Модель построения национального сетевого контура. Отечественные решения для безопасности онлайн
Ольга Андреевна Мельникова:
Россия придерживается подхода, что регулирование Интернета является законным и неотъемлемым правом каждой страны. В этой связи, при формировании международного режима управления Интернетом необходимо обеспечить равное участие суверенных государств в данном процессе.
США обвиняют Россию и Китай в фрагментации Интернета путем создания суверенного Интернета. Сегодня мы наблюдаем отказ в западном сообществе от подхода, что Интернет – это единое и неделимое пространство. В частности, происходит произвольное деление государств на демократичные и недемократичные, создание барьеров для недемократичных государств. Именно это и представляет фрагментацию Интернета.
При формировании международного режима информационной безопасности первостепенной задачей является осмысление рисков и угроз, связанных с использованием ИКТ. Какие проблемы в данной области можно выделить?
Анатолий Александрович Стрельцов, доктор технических наук, доктор юридических наук, вице-президент НАМИБ, заведующий отделом Института проблем информационной безопасности МГУ им. М.В.Ломоносова:
Наиболее сложной является проблема внедрения в сознание каждого из нас того, что ИКТ-среда – это не набор технических средств, а новое пространство существования (сотрудничества и конкуренции) государств, социальных групп и индивидов. Государство уполномочено разрешать с помощью правовых инструментов спорных проблем и имеет для этого все необходимые инструменты.
Что касается культурного аспекта, культура – это совокупность некоторых технологий, которые широко используются в обществе для решения социальных проблем. Культура использования ИКТ позволяет обществу стабильно функционировать и развиваться.
ИКТ-среда («Метавселенная») включает такие общественные блага, как информационные системы (персональных данных, государственные автоматизированные системы, продажи билетов и т.д.), системы автоматизации и роботизации управления производственными процессами, в т.ч. в области создания и распространения массовой информации на основе технологий виртуальной реальности, искусственного интеллекта и т.д., цифровые технологии формирования и использования виртуальных финансовых активов, включая криптовалюту. Обращает на себя внимание объем рынка ИКТ. По данным на 2020 г. этот показатель достиг 3,9 трлн долл.
ИКТ-среда существенно отличается от традиционных сфер международного сотрудничества, которые обладают четкими физическими свойствами. ИКТ-среда ненадежная. Источником проявления угрозы являются не только ошибки, но и уязвимости. Поэтому при развитии ИКТ-среды важно обращать внимание на правовых аспектах.
Можно выделить ряд особенностей ИКТ-среды как пространства правового регулирования. Во-первых, человек и гражданин обладают конституционными свободами в области свободы информационной деятельности (ст. 29 п. 4 Конституции РФ), признание, соблюдение и защита которой является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Во-вторых, действия субъектов права (использование ИКТ и «цифровых данных») ненаблюдаемы. В-третьих, ИКТ-среда развивается, преимущественно, на основе частной инициативы. В-четвертых, отсутствуют признанные границы суверенитета государств. В-пятых, международное право смыкается с внутренним правом.
На международном уровне ведутся дискуссии о применимости международного права к ИКТ-среде. Вместе с тем, на практике не было ни одного случая разрешения споров в ИКТ-среде на базе существующих международно-правовых механизмов. Это обусловлено тем, что для спора всегда нужна вторая сторона, а ее в конфликтах ИКТ-среды определить затруднительно. Отсутствует четкое понимание в отношении предмета спора. Для применения права нужна информация.
Возникают трудности с соблюдением принципа суверенного равенства в силу невозможности определения границ в ИКТ-среде. Существует проблема отличия объектов в ИКТ-среде (например, отличить СМИ от госпиталей), что препятствует применимости международно-гуманитарного права.
Одновременно беспрецедентными темпами растет число киберпреступлений. По данным Управления «К» МВД России, в 2008 г. в России произошло более 14 тыс. преступлений в сфере ИТ, что на 2 тыс. больше по сравнению с показателями 2007 г. По информации Следственного комитета России, «с использованием информационных технологий и сети Интернет в 2020 г. совершено 510 396 преступных деяний, что на 73 % больше, чем в 2019 г.». При этом, по оценкам экспертам, латентная часть киберпреступлений, достигает 99 %.
Основополагающей причиной недостаточной результативности применения права является то, что механизмы правового регулирования не учитывают особенности ИКТ-среды как пространство регулируемых правом общественных отношений.
Для обеспечения безопасности в ИКТ-среде необходимо адаптировать нормативные правовые акты к регулированию отношений к ИКТ-среде, а ИКТ-среду – к применению нормативных правовых средств регулирования отношений. Требуется прогрессивное развитие норм права международной безопасности в направлении их применения в глобальной ИКТ-среде. Важно совершенствовать программы подготовки кадров, в т.ч. в области юридических наук.
Среди перспективных направлений развития международного права является вопрос применения норм ответственного поведения государств в ИКТ-среде, в т.ч. определение границ суверенитета, имплементация, разрешение споров и пояснение применения принципа невмешательства во внутренние дела.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs