Именно так председатель КНР Си Цзиньпин охарактеризовал отношения России и Китая в своей статье, опубликованной накануне государственного визита в Москву. Одновременно была опубликована и статья президента России Владимира Путина. Обе статьи впечатляют схожестью оценок и формулировок, касающихся эволюции и развития отношений наших стран.
Эти оценки нашли свое отражение и в итоговых документах саммита, в частности, в Совместном заявлении об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. Формула этих отношений охарактеризована предельно четко: они, «не являясь военно-политическим союзом, подобным союзам, сложившимся в период холодной войны, превосходят такую форму межгосударственного взаимодействия, не носят при этом блокового и конфронтационного характера и не направлены против третьих стран». Российско-китайские отношения названы в итоговом документе «зрелыми, стабильными, самодостаточными и крепкими».[1]
Это, помимо всего прочего, ответ США и другим странам Запада, озабоченным российско-китайским сближением. В Совместном заявлении отношения наших стран названы образцом взаимоотношений крупных держав и гарантией мировой безопасности, стабильности и формирования нового, более справедливого и устойчивого международного порядка.
В итоговом заявлении стороны подробно осветили свое видение практически всего спектра ключевых международных проблем, которое опять-таки показало существенную близость позиций России и Китая или их полное совпадение. Наиболее значимый из них – принцип неделимости безопасности, который Россия отстаивала и отстаивает применительно к Евро-Атлантическому региону: нельзя обеспечить свою безопасность за счет безопасности других, нельзя пересекать установленные ими «красные линии» в сфере безопасности, но следует исходить при этом из того, что и ваши «красные линии» не будут нарушаться. Председатель Си Цзиньпин полностью поддержал этот принцип, применительно и к другим регионам мира, в опубликованной недавно китайской Концепции глобальной безопасности.
Сейчас это в первую очередь касается ситуации вокруг Украины. Председатель КНР подробно обсудил со своим российским партнером китайский план мирного урегулирования на Украине из 12 пунктов, также обнародованный недавно. Этот план, основанный на безусловной необходимости прекращения огня и мирных переговоров, позитивно оценил президент Путин, который заявил, что он может быть взят за основу мирного урегулирования, вновь подтвердив, что Россия готова к переговорам с Украиной (при том, что именно она, а не Россия, торпедировала мирные переговоры в марте-апреле прошлого года, следуя указаниям Запада). То есть, необходима готовность к таким шагам не только России, но и Украины и Запада, которой пока не просматривается.
Но важно понимать при этом (в чем стороны также согласились), что все пункты китайского мирного плана взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нельзя выбирать из них, как в ресторанном меню, только те, которые понравились, игнорируя остальные, - иначе план не сработает. При этом речь идет именно о мирном плане, основанном на согласованных принципах и подходах, а не о «дорожной карте», которая может быть предложена на основе конкретных переговоров.
Визит председателя КНР в Москву показал, что полностью сбываются его пожелания о том, чтобы придать российско-китайским отношениям предсказуемый характер, основанный на комплексном и стратегическом планировании (кстати, и Москва ранее призывала к тому же). В ходе нынешнего визита состоялась знаковая встреча председателя Си Цзиньпина и председателя правительства России Михаила Мишустина. По итогам государственного визита стороны подписали Совместное заявление о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года. В нем полностью отражен принцип стратегического планирования: главы наших государств сформулировали 8 основных направлений сотрудничества в сфере увеличения масштабов и оптимизации структуры торговли; развития взаимосвязанной логистической системы; повышения уровня финансовой кооперации; укрепления энергетического партнерства; взаимовыгодного снабжения базовыми товарами и минеральными ресурсами; расширения сотрудничества в сфере технологий и инноваций; повышения уровня промышленной кооперации, а также сотрудничества в сельском хозяйстве и др.[2]
Главы государств дали поручения своим правительствам подготовить и утвердить основанный на этих направлениях план межправительственного сотрудничества. Достигнута договоренность о визите председателя правительства России в Китай (председатель КНР предложил председателю российского правительства сделать это «как можно скорее») для встречи и обсуждения этой повестки с председателем Госсовета КНР Ли Цяном.
Вот лишь главные итоги московского визита председателя Си Цзиньпина в Москву, который, помимо всего прочего, носил характер государственного и отличался высшими протокольными почестями и вниманием. Не говоря уже о том, что в Москве встретились не только надежные стратегические партнеры, но и давние друзья, которые познакомились 10 лет назад, и с тех пор встречались в разных форматах более 40 раз. В целом нельзя не согласиться с председателем КНР в том, что российско-китайские отношения развиваются в русле логики истории, основаны на мощном внутреннем драйве и устремлены в будущее.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[1] «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху», http://www.kremlin.ru/supplement/5920
[2] «Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года», http://www.kremlin.ru/supplement/5919
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs