ГЛАВНАЯ > Дискурс

V «Медиафорум-2022: свобода журналистики в контексте прав человека, новых технологий и международной информационной безопасности». Ярославль, 1-3 ноября 2022 г. Часть 6 (Продолжение)

14:35 24.04.2023 • Валерия Булва,

Безопасность официальных российских Интернет-площадок в период гибридных войн.

Есть ли у России какие-то возможности для обеспечения защиты информационного пространства? Какой может быть модель построения национального сетевого контура?

Наталия Сергеевна Бабекина, заместитель директора Департамента развития отрасли информационных технологий Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, преподаватель кафедры «Технологии электронного обмена данными и защиты информации» Московского Технического Университета Связи и Информатики:

Официально вопрос управления Интернетом и международной информационной безопасности удалось включить в повестку ООН благодаря России. С помощью МСЭ была инициирована Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО).

ВВУИО проходила в 2 этапа – в Женеве (2003 г.) и Тунисе (2005 г.). По итогу было принято 2 документа – Тунисская и Женевская декларации. Одним из положений данных документов стала организация Форума по управлению Интернетом. Первый такой форум прошел в 2005 г. Изначально обсуждение велось между государствами, затем к дискуссиям подключились бизнес, наука, НКО и гражданское общество. Однако практических решений достигнуто не было.

Что касается повестки МСЭ, существовал отдел по управлению Интернета, в рамках по сектора стандартизации функционировала исследовательская комиссия по информационной безопасности (ИК-17), которую долгое время возглавлял А.С. Кремер. Сейчас на наше присутствие в международных и региональных организациях (которое сводится до непозволительного минимума) влияет геополитическая обстановка.

Что касается региональных организаций, мы развиваем сотрудничество в Региональном содружестве в области связи (РСС), ШОС, ОДКБ, ЕАЭС. Решения, аналогичного «китайскому», на данный момент у России нет. Тем не менее, нам не следует оглядываться на то, как будем выглядеть со стороны. В основе стратегии должны лежать национальные интересы.

Существует Регламент международной электросвязи, который Россия пыталась пересмотреть в 2012 г. и внести положения по управлению Интернетом, по сетевому контуру, учету национальных интересов каждого государства. 89 государств сразу же подписали этот договор, часть присоединилась позднее. Однако не все аспекты были учтены.

Можно выделить несколько путей. У нас есть Регламент международной электросвязи, международные региональные организации. Стоит ли с учетом геополитической обстановки приостанавливать свое участие? Для дальнейшей работы требуется межведомственное взаимодействие с учетом глобальности и многоаспектного характера вопроса.

Что касается Форума по управлению Интернетом. В 2025 г. он должен пройти в Российской Федерации. Очевидно, что будут ставятся определенные барьеры для срыва мероприятия. Поэтому различные ведомства, при сотрудничестве с бизнесом, академическим сообществом и гражданским обществом, должны так продумать повестку, чтобы в максимальной степени защитить национальные интересы. Так, в 2025 г. может быть пересмотрен мандат самого форума для того, чтобы прейти от дискуссий к выработке принципов, правил и резолюций, которые будут служить вектором развития Интернета для всех стран.

Мы видим, как такая площадка, как ООН, в т.ч. Совет безопасности ООН, не может быть гарантом уважение основных прав и свобод, соблюдения основополагающих принципов международного права, причем политические события служили только триггером текущих тенденций, но не являлись первопричиной.

Что касается контента, важно понимать ради чего мы планируем его развивать. Если мы занимаемся просвещением, воспитанием, информационной политики необходимо подключать все заинтересованные стороны к осознанной работе на соответствующем направлении.

В технологическом плане, в России разрабатывался проект «Интернет-2», предполагающий замену Интернета на новый, где корневые серверы были бы распределены в тех зонах, которые можно было бы контролировать международным органом. При формировании сетевого контура, следует понимать какими ресурсами мы располагаем. Научная и технологическая база у нас есть. При должном финансировании и правильном политическом решении мы можем достичь цели по укреплению национального сетевого контура.

Ольга Андреевна Мельникова: Интернет сегодня содержит деструктивный контент, служит инструментом распространения идей и идеологий террористических и экстремистских группировок. При этом, они часто используют ту же инфраструктуру, что и обычные пользователи. С помощь Интернета собираются финансовые средства для организации деятельности таких группировок, распространяются материалы ультра-правой тематики. Активно используются технологии психологического воздействия.

Каковы последствия вмешательства цифровых технологий в биосферу человека и государственную сферу?

Вадим Борисович Козюлин, директор проекта по новым технологиям и международной безопасности ПИР-Центра:

Новые технологии сказываются на природе человека и, в конечном итоге, на оказывают влияние на международные отношения. Речь идет о массовом некритическом отношении к информации, тенденции по подмене национальных культур мультикультурой, развитие цифровой мобильности, переопределение личной идентичности и готовность части общества придать отношению к искусственному интеллекту (ИИ) форму религиозного культа. Технологии индустрии 4.0 предполагают пожертвование части государственного суверенитета ради строительства глобальной цифровой экономики.

Следует отметить ряд трендов в развитии новых технологий.

Технологии виртуальной и дополненной реальности являются необходимым инструментом для погружения в виртуальное пространство. Смена смартфонов на очки виртуальной реальности приведет к сокращению живого общения и переместит человека в мир виртуальных впечатлений и эмоций, в котором нет ни временных, ни государственных границ.

Без международного сотрудничество невозможно обеспечить прозрачное обращение цифровых валют. Это создает предпосылки формирования международного режима по урегулированию оборота криптовалют.

Более существенная технология – «метавселенная» (примечательно в этой связи переименования запрещенного в России Facebook в Meta), которая подразумевает создание цифровых экосистем, где виртуальность тесно переплетается с реальностью.

Помимо развлечения и социальных сетей, «метавселенная» предлагает рабочие места и платежные инструменты. В этих мирах функционирует финансовая криптовалютная система. В вузах метавселенной возможно получения образования и реальных дипломов. Недвижимость в виртуальных городах уже продается за миллионы долларов. Например, правительство Барбадоса приобрело участок в цифровой вселенной для размещения цифрового посольства за 2 млн долл.

В виртуальном мире могут появиться виртуальные партии, виртуальная политическая деятельность, виртуальные протестные акции. Очевидно, что некоторые страны рискуют стать «виртуальной колонией» ТНК США или Китая.

Технологии цифровых двойников подразумевает наличие информационной связи физического продукта в реальном мире с его цифровой копией в виртуальном пространстве. Это может быть отдельный агрегат, автомобиль, фабрика или целый город. Цифровой двойник позволяет улучшить технические характеристики и оптимизировать управление за счет дистанционного руководства (пример: «умный дом»).

Пользователи цифровых двойников попадают в тройную зависимость – от производителей программных систем оцифровки, от поставщиков аппаратных решений и решений для кибербезопасности. Для России ключевая проблема заключается в том, что ведущими разработчиками этих систем в мире являются американские корпорации.

Илон Маск планирует развернуть спутниковую систему Starlink (состоящую из 12 тыс. спутников) для глобальной раздачи Интернета. Это канал коммуникации станет недосягаемым для контроля со стороны государственных властей.

Наконец, с развитием связи 5G, получат распространение предметы Интернета вещей, которые будут взаимодействовать между собой и с внешней средой. Предметы производства, транспорта, быта будут нести на себе средства идентификации.

Эти технологии найдут широкое применение как в маркетинге и торговле, так и в политической сфере – профайлинг населения, воздействие на общественное мнение. ЦРУ относит Интернет вещей к «подрывным технологиям».

Подводя итог, метавселенные, цифровые валюты, цифровые двойники формируют мир без границ, а точнее создают новые миры с другими границами. Власть в них принадлежит ТНК. Как отмечалось в докладе Валдайского форума, на смену прежним платформам, построенным на территориальной основе, придут новые платформы, основанные на альянсах корпоративных систем. С течением времени корпоративные платформы способны трансформироваться в универсальные экономические системы, предоставляющие перечень услуг, которые ранее концентрировались на национальном уровне.

Человек находится под воздействием цифровых перемен. Предпочтение отдается коротким текстам, утрачиваются навыки живого общения. Претерпевает трансформацию понятие этики и морали. Наблюдается вседозволенность в режиме инкогнито, в т.ч. распространение ненормативной лексики. Возрастает готовность некритически воспринимать недостоверную информацию. Происходят сдвиги в отношении понятий благородства, чести и честности.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати