Как известно, в 1981 году шесть монархий Аравийского полуострова объединились в региональную международную организацию - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) со штаб-квартирой (Генеральным секретариатом) в столице Саудовской Аравии.
За истекшие годы был достигнут значительный прогресс в интеграции стран аравийской шестерки в торгово-экономической, финансовой, таможенной, коммуникационной, образовательной, культурной и других сферах. На форумах ССАГПЗ обсуждаются планы более тесного сотрудничества в военной и военно-технической сферах и возможного создания в перспективе конфедерации. В ходе своих визитов в Эр-Рияд Д. Трамп и Дж. Байден зондировали даже возможность создания на базе ССАГПЗ регионального военно-политического блока с подключением Марокко, Иордании и Египта – прообраза так называемого арабского или мини-НАТО. В качестве общего потенциального противника и региональной угрозы безопасности обозначался Иран.
Однако, как показали дальнейшие события, эта затея Вашингтона провалилась. При всей общности взглядов и интересов монархий ПЗ между ними сохраняются разногласия, которые не только препятствуют дальнейшей интеграции арабских стран Залива в военной сфере, но и осложняют их двусторонние отношения. Так, Катар и Султанат Оман изначально занимали особую позицию в отношении Ирана и продолжают поддерживать с ним добрососедские отношения, несмотря на давление со стороны Вашингтона, Эр-Рияда и остальных членов ССАГПЗ. Бахрейн и ОАЭ в конце 2020 г. пошли на установление дипломатических и других отношений с Государством Израиль, в то время как остальные монархии ПЗ продолжают бойкотировать Иерусалим. По разному относятся члены ССАГПЗ к йеменскому и сирийскому конфликтам, ситуации в секторе Газа, шиитскому правительству в Ираке и т.д.
Растущая напряженность в отношениях Королевства Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов — может стать одним из факторов дальнейшей трансформации геополитического ландшафта региона. Здесь и соперничество за лидерство в регионе и нарастающие противоречия между Эр-Риядом и Абу-Даби. Президент ОАЭ шейх Мухаммад ибн Заид Ан-Нахайян пытается проводить независимую от саудовского королевства внешнюю и внешнеэкономическую политику, что явно не вписывается в претензии на лидерство в регионе Саудовской Аравии.
В западных СМИ даже появились вбросы о намерениях ОАЭ выйти из ОПЕК+, что не нашло своего подтверждения источниками в Абу-Даби. Эмиратские шейхи не скрывают, что хотели бы увеличить свою долю в добыче и экспорте нефти на мировой рынок, но выходить из организаций ОПЕК или ОПЕК+ пока не спешат. По итогам визитов на Ближний Восток Байдена и Шольца ОАЭ отправили в конце 2022 года несколько дополнительных танкеров с нефтью в Нидерланды и Великобританию и партию сжиженного природного газа в Германию, чтобы заместить выпадающие поставки российского сырья. И хотя эти сделки носили разовый характер, они вызвали беспокойство в Эр-Рияде, который, наоборот, принял решение несколько сократить свой экспорт углеводородов.
ОАЭ скептически отнеслись к решению Саудовской Аравии по отмене эмбарго в отношении Катара, а Эр-Рияд, в свою очередь, был не в восторге от решения Абу-Даби установить отношения с Израилем и более гибко относиться к связям с Тегераном. Эмираты в условиях перемирия с хуситами вывели большую часть своих войск из Йемена, а в ответ Саудовская Аравия выдвинула ультиматум транснациональным компаниям: до 2024 года перенести региональные штаб-квартиры в королевство. Эр-Рияд также принял закон, согласно которому импорт из свободных зон, связанных с Израилем, был исключен из тарифного соглашения с другими государствами Персидского залива. Это уже был прямой удар по экономике Эмиратов, которые делали ставку именно на развитие совместного производства товаров и услуг с израильтянами. Абу-Даби потребовал для себя увеличения квот в рамках ОПЕК+. Эр-Рияд не остался в долгу, приостановив полеты в КСА авиакомпании «Эмират Эарвэйс» — коронавирус, дескать, ничего личного, только в целях борьбы с пандемией.
Складывается впечатление, что Абу-Даби пытается несколько «подвинуть» саудитов в качестве лидеров арабского и исламского суннитского мира, а противоречия между странами лежат не только во внешнеполитической или экономической, но и геополитической плоскости.
Таким образом, общая тенденция в мире к многополярности и разнообразию взглядов и политических пристрастий находит свое отражение и среди арабских монархий Персидского залива. Наряду с процессами региональной интеграции в торгово-экономической и других областях, наблюдается рост национального самосознания и укрепления суверенитета каждой из монархий ПЗ. Как Вашингтону не удалось навязать своего диктата в мировой политике, так и его стратегическому партнеру на Ближнем Востоке - Эр-Рияду все сложнее играть роль лидера и центра силы в Заливе. ОАЭ, Катар, Оман, Кувейт сохраняют свои принципиальные позиции по ряду региональных и международных проблем, их взгляды зачастую отличаются коренным образом от мнения саудитов. Весьма важным является и тот факт, что практически все монархии Персидского залива не пошли на поводу коллективного Запада в отношении присоединения к антироссийским санкциям и не стали резко увеличивать объемы экспорта углеводородов на мировой рынок, несмотря на давление и настойчивые просьбы США, Великобритании и стран ЕС.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs