Православный храм в честь Сергия Радонежского в пригороде Йоханнесбурга (ЮАР)
Православный храм в Южно-Африканской Республике – явление редкое и уже поэтому заслуживает внимания. Как сообщают справочники, ЮАР – «одна из самых национально разнообразных стран Африки и имеет наибольшую долю белого, азиатского и смешанного населения на континенте». Русская диаспора данного православного храма составляет основной костяк прихожан и в значительной степени способствовала возведению святыни в далекой от России стране. Счастливый случай познакомил нас с удивительным человеком, внесшим свою немалую лепту в историю сравнительно молодого памятника современного зодчества и сакрального символа православия.
На юге Африканского континента в пригороде Йоханнесбурга – экономической столицы ЮАР – стоит белоснежный православный храм. Выстроен по проекту известного церковного архитектора Юрия Викторовича Кирса. Он расположен вблизи автомагистрали на небольшом участке земли среди пальм, кипарисов, елей и березовой рощи, заботливо высаженной местными прихожанами. Храм украшен мозаичными образами Сергия Радонежского, Спасителя и Богородицы, святых равноапостольных Владимира и Ольги, создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия, а интерьеры его расписаны фресками выпускниками церковно- исторической мастерской под руководством А.К. Крылова Академии им. Репина. Авторы мозаики храма - художники из Санкт-Петербурга: А. Белов, С. Пичахчи, А. Дендерина и Ольга Денисенко.
Ольга Анатольевна Денисенко, художница из Санкт Петербурга, преподаватель институте им. Репина (2001-2011) и на Факультете Искусств СПБГУ (Большой Университет)
Мы побеседовали с Ольгой Анатольевной о созданных ею мозаичных панно для храма Сергия Радонежского в Мидранде, пригороде Йоханнесбурга, и о серии библейских сюжетов в других храмах, об опыте общения с местной диаспорой, об особенностях творчества художницы, тесно увязанного с историей и культурой России.
Мозаичные фрески на внешних стенах храма Сергия Радонежского в Мидранде, выполненные О. Денисенко.
Ольга Денисенко уроженка Ленинграда, защитила с отличием диплом в монументальной мастерской А.А. Мыльникова в Академии художеств им. И.Е. Репина Санкт-Петербурга, а затем работала там же в Творческой мастерской; состоит в Союзе художников России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, Международной ассоциации выпускников института им. И.Е. Репина.
«Международная жизнь»: Ольга Анатольевна, путь к храму в далекой Африке обусловлен счастливым случаем или логическим продолжением вашего творчества в сфере иконописи и фресковой росписи?
О.А. Денисенко: Безусловно, и первым и вторым условиями, ибо без счастливого случая здесь, думаю, не обошлось. Вместе с тем заявка на главную тему в собственном творчестве была сделана мною уже в дипломной работе «Колокол. XVII век» в мастерской монументальной живописи под руководством академика А.А. Мыльникова.
Эта картина - об истории поднятия колокола из литейной ямы на Соборной площади Кремля, происходившей в Москве в 1654 году. На торжестве присутствовал царь Алексей Михайлович Романов, изображённый во главе группы бояр слева от колокола.
Фрагмент картины О. Денисенко «Колокол. XVII век»
Полотно сложное, масштабное и многоплановое в построении сюжетных линий, объединенных единой темой. Здесь и княжеская знать, и высшее духовенство, а значит – углубленное изучение священнических убранств, стиля и узора на ткани, атрибутов костюма, каждого жеста, атмосферы взаимодействия светской и религиозной «верхушек» тогдашнего общества. Здесь и архитектурные особенности храма, и работа мастеров-литейщиков, трудников и стрельцов, укреплявших колокол, поднимавших его на звонницу при участии большого числа мирян.
Фрагмент картины О. Денисенко «Колокол. XVII век»
Кроме того у меня был уникальный опыт работы в 1999 году, когда в составе творческой группы профессора С.Н. Репина мне посчастливилось участвовать в росписи Храма Христа Спасителя в Москве.
Ольга Денисенко с коллегами в дни работы над росписью в Храме Христа Спасителя.
Это был мой первый опыт росписи для Церкви. Предварительно изучая сохранившиеся эскизы былых фресок, сделанных художниками Бодаревским и Маковским, мы искали свои пути, не отходя от соблюдения канонов.
Роспись житийной композиции «Преставление Святого Николая, епископа Мир Ликийских»
После предварительной работы за год выполнила две житийные композиции на стенах Храма Христа Спасителя: «Преставление Святого Николая Мир Ликийских» (450х400)
и «Закладка Успенского собора Московского Кремля Петром, митрополитом Московским при Великом князе Иване I Калите» (500х450).
«Международная жизнь»: Судя по тому, насколько сложна была задача по росписи внутренних стен Храма Христа Спасителя, творческая работа коллектива художников и ваша в том числе, были отмечены Академией Художеств или Московской патриархией РПЦ?
О.А. Денисенко: Да, это дорогая для меня награда – памятная медаль Академии художеств Санкт-Петербурга за участие в воссоздании росписи Храма Христа Спасителя.
«Международная жизнь»: Храм в честь преподобного Сергия Радонежского в Мидранде под Йоханнесбургом – это первый опыт возведения православной святыни на африканской земле?
О.А. Денисенко: Это первый храм именно Русской Православной Церкви, до этого там был выстроен греческий храм. Такое уникальное сооружение максимально увеличивало ответственность архитектора. Моральный аспект имеет очень большое значение для любого духовно здорового человека, а когда ты оказываешься в некоем экстриме – ведь учитывая географию, особого климата и отдаленности Йоханнесбурга от родных мест, то ощущаешь себя в некоторой степени посланцем и защитником интересов своей веры, своей Родины, даже если ты остался на этом берегу, в России. И это не высокопарные слова, это дополнительная, но очень важная духовная нагрузка.
«Международная жизнь»: Вы работали над фресками для храма Сергия Радонежского непосредственно в Йоханнесбурге, в Мидранде?
О.А.Денисенко: Нет, хочу уточнить, когда Вы меня спросили о дороге к храму на Африканском континенте, то лично для меня и художников-мозаичников это была условная «дорога к храму», поскольку мозаичные фрески мы готовили в Санкт-Петербурге, а затем они были отправлены в Африку морским путем, на корабле из нашего порта. А вот роспись стен непосредственно в храме выполняли молодые выпускники мастерской исторической живописи, как я уже сказала.
Ольга Денисенко
«Международная жизнь»: Ольга Анатольевна, мозаики в ЮАР - это единичный зарубежный эпизод в вашем творчестве или Вы имеете достаточный багаж работы по работе в храма в других государствах?
О.А. Денисенко: Нет, конечно, не единственный. Десять лет назад я имела интересный опыт: создание трех картин для галереи при храме Св. Филиппа в Шардже, ОАЭ. Нетрудно догадаться, что все они выполнены на библейские сюжеты. Это картины «Святой апостол Филипп в пустыне Аравийской», «Явление Иисуса Христа Марии Магдалине» и «Св. Серафим Саровский с медведем».
Св. апостол Филипп в пустыне Аравийской
Св. Серафим Саровский с медведем
Внутренний вид храма св. Филиппа в Шардже, ОАЭ. Архитектор Юрий Кирс
Храм Св. Филиппа в Шардже, ОАЭ.
Из зарубежного опыта помнится очень увлекательная и плодотворная поездка на пленэр в Китай. Это был тур в составе группы художников для участия в выставке живописцев из стран-членов ШОС в Ханджоу. Кстати, в музее Современного зарубежного искусства в Пекине есть мои картины. Помимо этого, мои работы были представлены на выставке российских и китайских художников, посвященной 70-годовщине победы в Великой Отечественной войне (1941-1945гг.). Экспозиция была организована Генеральным консульством Китая в Санкт-Петербурге. В общей сложности моё «китайское досье» довольно значительное для одного художника. Так в 2013 году я принимала участие в международной выставке «Китай в картинах. Выставка русских и китайских художников по случаю 64-ой годовщины образования КНР». Она была организована Генеральным консульством КНР в Санкт-Петербурге. Активность Генконсульства Китая в культурной жизни нашего города заслуживает уважения. Его сотрудниками была инициирована и организована выставка российских и китайских художников в Румянцевском особняке – филиале музея Истории Санкт-Петербурга. Также Российско-китайская экспозиция была приурочена к 70-летию установления двусторонних дипломатических отношений между нашими странами. Выставка была масштабной и проходила в Российско-китайском бизнес-парке Санкт-Петербурга.
«Международная жизнь»: Ольга Анатольевна, а в родном городе Санкт-Петербурге Вы расписывали фрески или делали мозаику для храмов?
О.А. Денисенко: Хотелось бы рассказать о работе над иконостасом церкви иконы Владимирской Божией Матери в стиле барокко в Санкт-Петербурге. Этот проект я считаю своим самым любимым. Мы работали вместе с уже упомянутым мною известным архитектором Юрием Кирсом, автором храмового иконостаса в левом пределе. В 2005-2007 гг. мы в этом храме с художником Александром Беловым сделали иконостас из 21 иконы. Работа была очень интересная. Мною были написаны образы «Царственные мученики» - лики Святого царя Николая II, Святой царицы Александры и Святого Цесаревича Алексия II. Эта икона особенно полюбилась прихожанам, у неё всегда горят свечи и много молитвенников.
Свв. Князь Александр Невский и Серафим Вырицкий в том же иконостасе. Работа О.Денисенко.
Успешная работа в ЮАР и росписи храма Владимирской Божией Матери в стиле барокко повлекли за собой еще один интересный проект. Это самый масштабный из проектов, в котором мне довелось принимать участие. В Большом Петергофском дворце, который, как известно, был разрушен во время Великой Отечественной войны, стояла отстроенная, но не расписанная фресками Домовая церковь свв. Петра и Павла. Работы по росписи начались в 2011 году, руководил группой художников академик Никита Фомин. К проекту были привлечены самые известные светила архитектуры, живописи, иконописи, реставрации, чтобы всё до мелочей соответствовало стилю барокко XVIII века. Мне было поручено написать алтарный триптих «Воскресение Христово».
О.А. Денисенко за работой. Триптих «Воскресение Христово» в Домовой церкви Большого Петергофского дворца-музея. 2010-11 гг.
Но вслед за этим меня ждал ещё один подарок судьбы: вместе с художником Андреем Чугуновым мы выполнили две большие росписи в алтарной части храма – «Встреча на пути в Эммаус» и «Явление Христа Марии Магдалине».
«Международная жизнь»: Ольга Анатольевна, работы над иконостасом, росписями в Церкви Владимирской иконы Божьей матери в Санкт-Петербурге и в Домовом храме Большого Петергофского дворца велись в строгом соответствии стилю барокко XVIII. Приступая к исполнению библейских сюжетов, помимо творческого вдохновения, какие чувства Вы испытывали?
О.А. Денисенко: Безусловно, чувство ответственности, здорового страха и, вместе с тем, драйва. Ведь это такое поле для творчества в рамках канонов! Тем более, как я уже сказала, за работами в храмах-памятниках истории и культуры осуществлялся серьезный надзор самых именитых в стране искусствоведов, историков искусств, реставраторов.
«Международная жизнь»: В нашем отечестве есть ещё храмы, в которых Вы потрудились, как художник?
О.А. Денисенко: К счастью, да. В Знаменском соборе Курска я расписала большую фреску со Спасителем и женами-мироносицами.
Роспись «Жены-мироносицы у Гроба Господня» в Знаменском соборе г. Курска
Помимо этого – есть мои самые личные работы, как и картины для Никольского Старо-Ладожского монастыря. Для него, в частности, я написала серию пейзажей и картину «Блаженный Александр Лосев» на фоне храма Иоанна Предтечи. Сейчас идет процесс канонизации блаженного Александра Лосева, а я на данном этапе пишу его икону. Александр Лосев был известен в Старой Ладоге как юродивый, он ходил по городу и исцелял больных людей, обличал нечестных. Кстати, напомню, что Старая Ладога – древняя столица Северной Руси, связанная непосредственно с именем Рюрика, этому городу 1270 лет.
Ольга Денисенко «Блаженный Александр Лосев»
Ольга Денисенко «Ветер на Москве XVII в.»
«Международная жизнь»: Ваше «восточное портфолио» впечатляет, а что на европейском направлении?
О.А. Денисенко: О, в европейских странах было множество выставок, начиная с 2000 годов. Поначалу в Стокгольме и Аврадсберге (Швеция), затем участие в международной выставке «Время, которого нет» в Хельсинки (Финляндия), она проходила в Русском центре науки и культуры. В Финляндии же в 2014 году состоялась моя персональная выставка в «Арт-Центре Антарес», в волости Сиппола, входящей в состав города Коувола. С Финляндией связана интересная часть моей творческой жизни. Там на протяжении 16 лет я преподавала на курсах живописи в рамках совместного проекта Академии Художеств Санкт-Петербурга и мэрии города Котка в Финляндии, а также проводила мастер-классы в городах Финляндии, Эстонии, Испании, Италии и ездила с финскими студентами по всей Европе. Что же касается моего участия в международных художественных выставках, то в 2017 году – это был Осенний Салон в Гранд-Палас на Елисейских Полях в Париже (Франция). В следующем году – арт-симпозиум «Вукадинович», в городе Палич (Сербия).
«Международная жизнь»: Можно ли и если да, то, где это возможно - увидеть ваши картины за рубежом?
О.А. Денисенко: Думаю, возможно. Во-первых, - в музее Современного зарубежного искусства в Пекине, в картинной галерее при Храме Св. Филиппа в Шардже, ОАЭ, а также в частных коллекциях России, Италии, Китая, Швеции, Финляндии.
Ольга Денисенко. «Андреевская церковь в Петербурге в начале ХХ века».
«Международная жизнь»: Благодарим Вас, Ольга Анатольевна, за ваш труд, за продвижение отечественного искусства живописи и иконописи за рубежом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs