ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Венесуэла в лабиринте: есть ли выход? Взгляд из Москвы

10:02 10.04.2023 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

На снимке: Дмитрий Михайлович Розенталь.
Фото Александра Моисеева.

В начале текущего года из Венесуэлы прозвучало громкое политическое заявление. Выступая в Национальной ассамблее с отчетом о своей работе за 2022 год, президент страны Николас Мадуро представил шесть основных направлений, на которых должны быть сосредоточены усилия власти и венесуэльского народа в 2023 году. Однако ключевое заявление коснулось внешней политики и региональной интеграции: не исключено, что в Латинской Америке появится свой интеграционный проект, напоминающий Советский Союз. По словам самого Мадуро, в беседе с президентом Бразилии Луисом Инасиу Лулой да Силвой, президентом Колумбии Густаво Петро и президентом Аргентины Альберто Фернандесом он сказал, что сейчас наступает особое новое время, которое объединит усилия и пути народов Латино-Карибской Америки. Как сообщают мировые агентства информации, венесуэльский лидер также отметил, что международные события подталкивают к прогрессу в формировании мощного блока политических сил и экономической мощи, который говорит с миром на равных, а также приглашает его к интеграции и строительству новых полюсов силы. При этом Мадуро подчеркнул, что Венесуэла находится на переднем крае борьбы за создание мира «Большой Родины» - независимой и суверенной силы, которая принесет больше счастья, прогресса и процветания этой стране и всему региону, но для наступления этого мира необходим сплоченный, единый и передовой блок стран Латино-Карибской Америки.

 

Какие политические и экономические ветры сегодня дуют над самой Венесуэлой? Куда пойдет в своем политическом лабиринте эта прекрасная, дружественная нашей России страна в ближайшие годы? На эти и другие вопросы нашего обозревателя Александра Моисеева беседует исполняющий обязанности Директора Института Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук Дмитрий Михайлович Розенталь.

 

«Международная жизнь»:  Дмитрий Михайлович, какие социально-экономические процессы в последнее время наблюдаются в современной Боливарианской Республике Венесуэле?

Дмитрий Розенталь:  Знаете, стабильность политической системы Венесуэлы, на мой взгляд, сегодня все еще оставляет желать лучшего. Она подвержена влиянию экономических неурядиц и внутренним противоречиям, которые негативно отражаются на благополучии граждан. В то же время правительство Николаса Мадуро сохранило значительный запас прочности, позволяющий ему выдерживать давление оппозиции и внешних сил. Уже почти десять лет Венесуэла пребывает в глубоком экономическом и политическом кризисе, а легитимность её правительства оспаривается не только внутренней оппозицией, но и значительной частью международного сообщества. Страна лишена большой доли иностранных инвестиций и зарубежных активов, против неё действует целый ряд ограничительных мер, введённых государствами «коллективного Запада». Население Боливарианской Республики испытывает сложности с получением продуктов первой необходимости и медикаментов, что приводит к социальным протестам и массовой эмиграции. Несмотря на отчаянное положение, правительство Николаса Мадуро смогло сохранить контроль над процессом принятия политических решений, отразить атаки оппозиции и выдержать внешнее давление, в том числе санкционное. В 2022 году в стране и вовсе наблюдался восстановительный рост, который по самым смелым прогнозам достигал 20%. Минимальная заработная плата, как и ожидалось, увеличилась с 7 до 30 долларов. 41,6%  венесуэльцев, опрошенных исследовательской компанией Delphos, отметили улучшение социальной ситуации.

 

«Международная жизнь»: А что, по-вашему, могло повлиять на эти процессы?

Дмитрий Розенталь:  Как я уже отметил в начале нашего разговора, необходимо с удовлетворением констатировать, что и сама исполнительная власть в Венесуэле продемонстрировала значительные резервы прочности. В отсутствие работающей хозяйственной системы, функционирующих государственных институтов и поддержки населения она смогла выдержать натиск оппозиции. Это опровергает традиционные представления об устойчивости политических режимов и требует глубокого анализа.

Более глубокий анализ вплетённых в архитектуру политической системы Венесуэлы механизмов, способствующих сохранению действующего правительства, даст возможность лучше понять современную специфику как Боливарианской Республики, так и подобных режимов в разных регионах мира, определить их сильные и слабые стороны.

В условиях обострения международных отношений эта задача приобретает особую актуальность. Внешнее деструктивное воздействие, санкции, протестная активность населения могут оказывать существенное влияние на страны и приводить к трансформации их режимов. Осмысление стабилизационных и дестабилизационных факторов устойчивости правительств поможет определить предел их прочности, спрогнозировать изменения политического ландшафта в регионах мира. Опыт Боливарианской Республики пригодится и России. Выявление позитивных и негативных аспектов внутриполитического развития латиноамериканской страны позволит найти оптимальную формулу государственного строительства в условиях внешнего давления, избежать ошибок, совершённых обеими сторонами конфликта в Венесуэле.

 

«Международная жизнь»: А каковы экономические перспективы дальнейшего развития Венесуэлы?

Дмитрий Розенталь: Уже почти десять лет Венесуэла пребывает в глубоком экономическом и политическом кризисе, а легитимность её правительства оспаривается не только внутренней оппозицией, но и значительной частью не дружественного республике международного сообщества. Страна лишена большой доли иностранных инвестиций и зарубежных активов, против неё действует целый ряд ограничительных мер, введённых государствами «коллективного Запада». Население Боливарианской Республики испытывает сложности с получением продуктов первой необходимости и медикаментов, что приводит к социальным протестам и массовой эмиграции. И, как мне представляется, острый социально-экономический кризис, разразившийся в Венесуэле, был неизбежен. Его причины кроются в сложившейся политической системе, при которой вся полнота власти находилась в руках президента. Авторитет Уго Чавеса (1999–2013) подменял собой институты, консолидировал элиты Боливарианской Республики, обладал большой общественной поддержкой. Уход главы государства из жизни стал тяжёлым ударом для выстроенной им конструкции и обернулся периодом глубокой нестабильности. Случай Венесуэлы не уникален: существует множество стран, во главе которых стоят сильные личности, под чьи нужды «затачивается» политическая система. Тем не менее кризис в Боливарианской Республике выделяется масштабом бедствия и вызванным им международным резонансом. В нём чётко прослеживаются факторы устойчивости режима и аспекты, спровоцировавшие длительный период нестабильности. Режим, установившийся в Венесуэле, во многом стал следствием болезненных неолиберальных реформ, которые страна пережила в конце 80-х – начале 90-х годов XX века. Меры, направленные на реанимацию экономической системы, привели к обнищанию значительной доли населения, социальному неравенству и безработице. Они способствовали появлению запроса на государственный патернализм, подтолкнули малообеспеченные слои к протестной активности. Эти люди стали электоральной базой Чавеса, пришедшего к власти в 1999 году. Приступив к своим обязанностям, президент развернул массовую кампанию перераспределения государственных доходов в пользу малоимущих слоёв. Она включала в себя социальные льготы и дотации, а также миссии – программы адресной помощи населению. Это обеспечило Чавесу общественную поддержку, упрочило его электоральные позиции и предопределило дальнейшее развитие страны, сформировав ожидания венесуэльцев от власти. В условиях электоральной демократии, существовавшей на протяжении всех администраций Чавеса, и острой конкуренции за избирателей правительство было вынуждено ориентироваться на общественные запросы, направлять значительные ресурсы на обеспечение их нужд. В то же время государственный патернализм приводил к усилению зависимости от «нефтяной иглы». Если в первой половине 2000-х годов углеводороды занимали 80% в экспорте страны, то сегодня их доля достигла почти 99%.

 

«Международная жизнь»:  Каковы основные причины политического и экономического кризиса в Венесуэле?

Дмитрий Розенталь:  Венесуэльский кризис обусловлен целым рядом обстоятельств. Одни хорошо проанализированы в научной литературе, другим пока уделено недостаточно внимания. Традиционно особое место в историографии отведено хозяйственным проблемам, поскольку они более понятны и измеримы. Но концентрируясь лишь на экономической составляющей, невозможно определить ни причины нестабильности, ни факторы, позволяющие режиму выдерживать внутреннее и внешнее давление. Серьёзной проблемой Венесуэлы была и остается её чрезмерная зависимость от углеводородов. Значительные запасы нефти – не приговор. Страны с хорошо функционирующими институтами способны нивелировать негативные эффекты «ресурсного проклятья». Но в Боливарианской Республике, как и в большинстве государств Латинской Америки, институты были неразвиты, а создание стабилизационного фонда затруднено из-за необходимости перенаправления прибыли от продажи топлива на нужды внутренней и внешней политики. Несмотря на то, что нефтяная промышленность позволяла решить многие социальные проблемы, бесконтрольное использование ресурсов вело к неэффективности расходов и коррупции. Кроме того, средства, направляемые на нужды общества, стали тяжёлым бременем для бюджета.

Если на первом этапе Боливарианской революции забота о малообеспеченных слоях не требовала больших затрат, то для последующего строительства жилья, образовательных учреждений и финансирования миссий были необходимы значительные вложения. Кроме того, большие средства шли на пропаганду идей «социализма XXI века» за рубежом. Каракас щедро финансировал близкие политические силы и общественные организации по всей Латинской Америке. С каждым годом траты росли. При этом дипломатия и программы энергетического сотрудничества Венесуэлы в регионе достигли столь значительного масштаба, что, по мнению российского исследователя Андрея Пятакова, в пору было говорить о существовании «боливарианской системы международных отношений». Ситуация изменилась в 2014 году. С обвалом мировых цен на сырьё Каракас лишился значительной доли доходов. Произошло ощутимое снижение добычи углеводородов. К июлю 2017 года она сократилась до 2,1 миллиона баррелей в сутки (в 2013 году этот показатель составлял 2,9 миллиона). В последующие годы падение продолжилось (в июне 2022 года оно достигло 727 тысяч баррелей). Негативная динамика объяснялась технологическим отставанием венесуэльских нефтяников и непривлекательностью инвестиционного климата в стране, что было вызвано в том числе национализацией иностранных активов в Боливарианской Республике. Не хватало средств на разработку месторождений (с 2020 года эксплуатационное бурение вовсе было прекращено)…

Снижение ВВП Венесуэлы во многом объяснялось изъянами существующей в стране хозяйственной модели. Предпочтение командно-административных методов управления, уменьшение роли средних и крупных предпринимателей, широкая практика национализации (нередко она осуществлялась в угоду и под давлением рабочих коллективов) значительно снизили эффективность национальной экономики. Только с 1999 по 2013 год в стране разорилось 170 тысяч из 617 тысяч частных компаний, многие из них были экспроприированы. В условиях острой борьбы с оппозицией экономика Венесуэлы зачастую приносилась в жертву политике. Из основных отраслей промышленности вытеснялись профессионалы, которых заменяли верные властям администраторы, не обладающие необходимой квалификацией. Только в ходе забастовок нефтяников 2002 года было уволено около 20 тысяч сотрудников государственной нефтегазовой компании PDVSA, в том числе высококлассных специалистов. Значительный отток кадров наблюдался и в электроэнергетике. Долгое время в Венесуэле существовало сразу несколько курсов национальной валюты – боливара, были зафиксированы цены на товары первой необходимости и медикаменты, что приводило к их дефициту. Эти неурядицы вызывали общественное недовольство, перерастающее в протесты. Их число постоянно росло. Если в 2012 году состоялось 2970 демонстраций, недовольных социально-экономическим положением, то в 2018 году этот показатель увеличился до 11299 акций. Политические противоречия не позволяли правительству пойти на рыночные реформы. Сопутствующее им ухудшение уровня жизни населения могло привести к размытию социальной и электоральной базы руководства страны…

Для венесуэльской власти очень важно внешнее содействие – особенно России и Китая. Пекин подтвердил признание правительства Николаса Мадуро и осудил вмешательство во внутренние дела латиноамериканской страны. Каракас получил отсрочку погашения внешней задолженности. Санкции США вынудили Поднебесную временно прекратить покупки венесуэльских углеводородов, но уже в 2020 году они возобновились. Россия также предоставила финансовую и гуманитарную помощь. В Боливарианскую Республику было направленно 150 тысяч тонн пшеницы и партия востребованных медикаментов. Оба государства в значительной степени способствуют преодолению негативного эффекта рестрикций, оказывают Каракасу моральную поддержку. Следует также учитывать роль Ирана и Турции, которые в последние годы существенно расширили диапазон сотрудничества с Боливарианской Республикой. Так, в условиях внешнего давления на Николаса Мадуро Анкара оказывала чавистам существенную помощь по обходу санкций, закупала партии нефти и металлолома. Тегеран направил в Венесуэлу танкеры с топливом. Эти поставки, осуществляемые на фоне угроз США и рисков захвата судов силами американского ВМФ, в некоторой степени компенсировали нехватку горючего. В 2022 году, после начала специальной военной операции на Украине, Каракас получил передышку от внешнего давления, поскольку внимание США переключилось на Россию. Проявилась заинтересованность государств «коллективного Запада» в нефтяных поставках из Венесуэлы. Таким образом, впервые с начала кризиса администрация Николаса Мадуро получила пространство для манёвра, позволяющее взаимодействовать со всеми субъектами мировой политики. Подтверждением этого является длительное турне Николаса Мадуро по странам Ближнего Востока в марте 2022 года. Обращает на себя внимание политическое разнообразие посещённых стран: Турция, Алжир, Катар, Иран, Кувейт и Азербайджан. В то же время в Москве с визитом побывала вице-президент Венесуэлы Делси Родригес. Крупным событием, способным оказать влияние на положение правительства Николаса Мадуро, была победа левоцентриста Густаво Петро на выборах в Колумбии. Несмотря на то, что для обеспечения лояльности истеблишмента он будет вынужден подвергать критике действия Каракаса, его приход к власти способен привести к снижению напряжённости между странами и попытке урегулировать противоречия на совместной границе. Важным шагом в этом направлении стала нормализация отношений двух государств в августе 2022 года. Миграция Стабилизирующим механизмом для действующей власти стала также миграция из Венесуэлы. До 2018 года она была способом подрыва социальной базы оппозиции. При этом выезд значительного числа граждан позволял руководству страны кооптировать сторонников, предлагая им рабочие места уехавших людей. По мере ухудшения ситуации миграция перестала выполнять функцию «выпуска пара» – из страны уезжали как сторонники оппозиции, так и люди, поддерживающие власть. Но обосновавшиеся на новом месте выходцы из Венесуэлы стали оказывать значительную финансовую поддержку родине. По некоторым подсчётам, поступления от их денежных переводов являются вторым источником пополнения бюджета. Так, только в 2020 году этот показатель оценивался в 3,5 миллиарда долларов. Нельзя не отметить и готовность правительства Николаса Мадуро к ряду рыночных реформ. Глубокий экономический кризис и острая конфронтация с внутренней оппозицией побудили власти Венесуэлы пойти на приватизацию части государственной собственности, либерализацию цен и обмена валют. Эти меры привели к оздоровлению экономики и улучшению ряда показателей, они серьёзно оздоровили финансовую систему и позволили наполнить полки магазинов товарами.

 

«Международная жизнь»:  Каковы основные риски для правительства Мадуро и каким может стать выход из венесуэльского лабиринта?

Дмитрий Розенталь:  Перехват правительством инициативы в противостоянии с оппозицией и восстановительный рост в 2022 году не должны вызывать иллюзий. Внутриполитическая ситуация остаётся по-прежнему напряжённой. Общественной поддержки Николаса Мадуро недостаточно ни для стабилизации политической ситуации, ни для выстраивания эффективной коммуникации с населением. Оставляют желать лучшего социально-экономические показатели. Уровень бедности всё ещё довольно высок. А 16%  жителей страны намерены эмигрировать. От действий власти в значительной степени будет зависеть дальнейшее развитие Венесуэлы. Правительство Николаса Мадуро должно принимать во внимание риски и вызовы, с которыми ему неизбежно придётся столкнуться. Во-первых, продолжается эрозия социальной среды, что может породить протесты и общественное недовольство. Либерализация цен и обменных курсов смогла несколько восстановить хозяйственную деятельность, но обернулась тяжёлым ударом по платёжеспособности большинства населения. Эти реформы были раскритикованы профсоюзами и Коммунистической партией Венесуэлы. Кроме того, происходящая в стране приватизация может оттолкнуть от правительства её главный электорат. Во-вторых, нельзя исключать усиления давления США на Каракас и его зарубежных союзников… Кроме того, большое значение для Венесуэлы имеет финансовая помощь внешних сил – крупных субъектов мировой политики и международных кредиторов. Для восстановления хозяйственной системы и увеличения нефтедобычи необходимо снятие санкций и привлечение иностранных инвестиций.

Очень многое зависит от дальнейшего развития внутриполитической ситуации в стране. Проведение переговоров и достижение договорённостей потребует значительных уступок от всех сторон внутринационального конфликта. Общественное примирение может стать лишь первым этапом выхода из глубокого кризиса. За ним должна последовать экономическая помощь внешних сил. Большое внимание следует уделить многочисленным венесуэльским мигрантам в Латинской Америке. Важными задачами станут восстановление нефтедобычи и улучшение гуманитарной ситуации в Боливарианской Республике. Неблагоприятный сценарий кризиса, при котором сторонам не удастся прийти к компромиссу, предполагает дальнейшее обострение конфликта и усиление противоречий между властью и оппозицией. Такое развитие событий чревато ухудшением гуманитарной ситуации и риском прямого столкновения противоборствующих сил. И тогда нельзя исключать выхода на авансцену военных и социального взрыва.

 

«Международная жизнь»:  Дмитрий Михайлович, какие выводы можно сделать из вашего анализа обстановки в Венесуэле и перспектив ее дальнейшего развития?

Дмитрий Розенталь:  Прежде всего, хотел бы отметить, что острый социально-экономический кризис запустил процесс трансформации политической системы Венесуэлы. Изменились методы управления страной. Курс, направленный на нужды широких масс, сменила ставка на чиновников и военных. Государственные институты, которые были слабыми и в период президентства Уго Чавеса, окончательно утратили своё значение. Ожесточённое противоборство побуждало власть и оппозицию выходить за пределы конституционного поля, апеллировать к внешним силам. Стабильность политической системы Венесуэлы оставляет желать лучшего. Она подвержена влиянию экономических неурядиц и внутренним противоречиям, которые негативно отражаются на благополучии граждан. В то же время правительство Николаса Мадуро сохранило значительный запас прочности, позволяющий ему выдерживать давление оппозиции и внешних сил. Авторитарные тенденции (их зарождение происходило ещё при президентстве Уго Чавеса) позволили исполнительной власти контролировать прочие ветви, процесс распределения продовольствия и социальных благ, а также силовые ведомства. Этих ресурсов недостаточно для нормализации общественной жизни, но их пока хватает для спасения режима. При удачном стечении обстоятельств администрация Николаса Мадуро может достаточно долго удерживать власть в стране, однако она не в состоянии добиться гражданского примирения и восстановления хозяйственной системы без серьёзных уступок. Компромиссный сценарий остаётся наиболее приемлемым способом разрешения противоречий. Впрочем, лишь при условии восстановления государственных институтов (прежде всего, речь о соблюдении правил игры и договорённостей, электоральных процедур и исполнения буквы и духа Основного закона) стороны смогут доверять друг другу. Правительство будет готово к возможному поражению на выборах, а его оппоненты откажутся от попыток отправить действующего президента в отставку. Важной составляющей политической устойчивости правительства Николаса Мадуро стала работа по повышению управляемости страной. И это, возможно, – надежный выход из лабиринта.

 

«Международная жизнь»:  Ну как тут не вспомнить знаменитое  выражение: «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться»… (В.И. Ленин, ПСС, т. 37, стр. 120-122.)

Спасибо, Дмитрий Михайлович, за интересную беседу.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати