Июльское прошлогоднее пятидневное турне Сергея Лаврова по четырем африканским странам: Египту, Эфиопии, Уганде и Республики Конго, а также январско-февральские визиты в ЮАР, Эсватини (до 2018 года — Свазиленд), Анголу, Мали, Мавританию и Судан развенчали миф о всемирной изоляции Москвы. Как отметила тогда Financial Times, прием, оказанный российскому министру «продемонстрировал, что высокопоставленный московский дипломат остается желанным гостем среди лидеров континента, что свидетельствует о том, что российский МИД завладел политической инициативой на африканском направлении».[1]
По заявлению президента аналитического центра The International Crisis Group Комфорта Эро, «поездки Лаврова в Африку отвечают на вопрос о том, что Запад не выиграл нарратив, а Россия находится на пути к созданию союзов с африканскими странами и это для Запада страшнее ядерной войны!».
Попытки американского госсекратеря Энтони Блинкена, а позднее президента Эммануэля Макрона и вице-президента США Камалы Харрис, хоть как-то настроить африканских лидеров на антироссийский лад, полностью провалились. Как заявила 23 января текущего года, министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор, отвечая на вопрос американского журналиста на пресс-конференции с Сергеем Лавровым, отметила, что «руководство страны, которую она представляет, имеет полное право самостоятельно выбирать, с кем поддерживать отношения». А глава МИД Конго Жан-Клод Гакоссо, комментируя призывы западных стран осудить Россию за ее агрессию в отношении Украины, заявил, что «ни одна страна не имеет право диктовать другой стране, с кем ей иметь отношения или нет. Это колониальный дискурс!». Комментарий конголезского министра так озадачил госсекретаря Энтони Блинкена, что он не сдержался и заявил, что расценивает эти слова, как угрозу Соединенным Штатам.
Рабочие визиты главы российского МИДа в четыре латиноамериканские страны: Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа и Кубу 17-21 апреля текущего года показали, что Россия в очередной раз разозлила Белый дом, во-первых, выбором стран, которые посетил Сергей Лавров. Это те самые страны, которые были поимённо названы в недавно утверждённой президентом России Владимиром Путиным «Концепции внешней политики России». Во-вторых, в соответствии с Концепцией, Россия намерена уделять приоритетное внимание укреплению дружбы, взаимопонимания и углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Куба, Республикой Никарагуа и Боливарианской Республикой Венесуэла, а также развитию отношений с другими латиноамериканскими государствами с учётом степени их самостоятельности и конструктивности, проводимой ими политики в отношении Российской Федерации». А это для Америки неприемлемо в принципе, т.к. на протяжении двух веков Соединенные Штаты рассматривали Латинскую Америку как «свой задний двор», где они могли делать, что хотели.
Поэтому ведущие мировые СМИ, аффилированные с США, наперебой стали приводить доводы о том, что Россию пора уже давно поставить на место, приводя в качестве примера прошлогоднее африканское турне главы российского МИДа. По мнению обозревателей газеты The Washington Post, США в Африке понесли большие геополитические и экономические издержки, которые после визита Лаврова в Латинскую Америку практически удвоились, поэтому Белому дому придется их преодолевать. По мнению The American Thinker, это происходит из-за некомпетентности политики администрации президента Байдена, которая отказалась от доктрины Монро[2], в то время как Москва наращивает свое влияние в Латинской Америке и активизирует усилия, чтобы привлечь на свою сторону, как можно больше союзников.
Показательным в этом отношении является опубликованная 13 апреля статья Сергея Лаврова в бразильской ежедневной газете Folha de S.Paulo и мексиканском журнале Buzos под названием «Партнёрство и сотрудничество, устремлённое в будущее», в которой глава российского внешнеполитического ведомства четко проставил акценты о целях и задачах политики России в Латинской Америке. Как отметил в статье Сергей Лавров, «для нас Латинская Америка и Карибский бассейн – самоценное направление внешней политики. Мы не хотим, чтобы ваш регион превратился в арену противоборства держав. Наше сотрудничество с латиноамериканцами строится на деидеологизированных, прагматичных подходах и не направлено против кого бы то ни было. В отличие от бывших колониальных метрополий, мы не делим партнёров на своих и чужих, не ставим их перед искусственным выбором – вы с нами или против нас».[3]
Такое понимание роли России и значения латиноамериканских стран для нашей страны, легли в основу проведенных переговоров глав внешнеполитических ведомств России и Бразилии Сергея Лаврова и Мауро Виейра. В ходе проведенных переговоров, министры отметили, что в этом году исполняется 195-летие отношений двух наших стран, а также обсудили развитие стратегического политического и торгово-экономического сотрудничества, а также проблемы взаимодействия наших стран в рамках ООН, Совета Безопасности, БРИКС и G20.
18 апреля состоялась встреча Сергея Лаврова с президентом Бразильской Республики Лулой да Силвой в ходе которой глава российского МИДа передал бразильскому президенту приглашение от президента России Владимира Путина посетить в июне текущего года Санкт-Петербургский экономический форум. Приглашение с благодарностью было принято. Как отметили в российском МИДе, проведенные российско-бразильские переговоры способствуют динамичному ходу совместной работы по укреплению стратегического партнерства, а также обмену мнениями о состоянии и перспективах развития двустороннего сотрудничества в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах.
19 апреля Сергей Лавров прибыл с визитом в столицу Венесуэлы – Каракас, где в ходе пресс-конференции с министром иностранных дел страны Иваном Хилем Пинто российский министр заявил, что текущие политические события демонстрируют, что США зачастую не выполняют своих обещаний и наглядно демонстрируют свою неисполнительность и склонность «к обману в любой момент». В рамках визита в Венесуэлу, прошедшего в традиционно дружественной атмосфере, глава российского внешнеполитического ведомства был принят президентом страны Николасом Мадуро, а также провел обстоятельные переговоры с исполнительным вице-президентом Делси Родригесом и министром иностранных дел Иваном Хилем Пинто. В ходе переговоров было подчеркнуто взаимное удовлетворение динамичным развитием политического диалога и практического сотрудничества в русле отношений стратегического партнерства между нашими странами. С российской стороны выражена неизменная поддержка усилий правительства Мадуро по стабилизации внутренней ситуации в стране».[4]
20 апреля Сергей Лавров прибыл в Никарагуа, где ему устроили поистине королевский прием. В аэропорту Манагуа российского министра встречал глава никарагуанского МИДа Денис Монкада. Из аэропорта глава российского МИДа в сопровождении вооруженной охраны отправился на переговоры с президентом Никарагуа, настоящим «революсьонарио» и одним из лидеров Сандинистской революции, легендарным Даниэлем Ортегой. Как отметил Сергей Лавров, Россию и Никарагуа связывают прочное политическое взаимодействие. Взгляды на то, что сейчас происходит в мире, у наших стран очень схожи. Кроме того, как подчеркнул глава МИДа, укрепление отношений идет практически во всех сферах, что, безусловно, дает экономике Никарагуа серьезный толчок в дальнейшем развитии. Как заявил никарагуанский президент «у Москвы и Манагуа схожее понимание мировых проблем и в целом архитектуры современного мира. Поэтому принципиально важным является то, что Россия на Украине ведет войну за мир в окружении «международного террористического оркестра» из стран НАТО, которым дирижируют США.[5]
20 апреля глава российского МИДа Сергей Лавров прибыл с рабочим визитом на Кубу. В Гаване он провел переговоры со своим кубинским коллегой Бруно Родригесом Паррильей. В тот же день российский министр встретился с президентом республики Мигелем Диас-Канелем, а также генералом армии Раулем Кастро, бывшим главой страны и братом лидера кубинской революции Фиделя Кастро. Визит российского главы МИДа совпал с избранием Мигеля Диас-Канеля президентом страны. В ходе состоявшихся переговоров Сергей Лавров и Мигель Диас-Канель обменялись мнениями относительно поддержания глобальной стабильности и безопасности, формирования более справедливого полицентричного мироустройства. Сергей Лавров и Мигель Диас-Канель обсудили двусторонние отношения по выполнению договорённостей, достигнутых на высшем уровне в ходе визита кубинского президента в Россию в ноябре 2022 года по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Таким образом, в ходе рабочих визитов министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Бразилию, Венесуэлу, Никарагуа и Кубу и состоявшихся переговоров подтвержден взаимный настрой на дальнейшую плотную координацию подходов между нашими странами, а также взаимного участия на международных площадках, включая взаимодействие в рамках ООН в целях обеспечения верховенства международного права. Как отметили в российском МИДе, стороны решительно осудили практику применения односторонних ограничительных мер, как инструмента давления на суверенные государства, а также фактора дестабилизации международной обстановки.
Безусловно, состоявшиеся рабочие визиты Сергея Лаврова в страны Латинской Америки вызвали неоднозначное отношение в мире. Как отмечают латиноамериканские эксперты, итоги визита российского министра стали поворотным моментом в отношениях между Россией и странами Латинской Америки. По мнению доктора философии и политологии аргентинского университета Сальвадора Давида Эрнандеса, визит Лаврова «сплотил страны региона, перед лицом глобальной угрозы человечества - политики США».
Для Вашингтона турне министра иностранных дел России в Латинскую Америку стало весьма болезненным. По мнению The Washington Post, Москва не даёт Соединенным Штатам ни дня передышки и постоянно вторгается в американскую зону влияния. По мнению обозревателей газеты, Сергей Лавров явно конспирирует, подстрекая «латинос» к попыткам вернуться во времена «деструктивного Уго Чавеса», когда популистские лидеры Латинской Америки и Карибского бассейна сплочены фронтом противостояния с Соединенными Штатами, а Москва намеренно обостряет ситуацию в регионе, создавая проблемы для администрации Байдена и нацеливается на срыв будущих президентских выборов в США.
Для России визиты министра иностранных дел Сергея Лаврова в страны Латинской Америки событие, безусловно, знаковое. Можно предположить, что за ними последуют личные контакты с лидерами других стран континента, как это было на африканском направлении. Поэтому, кроме тех четырех стран, которые посетил глава российского внешнеполитического ведомства это могут быть, например, страны «Организации американских государств (ОАГ)» не поддержавшие резолюцию ООН «О последовательных призывах к прекращению российской агрессии на Украине». Стран, отказавшихся поддержать антироссийскую резолюцию - девять, причем, в их числе крупнейшие страны Латинской Америки: Аргентина, Бразилия и Мексика, а также Боливия, Гондурас, Доминика, Никарагуа, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины. В связи с этим, американские аналитики уверены, что у России есть возможность приобрести множество новых антизападных друзей, что Москва и делает сейчас, визит Лаврова тому подтверждение.
Однако, по мнению колумниста Bloomberg Илая Лейка, латиноамериканский вояж российского министра поставил «все с ног на голову». Россия последовательно и целенаправленно, «словно термит, подтачивает» все международные организации и страны, поскольку использует любые механизмы для достижения собственных целей. По словам Лейка, с этой позиции Куба, Венесуэла и Никарагуа, скорее всего, для США потеряны на долгую перспективу, а вот Бразилия, имеющая в своём недавнем историческом бэкграунде многолетнюю военную диктатуру, а также откровенно враждебные демарши в отношении союзников России в регионе и, прежде всего, против Кубы и Венесуэлы, может рассматриваться американским руководством в качестве альтернативы российской экспансии в регионе.
Если оценивать визит Сергея Лаврова в страны Латинской Америки с точки зрения существующих особенностей кризиса мировой политической системы, то системообразующими можно признать три объективных фактора, определяющих стремление лидеров латиноамериканских стран к движению в сторону России: во-первых, во главе основной части стран Латинской Америки стоят лидеры с левыми взглядами, поэтому фактор левых движений имеет первостепенное для России значение. Во-вторых, объективным фактором является провал либеральной политики западной элиты в значительной части стран континента. В-третьих, немаловажным фактором является многовековая грабительская политика США в отношении стран Латинской Америки.
Сейчас американцев особенно беспокоят перспективы развития отношений России и стран, за пределами четверки, которые посетил Сергей Лавров и, прежде всего, Мексики, которая граничит с США и для которой Вашингтон является главным торговым партнером. По мнению The American Thinker, Россия и Мексика кажутся очень сплочёнными, прямо под носом у Джо Байдена, который, по словам 45-го президента США Дональда Трампа, фактически «упустил Латинскую Америку и отдал её русским». Действительно, Мексика является одним из ключевых латиноамериканских партнёров России на международной арене, между странами складывается активный политический диалог на довольно высоком уровне, Россию и Мексику объединяет общее понимание важности процесса предотвращение оружия массового уничтожения и стремление к урегулированию региональных конфликтов. Что касается позиции США, то американцы еще совсем недавно были уверены в том, что для русских Латинская Америка была «забытым континентом». Однако, по мнению заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова, Россия никогда не упускала Латинскую Америку из поля своего внимания и намерена наращивать там своё влияние двигаясь on the way to a multipolar world.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] Сергей Лавров протестировал нейтралитет ЮАР. Перед приездом министра в стране разгорелись споры о допустимости укрепления связей с Москвой 23.01.2023 года. Электронный ресурс: https://www.rbc.ru/politics/23/01/2023/63ce539e9a79476a139b70dd
[2] Доктрина Монро (Monroe Doctrine) — Декларация (доктрина)) принципов внешней политики США («Америка для американцев»), провозглашённая 2 декабря 1823 года в ежегодном послании президента США Джеймса Монро к американскому конгрессу.
[3] Статья Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова для бразильской газеты «Фолья де Сан-Паулу» и мексиканского журнала «Бузос» 13.04.2023 года. Электронный ресурс: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1863443/
[4] Лавров выразил поддержку правительству Венесуэлы по стабилизации ситуации 19.04.2023 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20230419/venesuela-1866267583.html
[5] США дирижируют террористами вокруг России, заявил президент Никарагуа 20.04.2023 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20230420/nikaragua-1866503677.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs