Назрела необходимость донесении до западного обывателя информации о России. Это можно сделать только на родных языках иностранных государств или на английском языке.
Татьяна Георгиевна Добросклонская, научный руководитель программы «Информационное обеспечение государственных интересов», профессор факультета мировой политики МГУ им. М.В.Ломоносова:
До настоящего времени главным инструментом глобальной коммуникации и инструментом продвижения национальных лингвокультур остается английский язык. В процентном соотношении использования языков 54 % приходится на сайты на английском языке.
Значение английского языка для продвижения собственной культуры в глобальном информационном пространстве осознают в КНР. Например, крупнейший университет Communication University ведет подготовку специалистов только на английском языке.
Какие существуют российские структуры, которые могут создавать и эффективно продвигать контент на английском языке? В условиях информационного давления сковываются действия российских журналистов – сокращается штат корпунктов, вводятся запреты на работу иностранных журналистов в RT и связанных с Россией структур.
Когда закрыто информационное пространство сковано, опора делается на диверсионные разведывательные группы. В журналистской среде аналогией таких групп служат журналисты, которые создают и распространяют свой собственный контент. Таким образом появляется альтернативная информация.
Развивается информационное «партизанское движение». Речь идет о том, что контент, подготавливаемый иностранными журналистами, может быть использован во интересах России. К примеру, в российской среде цитируется журнал The American Conservative.
Внимание к анализу форм пропаганды подключается академическое сообщество. Осуществляется проект «Project Censored». Силами студентов отбирается 25 новостных материалов, которые считаются наиболее фейковыми, и проводится их детальный анализ. Задача – показать, как на самом деле создаются фейки.
Сегодня мы являемся свидетелями деконструкция механизмов «культуры отмены». Существуют ли механизмы противодействия данному процессу?
Кирилл Евгеньевич Коктыш, политолог, доцент МГИМО, медиаэксперт в области внешней политики России и Беларуси:
Если говорить про собственников в современных СМИ и про те алгоритмы, которые реализуются, вспомним расследование The Wall Street Journal в отношении Facebook (запрещен в России). В центре внимание была проблема провоцирования ссор и конфликтов. Любой конфликтный пост по алгоритму MSI оказывается, имеет в 30 раз больше шансов оказаться в ленте, чем положительный пост. Иными словами, именно такие посты оказываются наиболее прибыльными.
Если говорить про вызовы за пределами социальных сетей (в англоязычных культурах используется термин алгокогнитивная реальность), мы становимся заложниками алгоритмов своих гаджетов. Эффективность фейковой информации построена на расколе пользователя на эмоциональное и рациональное. Политика для большей части общества – это объект пользования, реальность для многих людей уже сформирована.
Феномен «культуры отмены» и «остракизма» встречался и ранее. Так, в культуре софистов уже встречались эти явления. Объяснение этому связано с тем, что софисты сосредотачивались на обучении купцов, а для купцов ключевым было избавление от совести, обладание способностью извлечь прибыль любой ценой. Софистов сокрушили Сократ, Платон и Аристотель путем осознания их методов.
Сегодня у нас есть несколько возможных вариантов как противодействовать «культуре отмены». Первый путь – «расколдовывание», подразумевающее образовательные усилия. Главной задачей является показать «структуру фокусов» (прим. ред. алгоритмы, которые используются для формирования культуры отмены).
Второй путь (китайский) – жесткий контроль всего входящего и исходящего контента. Возможный вариант – централизация управления. Например, в Китае Центральному комитету были переданы функции по определению этики. На любую информацию, которая противоречит данной этики, налагается запрет. В частности, первый запрет был введен на распространение контента о трансгендерах. Что касается продуктивности этого пути, простое декодирование механизмов «культуры отмены» может работать.
В отношении ситуации на Украине существуют два контекста. США пытаются сформировать из Украины образ жертвы насилия. Сама Украина позиционирует себя в качестве абсолютно беспощадного и совершенно жестокого злодея, от которого нет спасения.
Любая цивилизация построена на определённой эмоции. На Украине сегодня культивируется эмоция страха. В основе православного христианского мира лежит эмоция любви, которая предполагает наличие совершенно иных кодов и другое отношение к миру.
Ключевой функцией СМИ было информирование населения о тех или иных событиях. Как трансформировалась роль СМИ в современных условиях? Способные ли средства массовой информации продвинуть альтернативное мнение?
Кирилл Валериевич Вышинский, журналист, исполнительный директор МИА «Россия сегодня»:
Ранее журналисты получали большую часть информации из газет. На сегодняшней день изменились не только объемы информации (объем данных за последние 10 лет увеличился в 50 раз), но и выросло количество источников информации. Более того, расширилась их доступность – к примеру, любой пользователь может создать свой телеграмм-канал и продвигать в нем контент, который с его точки зрения, представляет интерес.
В этих условиях трансформируется роль СМИ. Они не просто доставляют нам информацию (мы сами можем черпать информацию из ленты информационных агентств), а формируют определенную картину мира. При этом, каждое средство массовой информации стремится продвинуть собственный уникальный взгляд: информация повторяется (совпадает примерно на 70 %), но существенная отличается форма подачи и акценты, которые то или иное агентство расставляет при ее верстке.
Насколько эффективна по воздействию на аудиторию может быть деятельность СМИ по формированию картины мира? В 2004 г. основным рупором Майдана был «Пятый канал» под руководством П. Порошенко, который был зарегистрирован незадолго до оранжевой революции на Украине, до президентских выборов и получил лицензию на вещание всего в трех регионах. Представители канал осуществляли примитивные функции (в основном, студенты и активисты) – основную часть эфира занимали выпуски новостей, а днем велась программа, в рамках которой ведущие обсуждали новости с политиками и общественными деятелями (преимущественно, оппозиционными).
За месяц рейтинг канала в Киеве по просмотрам стал вторым, после телеканала «Интер», обогнав каналы «1+1», «СТВ», «Новый канал» (у всех этих каналы был доступ к дорогому контенту). Это свидетельствует о том, что картина мира (прим. ред. акцент на новостной повестке, освещение событий «на полях»), формируемая «Пятым каналом» была наиболее востребована среди жителей Киева на тот момент. Далее, с помощью западных СМИ (Euronews) за рубежом распространялось представление, что основным, если не единственным, событием жизни на Украине являются протестные движения на Майдане.
После начала Специальной военной операции, зарубежные СМИ освещают только текущие событий, игнорируя ситуацию, которая сохранялась на протяжении 8 лет на территории Украины. Гражданский конфликт, который привел к гибели мирных жителей Донбасса, оказывается за скобками. Подобная тактика направлена на то, чтобы придать России образ агрессора, а Украине – роль жертвы.
Если нет мощных каналов трансляции другой картины мира, то люди потребляют ту информацию, которую им предоставляют. Еще недавно по количеству каналов Украина занимала первое место на постсоветском пространстве, то на сегодняшний день в данном государстве – один информационный канал: различные каналы в один информационный марафон, каждый из них обладает своим сегментом вещания (примерно 2 час в день). Таким образом, у рядового украинского телезрителя формируется единый взгляд. Такой «информационный колпак» представляет пик информационного общества, когда картина мира оказывается важнее реальности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs