Журнал Foreign Affairs решил напомнить тем американским политикам, которые продолжают мечтать о сохранении гегемонии США, что мир претерпевает необратимые изменения. Одну из важнейших тенденций современности отражает нежелание Глобального Юга принимать чью-либо сторону в украинском конфликте. Причина – в глубоком недоверии к Соединенным Штатам, неизбывном лицемерии «единственной сверхдержавы» в отношениях с развивающимися странами. Также усиливается представление о преднамеренном лукавстве западного нарратива о «порядке, основанном на правилах», поскольку Вашингтон и его союзники сами постоянно эти «правила» нарушают.[i]
Как следствие, государства Глобального Юга выбирают стратегию многовекторной внешней политики, своего рода «хеджирования», как способ добиться политических и экономических преференций без необходимости брать на себя обременительные стратегические обязательства. Развивающийся мир рассматривает продемократическую риторику Запада как мотивированную скорее его собственными интересами, нежели стремлением отстаивать либеральные ценности. Вместо западоцентричной системы международных отношений Глобальный Юг делает выбор в пользу многополярности, которая видится наиболее стабильной основой международного порядка в 21 веке.
В последние полтора десятилетия международная система переживает один сильнейший шок за другим. В частности, уже практически прекратились разговоры о «выравнивании диспропорций мирового экономического развития». На Западе всё громче звучат призывы снизить зависимость от поставок из третьих стран. США и ЕС разрабатывают и уже начинают внедрять стратегические планы поощрения реиндустриализации, возвращения производственных мощностей домой. В свою очередь, глобальный Юг ускоренно развивает внутрирегиональную кооперацию в самых различных сферах, стремясь снизить собственную, порой критическую, зависимость от западной финансовой и информационной инфраструктуры.
Мир в целом превращается в сцену глобальной конкуренции. Соперничество и успех ведущих держав и межстрановых группировок становятся приоритетом номер один. Сомнений в необходимости переосмысления внешнеполитических подходов, доминировавших в предыдущие десятилетия, больше не осталось. Сотрудничество со странами-конкурентами, тем более их вовлечение в международные институты и процессы мировой торговли до уровня взаимозависимости, отброшены в пользу открытого декларирования цели не просто сохранить превосходство над всеми, но проводить политику подавления экономического и технологического развития наиболее сильных конкурентов. В сентябре прошлого года помощник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан назвал лишь наиболее очевидные цели – Россию и Китай. Но, все ведущие государства понимают, что это лишь «разминка» перед попыткой Вашингтона восстановить свое доминирование.
Когда проповедники «правил» для международного сообщества столь откровенно их попирают, не стоит удивляться, что другие государства реагируют в соответствии со своими национальными интересами. К примеру, ведущие мировые поставщики сырья намерены играть всё более важную роль в мире и расширяют кооперацию с целью поддержания адекватного уровня цен. Государства Глобального Юга одно за другим ограничивают экспорт первичного сырья, стремясь развивать мощности по его глубокой переработке. Так, ведущие латиноамериканские поставщики лития, важнейшего компонента для производства электрических батарей большой емкости, рассматривают перспективу заключения стратегического соглашения о согласованной политике в области предложения.
Ряд стран, еще не так давно ориентировавшихся на США как на главного экономического контрагента, пересматривают свою политику, поскольку сталкиваются с неприкрыто эгоистичным отношением Вашингтона. Так участники соглашения о Транс-тихоокеанском партнерстве продолжили развивать сотрудничество после того, как Соединенные Штаты вышли из переговоров. Как показали последние по времени встречи в рамках G20, повестка, которую пытаются продвигать страны Запада, всё меньше интересна остальным. Отвергает Глобальный Юг и попытки навязать политику эмбарго и санкций, разрыва отношений с «неудобными» государствами, к примеру, призывы к исключению России из международных хозяйственных связей. Порой меняются направления товарных и финансовых потоков, но никто не отказывается от взаимовыгодного сотрудничества. Поскольку в развивающихся странах усиливается понимание преимуществ многополюсной конфигурации международной системы.
Автор статьи в Foreign Affairs, Матиас Спектор (Matias Spektor), пытается успокоить американский истеблишмент с помощью тезиса, согласно которому в наши дни Глобальный Юг едва ли будет «заключать общие союзы». Поскольку, по его мнению, в отличие от участников движения неприсоединения времен холодной войны, у них нет общей идеологии. А главная цель – «избежать давления, связанного с выбором между Китаем, Россией и Соединенными Штатами». Однако едва ли дела для Вашингтона обстоят столь благостно. Западная политика санкций и финансово-экономического давления, непрерывно нарастающая с конца 2000-х годов, подстегивает уже не только дискуссии о перспективах создания финансово-экономических форматов, не зависящих от Америки и Европы. В Азии, Африке, Латинской Америке, формируются новые политические альянсы, оформляются панрегиональные финансово-экономические институты.
Помимо прочего, сами либеральные подходы к решению задач общественного развития буксуют даже на Западе, заметно растеряв свою былую эффективность. Доля «большой семерки» в мировом ВВП неуклонно снижается, номинально богатейшие государства уже не могут претендовать на единоличное формулирование представлений о «прогрессе» и критериях «передовых практик». Глобальный Юг всё реже рассматривает их как ориентир модернизации. В развивающихся странах продолжаются активные дискуссии о выборе оптимальных стратегий развития. Однако прежнее целеполагание, безусловно ориентированное на достижение «западных» стандартов в социально-экономической жизни, всё чаще подвергается сомнению.
Разумеется, системный кризис – не только серьезный вызов устоявшимся порядкам, но и время больших возможностей. Многие мыслители отмечали историческую значимость процессов «созидания через разрушение». Глобальный Юг всё лучше осознает, что многие угрозы, с которыми сталкиваются его отдельные представители, носят общий характер. Таким образом, возникают предпосылки для формирования общей политической и экономической повестки, усиления координации действий, продвижения совместных инициатив. Главные приоритеты нового времени – политическая стабильность и устойчивое развитие на длительном историческом горизонте. Изменения в расстановке сил среди экономических субъектов, происходившие в последние десятилетия показывают, что наиболее высоких и стабильных темпов роста достигают страны, избегающие жесткого идеологического позиционирования прежних эпох.
Как отметил глава российской дипломатии Сергей Лавров в своем обращении к участникам и организаторам Всемирной онлайн-конференции по многополярности, «сегодня движение к глобальной многополярности – это факт, геополитическая реальность. Мы видим, как новые мировые центры, в первую очередь в Евразии, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке, добиваются впечатляющих успехов в различных областях – с опорой на самостоятельность, государственный суверенитет и культурно-цивилизационную самобытность. При этом они руководствуются своими коренными национальными интересами, проводят независимую политику во внутренних и внешних делах. Больше не хотят быть заложниками чужих геополитических игр и исполнителями чужой воли».[ii]
Действительно, Глобальный Юг обладает значительным потенциалом развития на наиболее востребованных сегодня направлениях трансформации мирового хозяйства. Борьба с негативными климатическими изменениями востребует развитие парадигмы декарбонизации мировой экономики. Юг обладает серьезными преимуществами для развития индустрии возобновляемых источников энергии, включая географическое положение и природные ресурсы. Еще очень слабо задействован огромный потенциал этих стран для расширения мировой энергетической отрасли за счет солнечной и ветряной генерации, а также строительства новых мощностей в гидро- и атомной энергетике.
Широкое внедрение цифровых технологий, автоматизация производственных процессов способно существенно повысить вклад Глобального Юга в формирование новых производств и целых отраслей экономики. У ряда стран уже имеется весьма успешный опыт формирования общественно-производственной среды, основанной на новых технологических решениях. Новые отрасли способны внести заметный вклад в решение проблем безработицы, особенно среди представителей молодого поколения, придать мощный импульс вовлечению в экономическую жизнь женской части населения.
Россия приветствует активное поступательное развитие стран глобального Юга, их нацеленность на создание равноправной и справедливой среды международного сотрудничества. Москва готова развивать всесторонние и многоплановые связи с развивающимися государствами, в том числе, учитывая запрос этих стран на локализацию производств и передачу технологий. Несмотря на беспрецедентный масштаб антироссийских санкций, продвигаемых Западом, потенциал России в развитии отношений с глобальным Югом остается очень значительным. РФ принимает самое активное участие в работе различных многосторонних форматов, нацеленных на решение актуальных задач в области региональной безопасности и развития. Прежде всего, речь идет о Ближнем Востоке и Северной Африке, а также о Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.
На сегодняшний день, страны Глобального Юга всё решительнее побуждают международное сообщество к формированию повестки, учитывающей интересы и позиции всех государств. Формулируются инициативы, призванные развивать сбалансированный подход, способствующие адекватному видению современных вызовов по всем жизненно важным направлениям национального и международного развития. Формирующие предпосылки для становления новой, подлинно многосторонней, более равноправной и жизнеспособной конфигурации международной системы, более практичной и безопасной.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[i] https://www.foreignaffairs.com/world/global-south-defense-fence-sitters (перевод inosmi.ru)
[ii] https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1866203/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs