ГЛАВНАЯ > Дискурс

V «Медиафорум-2022: свобода журналистики в контексте прав человека, новых технологий и международной информационной безопасности». Ярославль, 1-3 ноября 2022 г. Часть 3 (Продолжение)

13:50 09.03.2023 • Валерия Булва,

Армен Гарникович Оганесян: Давно назрела потребность в создании центра по изучению тактики, стратегии, практики структур, которые занимаются информационной диверсионной деятельностью. Диверсионные действия в информационном пространстве напоминают многослойный пирог, поскольку они рассчитаны на различные страты общества, как украинского, так и российского. Весьма изощренно используются элементы психологической войны. НАМИБ обладает кадровым потенциалом и возможностями для интегральной работы с этой новой реальностью.

Ольга Владимировна Лебедева, доктор исторических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России: Примечательно, что в Европе основные центры антироссийской пропаганды расположены в странах Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтике. Именно из этих государств было выслано наибольшее количество российских дипломатов.

Елена Сергеевна Зиновьева, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры мировых политических процессов, заместитель директора Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики МГИМО МИД России: Для снижения агрессивного антироссийского накала западных СМИ требуется выработка правил ответственного поведения. На кого должны быть направлены данные правила, на государства, где базируются соответствующие СМИ или на сами платформы (СМИ, частные компании)?

Сергей Васильевич Коротков: Необходима проработка данного вопроса и с научной, и с экспертной точек зрения. Большинство мнений сходится в том, что вектор работы должен быть направлен на население России, это будет способствовать дипломатическому процессу. На сегодняшний день деятельность западных СМИ полностью зависит от воли политической элиты. Не может идти речи о свободе СМИ.

Одним из аспектов проблемы информационно-психологических войн является то, что они ориентированы на смену гражданской идентичности населения. Изменение идентичности связано с тем, что через какое-то время люди становятся «чужими», начинается «война голов».

Игорь Вениаминович Задорин, организатор и руководитель исследовательской группы ЦИРКОН:

Информационные войны могут являться не только операциями по изменению оценки и отношения к определенному факту. Объектом оценки может быть сам человек и общество в целом. В этой связи, влияние может оказываться на идентичность, т.е. самовосприятие, самооценку, самоидентификацию людей.

Существуют модели коллективной идентичности, которые исходят из того, что общество в определённой степени едино, солидарно. Коллективная идентификация определяется на основе 6 базовых категорий – история, культура, религия, территория, язык, этничность. При этом, в истории есть примеры, когда народы меняли свою идентичность за длительное время. Так, в 1443 г. албанец – защитник католического мира от наступления ислама, а сегодня невозможно представить албанцев в качестве форпоста христианства.

С учетом новых инструментов воздействия, динамика процессов существенно возрастает. По Украине можно сказать, что за довольно короткое время меняется соотношение по языку (по данным опросов «Европейского монитор», с 2006 по 2017 г. доля респондентов, общающихся дома на русском языке, снизилась с 44 % до 31 %), этничности (доля украинской национальности в Харьковской области к 2014 г. выросла по сравнению с 1993 г. с 50 % до 90 %).

В 2009 г. исследовательская группа ЦИРКОН провела исследованию по восприятию общей истории в странах бывшего СССР. Одним из показателей было восприятие двух исторических персонажей одной эпохи. Что касается данных по Украине, результаты показали раскол общества на 2 принципиальных части: Ленин на западной части страны негативно оценивается 57 %, на восточной – около 10 %; Петлюра, наоборот – 17 % на западе, 51 % на востоке.

С точки зрения территориальной идентичности населения Украины, за 20 лет в 2 раза выросла доля респондентов, которые определяются себя не с точки зрения локальной (местечковой) и не космополитической (гражданин мира) идентичности, а в качестве гражданина Украина.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати