меры и антивоенную Конституцию, только японская регулярная армия насчитывает 250 тыс. человек. Военный бюджет этого государства составляет 50 млрд долл. Этот показатель превышает расходы ядерных Франции и Великобритании, а также объединенной Германии. Япония стала участвовать в американских вылазках не только на территории Восточной Азии, но и в Южной Азии, основала военную базу в Сомали.

Фальсификация отражается на историческом знании. Как это проявляется на примере российско-чехословацких отношений?

Олег Юрьевич Солодухин, первый заместитель декана, профессор факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, советник ректора НИУ ВШЭ:

Историческое знание в обществе существует в двух формах: историческое знание, формируемое экспертным и научным сообществом, а также мифы и нарративы, которые существуют на уровне исторической мифологии, на уровне осознания обществом собственной истории. Часто эти формы не совпадают друг с другом.

Прослойкой между экспертным историческим знанием и историческим знанием общества достаточно часто выступает публицистика, журналисты, медиа, социальные сети и т.д. При этом, проблема исторической памяти находится в постоянном развитии, поскольку настоящие события приводят к изменению отношения к прошлому. Точно так же изменения исторического прошлого влияют на настоящее.

Часто бывает, что существует полное несовпадение между нарративами народа одной и другой страны. Одни и те же исторические факты интерпретируются совершенно по-разному. Например, в отношениях между Россией и Чехией четко спорными моментами являются чехословацкий регион в годы гражданской войны, Мюнхенское соглашение (в Чехии пытаются переистолковать роль СССР в данном событии), чешский народа в годы протектората, Пражская весна 1968 г.

Что касается Пражской весны, проблема заключается в том, что так или иначе события 1968 г. в отечественной литературе (прежде всего, публицистической и учебной) получает толкование на основе фальсификации исторических фактов.

Так, В. Фалин пишет, что 13 августа 1968 г. Дубчек звонил Брежневу и просил ввести войска на территорию Чехословакии. Фалин является единственным источником этой информации, больше нигде и никогда она не подтверждалась. При этом, сам Фалин ссылается на разные источники. Один раз он констатирует, что эту информацию ему передал А.А. Громыко, другой раз – что сохранилась запись телефонного разговора. Все стенограммы бесед Дубчека и Брежнева опубликованы, такой записи не существует. Если взять стенограмму совещания Брежнева с представителями братских партий стран Варшавской пятерки 28 августа 1968 г. в Москве, накануне вторжения, то наблюдается открытая неприязнь Брежнева к Дубчеку.

Второе – сегодня крайне популярны конспирологические теории, стремление обвинить во всем Запад. В этой связи, примечательна информация, представленная в журнале «Историк», о приезде в 1968 г. в Чехословакию Зб. Бжезинского. Он действительно приезжал в Чехословакию, но его главной целью была презентация книги, которая выйдет в 1969 г. – «Роль Америки в технотронную эру».

Следующий часто эксплуатирующийся сюжет связан с поведением советских солдат в Чехословакии - то, что советские солдаты вели себя хорошо, а немецкие использовали танки и применяли огонь против населения. Несоответствие заключается в том, что войска ГДР в Чехословакию не вводились. Были небольшая группа офицеров связи в Миловице, отдельные подразделения разведки, которые сопровождали части группы советских войск в Германии.

Подобных публикаций очень много. Однако профессиональные историки, которые занимаются исследованием периода 1968 г., на это не реагируют. В этой связи. сегодня повышается актуальность работы СМИ в тесном взаимодействии с профессиональными историками.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати