Крылатая фраза из шекспировского «Гамлета» про древнее датское королевство, в котором «что-то неладно», по аналогии всё чаще приходит на ум при знакомстве с сегодняшней ситуацией вокруг коалиционного правительства Олафа Шольца. В мае члены его кабинета стали фигурантами череды неприятных и резонансных политических скандалов.
Сначала неожиданно, как говорится, «прилетело» со стороны «зелёных». Их лидер, а ныне вице-канцлер и министр экономики страны Роберт Хабек оказался в фокусе внимания, пожалуй, самой неприглядной истории, всколыхнувшей прессу и местный истэблишмент. Речь – о классическом кумовстве во власти, которому вольно или невольно потворствовал Хабек. Прозвучало в отношении его министерства и обвинение в коррупции и мошенничестве.
Вице-канцлера крепко подвёл его любимец и ближайший помощник статс-секретарь Министерства экономики Патрик Грайхен. Последнего уличили в незаконной раздаче бюджетных средств. Как оказалось, с его подачи министерство выделяло крупные суммы на некоторые проекты, у руля которых были его родственники. Так, ещё в ноябре прошлого года статс-секретарь утвердил выделение грантов на ряд инициатив, которые он пометил как «заслуживающие поддержки». Среди таких получателей оказались берлинский экологический «ЭКО-институт» и связанная с ним экологическая организация «Бунд». Как оказалось, в институте на ведущих должностях работают сестра и брат статс-секретаря Верена и Якоб Грайхен. Кроме того, Верена состоит в совете директоров «Бунда», получавшего различные заказы от министерства. Налицо в чистом виде конфликт интересов, о котором Хабека вроде бы никто не подумал проинформировать. Между тем, как показало позже расследование, цена вопроса, «достойного финансирования» по Грайхену, аж 600 000 евро!
Когда вся история с институтом и «Бундом» выплыла на поверхность и разразился громкий политический скандал, вице-канцлер поначалу допустил серьёзную ошибку. Он не нашел ничего лучше, чем броситься на защиту проштрафившегося подчиненного. Хабек отчаянно его защищал на протяжении нескольких недель. Мол, да, Грайхен виноват, но он очень ценный специалист и много сделал для решения ряда кризисных ситуаций в экономике страны. 10 мая в прямом эфире одного из немецких телеканалов министр прямо заявил, что «не готов жертвовать людьми». Оппозиция в бундестаге с таким подходом не согласилась и решительно потребовала увольнения статс-секретаря.
Журналисты, в частности, узнали, что в контексте этого происшествия в министерстве экономики был проанализирован характер распределения руководящих должностей. И тут всплыл ещё один грех Грайхена – именно он пробил назначение своего близкого друга Михаэля Шэфера на пост нового исполнительного директора Федерального энергетического агентства Германии (DENA). Как выяснилось, тот был даже свидетелем на его свадьбе. Позднее статс-секретарь покаялся, что скрывал факт этой дружбы от Хабека.
Под давлением всех обстоятельств вице-канцлер вынужден был, наконец, сдаться и, скрепя сердце, уволил своего статс-секретаря, а на недавних слушаниях в бундестаге признал, что допустил ошибку, когда начал его защищать. В партии «зеленых», где в эти дни из-за скандала заметно росло беспокойство, облегченно вздохнули.
Но дальше – больше. Проблемы у Хабека на этом не закончились. В скандальном свете следом предстал уже другой его госсекретарь - Удо Филипп (тоже из «зелёных»), отвечающий в министерстве за продвижение и поддержку стартапов. Ирония в том, что Филипп сам зарабатывает путём личных инвестиций в фонды, реализующие стартапы. И при этом госсекретарь назначил своим советником управляющего одного из фондов, с которым сам же ведет бизнес. Как отметили аналитики издания «Бизнес Инсайдер», Филипп активно проталкивал управляющего Себастьяна Бемера в консультативный совет своего министерства несмотря на то, что у него лично есть доли в бемеровской компании-фонде.
«Строгое разграничение интересов выглядит иначе!» - возмутилась пресса. «Неужели это никогда не прекратится? Создается впечатление, что министр экономики Роберт Хабек выбирал своих государственных секретарей, исходя из того, кто имеет наиболее непрозрачные связи семейного и финансового характера», - съязвила газета «Бильд». Как отмечалось в СМИ, еще хуже то, что Филипп «автоматически участвует в разработке политики, которая, хотя и не прямо, но косвенно, влияет на его состояние».
Генеральный секретарь оппозиционной партии ХСС Мартин Хубер категорически потребовал: «Зеленый магазин самообслуживания» в Министерстве экономики должен быть, наконец, закрыт. Роберт Хабек должен, наконец, обеспечить прозрачность и дать пояснения относительно финансовых махинаций Удо Филиппа». Прозвучала критика в адрес Хабека и со стороны партнеров по правящей коалиции из Свободной демократической партии. «Министерство, которое выделяет миллиарды евро в виде субсидий, должно избегать любых подозрений в фаворитизме», - подчеркнул Франк Шэффлер, финансовый эксперт парламентской фракции СвДП.
В связи с разгорающимся очередным скандалом Министерство экономики поспешило заявить, что владение акциями компаний разрешено в соответствии с действующими правилами федерального правительства.
Но нет покоя не только Хабеку. В правительстве Шольца под огонь жёсткой критики попал ещё один видный деятель правящей коалиции – министр финансов Кристиан Линднер, лидер «свободных демократов». Вопреки устоявшимся годами правилам главный творец федерального немецкого бюджета внезапно отложил своевременное представление на обсуждение его проекта на 2024 год. Он отменил первоначально запланированные на 21 июня итоговые консультации в кабинете министров. Как уточнил Линднер, «исключительно по техническим причинам». Министр финансов сделал неприятное открытие – в предстоящем году у государства будет меньше денег, чем предполагалось изначально. По последним оценкам налоговых экспертов, в казну поступит на 30,8 миллиарда евро меньше, чем предполагалось. В целом, они ожидают, что доходы в 2024 году составят 962,2 миллиарда евро.
Будущая бюджетная дыра нарисовалась на фоне свежих прогнозов относительно инфляции и баланса по подоходному налогу. По оценкам экспертов, в следующем году федеральное правительство получит в свое распоряжение около 377,3 миллиарда евро. Это, как минимум, на 13 миллиардов сокращает возможности для его маневра в бюджете на 2024 год. Сам Линднер говорит о дефиците даже в 20 миллиардов. Как считают многие наблюдатели, обострение финансовой ситуации, скорее всего, еще сильнее подогреет разногласия внутри «светофорной» коалиции и без того затянувшиеся на несколько месяцев денежные споры, как, например, из-за проблемы беженцев. Тем более, что Линднер исключает повышение налогов для дальнейшего увеличения доходов. «Мы можем тратить только те деньги, которые зарабатывают люди и предприятия в этой стране», - убеждает он своих коллег-министров и настаивает на их отказе от некоторых расходов и планов. Такая позиция не вызывает восторгов внутри кабинета.
Пробуксовка с представлением госбюджета ожидаемо вызвала раздражение в политических кругах. «Заявление министра финансов Германии об отсрочке принятия решения правительством по бюджетному проекту стало для нас большим сюрпризом, - заявил представитель парламентской группы СДПГ по финансовой политике Деннис Роде. - Для СДПГ ясно, что правительственный проект должен быть представлен до летних каникул, чтобы обеспечить упорядоченную парламентскую процедуру». Речь идет о том, чтобы в итоге успеть к сентябрю. Ожидаемо тут же возбудилась и оппозиционная фракция ХДС/ХСС в бундестаге. Её представитель Кристиан Хаазе заявил, что внезапный шаг главы минфина является «оскорблением парламента и свидетельствует о неспособности и нежелании решать проблемы».
Разумеется, все эти скандальные ситуации в федеральном правительстве не проходят мимо внимания рядовых немецких избирателей и плохо сказываются на его популярности. С 19 по 22 мая Эрфуртский институт исследований общественного мнения INSA провёл по заказу «Бильд» очередной массовый опрос (по репрезентативной выборке опрошены 2004 чел.), итоги которого выглядят отнюдь не победно для правящей «красно-жёлто-зелёной» коалиции. В рейтинге ведущих немецких политиков вице-канцлер Хабек оказался одним из самых непопулярных членов кабинета, заняв 16-е место (39,4%). На первом же месте оказался относительно недавно назначенный министром обороны социал-демократ Борис Писториус (54,9%). Это больше, чем у самого канцлера Олафа Шольца (44,4%)
Второе и третье места в рейтинге занимают политики из оппозиции – главы земель Северный Рейн-Вестфалия и Бавария Хендрик Вюст (46,6%, ХДС) и Маркус Зёдер (46,5%, ХСС).
А в целом, если бы немцы голосовали на парламентских выборах сегодня, то партии правящей коалиции в совокупности набрали бы, по итогам опроса, всего 43 процента голосов, что весьма далеко от парламентского большинства. Весьма туманные горизонты для кабинета Шольца, особенно на фоне того, что по экспертным данным «экономика Германии официально впала в рецессию в первом квартале этого года»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs