Гордость России
Завтра 224-я годовщина со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Дата не юбилейная. Однако это не имеет значения, когда речь идёт о гении, чьё творческое наследие, сама жизнь есть, – воспользуюсь ставшими крылатыми словами, – наше всё. Пушкин – создатель языка, без которого была бы невозможна великая русская литература. Пушкин – основоположник самой этой литературы. Пушкин – выдающийся деятель русской культуры. Пушкин – глубокий, проницательный мыслитель.
И ещё одна грань творчества великого поэта. И сама фигура, личность Пушкина, и его бесценное наследие являют собой воплощение русскости в самом точном и высоком смысле этого понятия, органично соединяющего в себе любовь к русскому языку, к России, к её истории, культуре, готовность трудиться на благо Отечества, а в случае необходимости – и защищать его.
Прекрасно сказал о русскости великого поэта другой, тоже великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. «Пушкин, – писал он, – есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Действительно, нельзя постичь русский народ, Россию без обращения к «Евгению Онегину», «Борису Годунову», «Полтаве», «Капитанской дочке», к другим произведениям великого поэта. Правда, мне могут возразить, что нельзя постичь Россию, её культуру и без произведений Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Достоевского, Л. Толстого, Тургенева, Некрасова, Лескова, Чехова, Блока, Горького, Маяковского, Шолохова. Да, это так. И список можно продолжать ещё долго. Однако, убеждена, Пушкин всегда в нём будет первым.
Почему? Потому, что до Пушкина никто из деятелей культуры, искусства не уделял столько внимания прошлому России. Он не просто «изобразил» русскую жизнь, русский характер. Он отобразил русский менталитет, русский образ жизни и в их исторических истоках, и во всём богатстве их проявлений. Благодаря Пушкину русские люди, жители России стали полнее, глубже осознавать себя гражданами могучей страны с многовековой и славной историей, богатой культурой, с объединяющим всех выразительным языком. Государства, сознающего свою растущую созидательную силу. Тем самым Пушкин дал импульс продвижению страны, российского общества к обретению того, что мы сегодня называем исторической, национальной, духовной идентичностью.
И ещё. В своей знаменитой пушкинской речи Достоевский сказал, что Пушкин есть пророчество и указание. Прошедшие два века доказали правоту этих слов. Ни в чём главном относительно России, её народа, будущего страны великий поэт не ошибся. И, прежде всего, не ошибся в подчеркивании своеобразия, непохожести России. Пушкин не использовал слово «цивилизация» в его нынешнем значении, но то, что Россия – не Западная Европа, что у неё иная история, иной путь – сознавал в полной мере. Это явствует из его оценки Петра Первого, личность и дело которого стали одной из центральных тем творчества Пушкина. Как писал поэт, Пётр не «презирал страны родной, он знал её предназначенье» и ради блага России «на троне вечный был работник». Строки, известные всем нам со школьных лет, но это не делает их банальными. Они исполнены глубокого смысла. Пётр, считал Пушкин, повел Россию по пути европейской культуры не из стремления превратить Россию во второе издание Европы. Император исходил из убеждения, что национальный склад русского ума и духа позволит заимствовать из Европы именно то, что отвечает особенностям и предназначению России. В этом видел поэт величие Петра.
Пушкин – убеждённый патриот России. Он с неодобрением отзывался о стоящих в оппозиции «не к правительству, а к России». Это мнение человека, безусловно, широчайшего кругозора и образованности, острого и глубокого ума.
На Европу он взирал без пиетета и видел в ней нечто, что вызывало резкое его неприятие. Слово «русофобия» тогда еще не вошло в лексикон, но само явление уже существовало. В 1830 году в письме Бенкендорфу в связи с польским восстанием он отмечал, что «озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою». Пушкин дал ей отпор в написанном тогда же знаменитом стихотворении «Клеветникам России». Читается так, как будто написано сегодня.
Глубина, плодотворность и актуальность этих пушкинских суждений видны особенно хорошо на фоне современного геополитического противостояния, инспирированного Западом против нашей страны с территории Украины. И потому такое большое, даже огромное значение имеет культурный, духовный суверенитет страны, вырастающие из него патриотизм, стойкость в отстаивании свободы и независимости своей Родины. Что, собственно, и имел в виду Пушкин, подчёркивая значимость сохранения национальной и исторической самобытности России, гордости за своё Отечество.
И это отнюдь не призыв к изоляции, обособлению от мировой культуры. Полностью разделяю позицию Президента России Владимира Владимировича Путина: мы являемся её частью, причем значимой. Наш вклад в нее неоценим. И в первую очередь благодаря тому, что на протяжении всей своей истории не были подражателями, а сохраняли и сохраняем бережное, уважительное отношение к своим корням, истокам.
Русскость Пушкина, его творческий гений — наша надёжная опора. И в нынешнем геополитическом противостоянии с Западом, борьбе с русофобией во всех её проявлениях. И в созидании, развитии. Более двух веков Россия и Пушкин неотделимы друг от друга. Так будет всегда.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs