ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Проблема Нагорного Карабаха и иранский фактор на Южном Кавказе

11:06 20.04.2023 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке

18 апреля 2023 года премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Армения навсегда должна отказаться от территориальных претензий к другим странам, имея в виду Нагорный Карабах. А президент Ильхам Алиев предложил армянам Карабаха или принять азербайджанское гражданство, или уехать. Отстранившись от решения карабахской проблемы, Пашинян тем самым поставил под вопрос перспективу нахождения российских миротворцев в регионе. Тем временем ситуация остается крайне сложной.

11 апреля резко обострилась ситуация на армяно-азербайджанской границе в зоне патрулирования миссии ЕС в Армении: произошли боестолкновения между армянскими и азербайджанскими военными. Ереван и Баку обвинили друг друга в эскалации, а также сообщили о погибших с каждой из сторон. Мониторинговая миссия ЕС не смогла дать оценку событиям, поскольку ее представители отсутствовали в том районе, когда произошел инцидент. «Поздним вечером европейские миротворцы узнали о стрельбе от властей Армении», — говорится в пресс-релизе дипломатической службы ЕС[1]. Из откровений высокопоставленного чиновника дипломатической службы ЕС изданию POLITICO на условиях анонимности[2] стало известно, что миссия ЕС передает данные своего наблюдения Азербайджану, что красноречиво доказывает ее бесполезность в плане безопасности Армении. При этом в азербайджанских СМИ[3] появилась информация, что Армения впервые использовала иранские БПЛА, хотя армянские официальные лица, включая Премьер-министра Н.Пашиняна ее активно опровергали.

Ереван больше всего опасается, что Запад заподозрит его в военно-техническом сотрудничестве с Тегераном, т.к. это может «испортить отношения с Брюсселе. [4] На самом деле, объективно Армения заинтересована в военном сотрудничестве с Исламской республикой. Однако при этом Кабинет Пашиняна заигрывает с НАТО, ставя под угрозу отношения с Ираном, который является важной целью для евроатлантистов и турецко-азербайджанского тандема. Двусмысленное поведение армянских властей, под предлогом многовекторности внешней политики, не позволяет Еревану создать ось Иран-Армения в противовес западной и тюркской оси. Следует учитывать тот факт, что Россия, будучи посредником в конфликте, не может поддерживать какую-либо одну из сторон.

Еще в ноябре прошлого года журнал Forbes[5] выражал уверенность, что «Армения станет заказчиком иранских беспилотников». По недавней, распространенной в СМИ информации[6], «Армения приобрела у Ирана крупную партию беспилотников, в том числе и дронов-камикадзе, в связи с чем последние действительно могли применяться для атак». Как говорится, правящей команде Пашиняна хочется и безопасность усилить, и западным «правилам» соответствовать, дабы быть причисленными к «демократическому миру». Проблемы же с обеспечением национальной безопасности у Армении возникают именно из-за неопределенности в выборе внешнеполитического вектора.

Взгляд на армяно-азербайджанский конфликт из Тегерана

Иран, безусловно, беспокоит появление в регионе внешних игроков по просьбе своего соседа, в частности приглашение Ереваном европейских наблюдателей, которых больше интересует иранская граница, чем армяно-азербайджанская. Неприятие Тегерана вызывают и приглашение армянскими властями западных посредников, особенно США, для урегулирования карабахского конфликта. Вместе с тем Иран не скрывает своей позиции по ситуации на Южном Кавказе: даже если правительство Армении не будет придавать должного значения своей границе с Ираном, ИРИ готова жестко противодействовать блокированию этой границы экстерриториальным Зангезурским коридором, а тем более гипотетическому отторжению Сюника (Западного Зангезура) от Армении. Исследовательский центр Стратегического совета по международным отношениям Ирана недавно опубликовал статью[7], в которой говорится, что вторая карабахская война была прикрытием для создания Зангезурского (в Иране его называют «Туранским») коридора. Иранские аналитики утверждают, что Туранский коридор предназначен для того, чтобы подвести военные структуры НАТО непосредственно к северным границам Ирана, южным границам России и западным границам Китая в Синьцзяне. Туранский коридор НАТО геополитически ослабит Иран, Россию и Китай, а также позволит западному военному альянсу разжигать этнические волнения среди азербайджанцев в Иране, северокавказских мусульман - в России и уйгуров - в Китае.

В этой связи иранские эксперты предупреждают о возможном негативном сценарии для региона Южного Кавказа и его окрестностей, включая Иран. Если Западу удастся принудить Армению подписать мирный договор с Азербайджаном на условиях лишения Нагорного Карабаха какой-либо самостоятельности, это позволит вытеснить российский воинский и миротворческий контингент из региона, а затем поставить под свой контроль Зангезурский коридор. «Устранение такого препятствия, как Нагорный Карабах, открывает путь для оккупации территории Армении и изменения карты региона, а в долгосрочной перспективе — для нападения на северо-западные районы Ирана»[8], - полагают аналитики Исламской Республики.

В экономическом отношении экстерриториальность Зангезурского коридора также представляет собой прямую угрозу Международному транспортному коридору Север-Юг (INSTC[9]) и может привести к замене иранских газопроводов в Нахичевань газопроводами из Азербайджана и Средней Азии. В результате Иран лишится своей важной роли в торговле и транзите энергоресурсов в регионе. Иранцы даже считают, что в будущем Анкара может пойти на определенные шаги, чтобы воспрепятствовать экспорту иранских товаров через Турцию. В нынешних условиях углубления отношений Ирана с Россией, армяно-иранская граница тем более играет важную роль для Ирана. Согласно исследованию Middle East Institute[10], если Иран «потеряет» границу с Арменией, то он еще больше отдалится от всего региона Южного Кавказа, а торговые пути Ирана с Европой и Евразией окажутся во власти Турции и Азербайджана. В свою очередь, укрепится экономическое и политическое влияние Анкары и Баку на Тегеран, что может стать подпиткой пантюркистских сепаратистских движений в северном Иране.

Иранские официальные лица, в том числе верховный лидер Али Хаменеи[11] неоднократно говорили, что выступают против каких-либо изменений границ в регионе, фактически имея в виду азербайджанские претензии на Сюникскую область Армении (Зангезур) и экстерриториальность Зангезурского коридора.

Иран обеспокоен тем, что распространение турецкого влияния на его северной границе может негативно сказаться на его внутренней политике в будущем, поскольку Азербайджан призывает к объединению Южного Азербайджана (северный Иран) с Азербайджанской Республикой (в Иране, по данным азербайджанской стороны, проживают более 35 млн. азербайджанцев, протяженность границы между странами составляет 765 км).

К сожалению, это не пустые призывы. 29 ноября 2022 г. в Швейцарии была создана «Организация по защите прав южных азербайджанцев», которая объявила, что она представит документы и информацию в международные организации, включая ООН, относительно нарушения «прав людей в азербайджанской провинции Ирана». 2 декабря 2022 г. представитель «Южного Азербайджана» в Организа́ции на́ций и наро́дов, не име́ющих представи́тельства в ООН (англ. Unrepresented Nations and Peoples Organization, UNPO) Араз Юрдсевен, член Национал-либеральной партии Великобритании, выступил в защиту идеи независимости «Южного Азербайджана» и обвинил Иран в «убийствах иранских азербайджанцев». 25 марта 2023 г. в Брюсселе прошел массовый митинг под девизом "Свобода, справедливость и национальное правительство" с участием тюрков Южного Азербайджана. В итоговом заявлении участники митинга выразили глубокую признательность Президенту Азербайджана И.Алиеву и просили его продолжать поддерживать на международной арене права тюрков Южного Азербайджана. Учитывая это, Тегеран высказывает опасения, что в регионе может начаться новая эскалация.

Обострение ирано-азербайджанских противоречий

Ситуация усугубляется обострением дипломатических отношений между Азербайджаном и Ираном в конце января, когда в результате вооруженного нападения был убит один и ранены двое сотрудников посольства Азербайджана в Иране. Азербайджанские СМИ и официальные лица сразу отмели иранскую версию событий, сводящуюся к тому, что «в мотивах нападавшего были личные и семейные проблемы». Баку сразу назвал инцидент терактом. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что к нападению причастны власти Ирана. Азербайджан эвакуировал дипломатов и рекомендовал своим гражданам без необходимости Иран не посещать. «Иранский след» усмотрели в Баку и в покушении на депутата азербайджанского парламента Фазиля Мустафу[12], критикующего иранское влияние. Азербайджан арестовал восемь человек по обвинению в шпионаже в пользу Тегерана и объявил четырех иранских дипломатов персонами нон грата, заявив, что ИРИ провоцирует нестабильность в республике.

Неприятие Ираном внешних акторов на Южном Кавказе

В Иране, кроме угроз блокирования его границы с Арменией и сепаратистского движения в иранском Южном Азербайджане, вызывает опасения растущее взаимодействие Азербайджана с Израилем в военно-технической и дипломатической областях.

Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в период 2013-2016 гг. Азербайджан получал 30% импорта вооружений из Израиля; в 2016-2020 гг. эта доля достигла 69%[13]. По данным Middle East Institute (MEI), военный импорт Азербайджана из Израиля значителен: в 2016 г. южнокавказская страна потратила на израильское оружие 5 млрд. долл., а в 2017 г. - 137 млн. долл. Данные из открытых источников о военных закупках Азербайджана у Израиля в 2018-2022 гг. отсутствуют. Однако известно, что большая часть денег, потраченных до 2018 г., пошла на закупку беспилотных летательных аппаратов[14].

Иран и Израиль уже длительное время находятся в предвоенном состоянии. И в Иране опасаются, что Азербайджан станет площадкой для подрывной деятельности Израиля, а также США и Великобритании, геополитических противников Ирана. Например, они могут создать базы слежения, установить РЛС и даже предоставить аэродромы для своих ВВС. В Иране также жестко раскритиковали высказывания главы МИД Израиля Эли Коэна о «формировании объединенного фронта против Ирана». Его слова сочли еще одним свидетельством того, что Тель-Авив пытается превратить территорию Азербайджана в угрозу национальной безопасности ИРИ[15]. 5 апреля парламент Ирана даже принял специальное заявление, в котором осудил открытие посольства Азербайджана в Израиле[16].

На этом фоне США тоже решили подключиться к конфронтации двух стран. 24 июня 2022 г. президент США Дж. Байден продлил отмену 907-й поправки, ограничивавшей возможности США по помощи Азербайджану. В ноябре прошлого года США поддержали Баку, пресс-секретарь Госдепа США Нед Прайс прямо заявил о поддержке Вашингтоном Азербайджана в конфликте с Ираном[17]. Ныне, выступая на заседании Комитета по международным отношениям Конгресса США, госсекретарь Энтони Блинкен высказался об отмене 907-й поправки и увеличении военной поддержки Баку, поскольку «у Азербайджана очень протяжённая граница с Ираном, и её нужно защищать»[18]. Некоторые эксперты интерпретировали высказывание Блинкена как предложение ввести войска НАТО в Азербайджан[19].

Администрацию Байдена не устраивает, что Тегеран активно развивает экономические и военно-технические связи с Москвой и Пекином. Кроме того, Иран стал успешно налаживать отношения с традиционными соперниками в Персидском заливе — Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. В результате Вашингтону стало затруднительно использовать эти страны в качестве плацдармами для антииранских действий «коллективного Запада».

В этой связи США, судя по всему, перенесли свои усилия на Южный Кавказ, подталкивая Баку к обострению отношений с Тегераном, а Ереван - к отказу от своих жизненно важных приоритетов.

Весомые аргументы против обострения конфронтации

Иран предпочитает не накалять ситуацию, а пока ограничивается ужесточением риторики и регулярными военными учениями у границы с Азербайджаном, то есть демонстрацией силы, в особенности в тех местах, где чувствует угрозу.

Подогреваемый внерегиональными игроками, конфликт между Азербайджаном и Ираном, которые и ранее уже не раз переживали кризисы, достиг высшей точки. Ситуация даже позволила американскому журналу Foreign Affairs сделать вывод о вероятности открытого вступления Ирана в нагорно-карабахский конфликт на стороне Армении[20].

Вместе с тем, представляется, что, несмотря на восприятие взаимной угрозы, напряженность между двумя странами не вышла из-под контроля и не приведет к военному конфликту, если, конечно, удастся ослабить внешнее давление. У сторон наработан многолетний опыт «управления гневом» - конфликтного менеджмента.

Причиной тому торгово-экономические и политические взаимоотношения. Так, более 50% объема торговли Ирана с Южным Кавказом приходится на Азербайджан, что делает Баку ведущим экономическим и торговым партнером Тегерана в регионе. Как отметил Алиреза Пейман-Пак, глава Иранской организации содействия торговле, «двусторонний товарооборот между Ираном и Азербайджаном увеличился на 100 процентов в июле 2022 г. по сравнению с июлем 2021 г.»[21]. Поддержание двусторонних торговых отношений очень важно как для Азербайджана, так и для Ирана, учитывая влияние на последний санкций США.

Все понимают, что военный конфликт между Тегераном и Баку может серьезно угрожать одному из важнейших маршрутов транзита энергоносителей на европейский континент из Азербайджана, что может подорвать его статус крупного поставщика газа для Европы в условиях снижения поставок из России. К тому же, по территории Ирана проходит единственный сухопутный маршрут, связывающий Нахичевань с Баку и единственный прямой и недорогостоящий транзитный маршрут для азербайджанских грузов, направляемых в Персидский залив, Оманское море, страны арабского мира и особенно Пакистан, который имеет довольно тесные стратегические отношения с Баку.

С другой стороны, территория Азербайджана служит ключевой частью Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC), основного маршрута транзита и торговли Ирана с густонаселенными западными регионами России, Грузии и Беларуси. Транзитный маршрут Азербайджан-Иран в последнее время стал еще более важным в результате СВО на Украине, обширных западных санкций против России и соглашения о преференциальной торговле между Ираном и Евразийским экономическим союзом, которое преобразуется в соглашение о свободной торговле.

Роль России

Немаловажную роль в снижении напряженности между Тегераном и Баку играет Россия. По сути, для Москвы переход конфликта в горячую фазу означал бы открытие нового фронта нестабильности на Кавказе, который перекрыл бы маршрут Дагестан-Баку-Астара для транзита и торговли с Ираном, Индией и арабскими странами Персидского залива. В сложившейся ситуации продолжение и эскалация напряженности между Тегераном и Баку не отвечает российским интересам, и ошибочно было бы считать, что Москва способна держать в фокусе только одно направление внешней политики.

Глава МИД России Сергей Лавров на переговорах со своим иранским коллегой (29 марта, Москва) выразил готовность помогать сторонам в разрешении проблем и надежду на то, что «нынешние трения» между ними временны и «будут, как можно скорее преодолены». «Это поспособствует и продвижению трехстороннего сотрудничества с участием России, Ирана и Азербайджана. В том числе в контексте подтвержденной всеми сторонами заинтересованности в реализации важных проектов в рамках развития Международного транспортного коридора «Север — Юг»[22].

Следует отметить, что в последние дни наметились определенные тенденции к разрядке напряженности между Ираном и Азербайджаном. В частности, между сторонами состоялись несколько контактов на дипломатическом уровне. Наконец, 14 апреля пресс-служба азербайджанского внешнеполитического ведомства сделала обнадеживающее заявление после телефонного разговора глав МИД Азербайджана и Ирана: «Стороны заявили о возможности продолжения переговоров и при необходимости осуществления двусторонних визитов»[23].

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

[1] https://ru.yerevan.today/107430

[2] https://www.politico.eu/article/eu-showdown-former-soviet-union-oil-azerbaijan-armenia-conflict-south-caucasus/

[3] https://ru.axar.az/news/vmire/734685.html

[4] https://ru.armeniasputnik.am/20230412/baku-rasprostranil-dezinformatsiyu-o-primenenii-armeniey-iranskikh-dronov-dlya-es---pashinyan-58062472.html?ysclid=lgfojm8g3q720986850

[5] https://www.forbes.com/sites/pauliddon/2022/11/25/why-armenia-and-serbia-might-seek-iranian-drones/?sh=2ef941ba38c9

[6] https://avia.pro/news/armeniya-atakuet-azerbaydzhan-iranskimi-dronami?ysclid=lgfkhfnt2a42331843

[7] https://www.scfr.ir/fa/300/30101/145964/توطئه-ایجاد-دالان-تورانی-ناتو-با-پیا/

[8] https://eghtesaad24.ir/fa/news/178279/قره%E2%80%8Cباغ-منطقه%E2%80%8Cای-که-خط-قرمز-تمامیت-ارضی-ایران-است

[9] INSTC - стратегический маршрут, финансируемый Россией, Индией и Ираном. Он представляет собой , альтернативу маршруту через Суэцкий канал, Средиземное и Балтийское морские пути, а также инициативе Пекина «Один пояс – один путь». 7200 километров свяжут морским, железнодорожным и автомобильным транспортом в единый коридор, сокращающий доставку грузов из Индии в Среднюю Азию, Россию и Европу почти в два раза с соответствующей экономией средств. Однако мощности по перевалке контейнеров в портах Каспийского моря очень малы, поэтому возрастает значение железнодорожных перевозок через Иран, Армению и Азербайджан, чтобы миновать Каспийское море.

[10] https://www.mei.edu/publications/streets-border-irans-growing-paranoia-toward-azerbaijan

[11] https://ru.armeniasputnik.am/20230110/iran-ne-priemlet-izmeneniy-granits-v-regione-spiker-na-vstreche-s-kollegoy-iz-azerbaydzhana-53630193.html

[12] https://news.day.az/politics/1550451.html?ysclid=lggw605xhr779737317

[13] https://www.sipri.org/sites/default/files/2021-03/fs_2103_at_2020.pdf

[14] https://www.mei.edu/publications/israel-and-azerbaijan-trusted-friends-and-reliable-partners

[15] https://kurdistan.ru/2023/04/02/news-45906_Iran_prokommentirova.html?ysclid=lgj6852xt3240363131

[16]https://www.meydan.tv/ru/article/parlament-irana-osudil-otkrytie-posolstva-azerbajdzhana-v-izraile/

[17] https://media.az/read/1067883978/?ysclid=lgjrpcheq9311791073

[18] https://eadaily.com/ru/news/2023/04/10/protivostoyanie-iran-azerbaydzhan-vstupaet-v-opasnyy-etap-smi-armenii

[19] https://infofreenews.ru/srochno-v-baku-panika.html?ysclid=lgjvvnlgza931108078

[20] https://www.foreignaffairs.com/armenia/azerbaijan-armenia-could-spark-wider-crisis

[21] https://caliber.az/post/103851/

[22] https://www.mid.ru/ru/press_service/video/posledniye_dobavlnenniye/1860306/

[23] https://news.am/rus/news/754991.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати