В издательстве «Весь мир» вышла весьма своевременная и нужная книга – коллективная монография «Европа в кризисном мире» (Европа в кризисном мире: Коллективная монография / Отв. Ред. Ал.А.Громыко; М. : Институт Европы РАН: Изд-во «Весь мир», 2022. – 376 с.).
Новая книга включает в себя 5 частей и 14 глав, Введение и Заключение. Среди частей отмечу такие, как «Европы и мир», «Экономика Европы», «Социальные изменения в Европе», «Безопасность Европы», а также «Интеграционные процессы на пространстве бывшего СССР». А наиболее интересные главы – «Региональная интеграция и дезинтеграция: диалектика взаимной связи», «Внутрирегиональная торговля в ЕС: влияние кризисных шоков», «Кибербезопасность в европейском регионе:
национальные стратегии и коллективные подходы», «Проблемы Союзного государства в условиях неопределённости»…
…В современном мире полным ходом идут процессы децентрализации, протекающие как в упорядоченном, так и в хаотичном виде, сообщают авторы книги. «Отлив океана» глобализации сопровождается поднятием уровня
«воды» в отдельных «морях». Попятное движение во взаимозависимости на глобальном уровне сопровождается её усилением на региональном. Такое усиление находит выражение как в продолжении региональных интеграций, так и в создании и усилении межгосударственных группировок, направленных на противостояние с другими. О постглобализации говорить преждевременно, её неолиберальная модель, основанная на америкоцентризме, мучительно и агрессивно, но уходит в прошлое, как когда-то в прошлое ушёл европоцентризм. Вытесняющий её полицентризм не имеет пока чётких очертаний и понятной структуры, рождается не столько на обломках старого мира, сколько прорастает в нём, «идёт на ощупь». Механизмы глобального управления и регулирования представляют собой набор из наследства послевоенной эпохи и новаций постбиполярного мира. В международных отношениях продолжается поиск нового баланса сил и интересов, который принимает всё более ожесточённый характер. Иллюзии бывших гегемонов сталкиваются с амбициями сторонников нового мироустройства. В этом столкновении задействованы не только политические, экономические, информационные и военные инструменты, но ценностные и идеологические, которые цементируют геополитические разломы. Неолиберальной идеологии противостоят системы координат традиционализма, суверенности, национального самосознания. Так утверждают исследователи в этой новой книге…
Экспертный дискурс о контурах нового мирового порядка полон рассуждений в духе «политической геометрии» – анализа взаимоотношений центров силы в категориях «треугольников» и иных комбинаций с большим числом «углов» и «сторон». На фоне ужесточения конфронтации России и объединенного Запада и дальнейшего укрепления статуса Китая в качестве ведущей державы распространение получают концепции «новой холодной войны» и «новой биполярности». Мир испытывает состояние многослойной дестабилизации, последние напластования которой лишь усугубили риски, с которыми Европа столкнулась в ходе «великой рецессии» 2008–2009 годов, последующего кризиса суверенных долгов, миграционного кризиса 2015 года, пандемии и разрастающегося украинского кризиса. Гремучая смесь этих проблем втягивает Европу в энергетический кризис, а мир – в продовольственный. Интеграция и дезинтеграция
в ЕС находится в сложном сочетании. Каждая из двух его мировоззренческих и институциональных опор – межгосударственная и наднациональная – претендуют на роль «первой скрипки»…
На территории Украины против России ведётся открытая прокси-война, в которой участвуют большинство стран НАТО и Евросоюза. Сам ЕС стал стороной украинского конфликта, впервые в истории осуществляя масштабные поставки в зону вооружённого конфликта летальной военной техники и снаряжения. Также принято решение о создании тренировочной миссии ЕС для обучения украинских военнослужащих. Быстрыми темпами происходит разрыв экономических, финансовых, энергетических связей между Россией и ЕС. Беспрецедентным событием стали подрывы сразу в нескольких местах ниток газопроводов «Северный поток 1» и «Северный поток 2» в исключительных экономических зонах Дании и Швеции. Москва возлагает ответственность на Британию за участие в этой диверсии. Из-за неразрешимых противоречий Россия и НАТО приближаются к рубежу прямого военного столкновения. Достаточно быстро идёт процесс ратификации соглашений о приёме в альянс Швеции и Финляндии. Последствиями этого станет усугубление военной напряжённости в Балтийском регионе, усиление рисков для национальной безопасности России, включая повышение уязвимости калининградского эксклава…
Сумбурная и тяжёлая ситуация складывается в экономике европейских государств, констатируют авторы монографии. Ряд стран зоны евро уже находятся в рецессии, которая имеет все шансы усилиться в 2023 году. Неизбежно дальнейшее социальное расслоение в европейских обществах, снижение реальных доходов населения.
Военные действия на части территории и по границам Луганской и Донецкой республик, Запорожской и Херсонской областей, вошедших в состав России, продолжаются. Болезненную внутриполитическую дестабилизацию испытали Беларусь и Казахстан. Замороженный конфликт Армении и Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха перерос в горячую фазу, которая окончательно не завершена. Произошли кровопролитные столкновения между Таджикистаном и Киргизией, граница которых в значительной части не демаркирована и полна межэтнических противоречий. Взрывоопасный потенциал имеет приднестровский конфликт с учётом нахождения в регионе оперативной группы российских войск в условиях откровенно прозападного курса Кишинёва. Тем большее значение в стрессовой ситуации и череде форсмажорных событий приобретают интеграционные проекты, в первую очередь Союзное государство России и Беларуси и Евразийский экономический союз. Как никогда востребованы их потенциал и способность смягчить внутренние и внешние негативные факторы в развитии государств-членов, необходимость доказать свою востребованность и эффективность для участвующих в интеграции народов.
…События 2022 года стали очередным подтверждением широко распространённого тезиса о том, что система глобального управления и регулирования, мировая политика и международные отношения переживают сложный, драматичный и длительный период трансформации.
На уровне государств усложнение проблем внутреннего развития и внешней политики также требует учёта всё большего числа интересов.
Сокрушив во многих странах государственный и профсоюзный контроль над экономическими процессами и механизмами перераспределения богатства, «неолиберальная волна» открыла дорогу формированию мировой финансовой олигархии, картелизации и монополизму на рыночных просторах, другими словами – централизации, основанной на этот раз на догматичном представлении об экономических свободах и примате частного над общественным…
В главе «Проблемы Союзного государства в условиях неопределённости», к примеру, авторы утверждают, что в течение длительного времени существовала уверенность в том, что «отдельные нарушения существующей системы, которые государства допускают в порядке исключения, не обязательно следует воспринимать как движение в сторону демонтажа системы международного права как таковой». В соответствии с традициями реализма Россия и Беларусь доказывали необходимость сохранения если не самой Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, то хотя бы каких-то её основ. Эти призывы не были услышаны, и в результате «мир в начале ХХI века во многом превратился из вместилища надежд и ожиданий в среду, наполненную возросшими рисками и угрозами».
Интересны размышления авторов по поводу ситуации в сфере российско-белорусской интеграции, которая нат протяжении тридцати лет во многом определялась тем, что Москва и Минск общались друг с другом, используя риторику братских стран. Этот вопрос, считают авторы, оказался уникальным. Категория «братские отношения» не могла сложиться, например, в отношениях с украинцами. Старомосковское ядро России географически, исторически, культурно ближе к Беларуси. Украина же – «украйна», то есть край московской цивилизации до Екатерины II включительно. Культурная граница, как и государственная, с Беларусью не прочерчена чётко, причём это относится не только к восточной, но и к западной границе Беларуси. Русские и белорусы – браться, но и украинцы для белорусов такие же браться. Что касается поляков, то это братья «двоюродные», с которыми белорусы вместе прошли века развития.
…Вместе тс тем, полагают авторы книги, взаимное позиционирование России и Беларуси в системе мировой и европейской политики - вопрос не регионального, а мирового масштаба. На наших глазах, развертывается эксперимент, связанный с восстановлением тех основ социально-экономической
и политической модели, которые доказали свою эффективность на предшествующем этапе. Эта линия опирается на высокий уровень политического, экономического, и, что очень важно, военного сотрудничества. Россия и Беларусь, - пишут авторы, являются членами Союзного государства и Евразийского экономического союза, они составляют ядро ОДКБ, то есть являются военно-политическими союзниками. Их отношения – это не отношения двух торговцев, каждого из которых можно перекупить. Это отношения союзников и братьев по крови, заключают авторы…
…Тектонические сдвиги в системе международных отношений, произошедшие за последние 30 лет, вылились в период длительной конфронтации разной степени интенсивности между соперничающими центрами силы, утверждают авторы книги. Россия, по их мнению, формирует ход событий, делая ставку на ускорение процессов переформатирования глобального управления и регулирования.
Китай по большинству параметров превратился в одну из ведущих держав мира, а по паритету покупательной способности стал мировым лидером. Пекин всё громче заявляет о своих интересах и подходах к мироустройству, однако старается отсрочить неизбежность более острых форм столкновения с Соединенными Штатами и их ближайшими союзниками. Исходя из умонастроений в США, политика «двойного сдерживания» в отношении России и Китая продолжится. В её рамках Вашингтон делает ставку на максимальное затягивание украинского кризиса для нанесения наибольшего ущерба Российской Федерации. Главным военно-политическим рычагом давления на Пекин становится тайваньский вопрос. Он используется для формирования антикитайского консенсуса, а также в качестве постоянного раздражителя, с помощью которого Пекин будут провоцировать на военный конфликт с Тайбэем…
…Как считают авторы книги, их исследование демонстрирует, что центробежные процессы на глобальном уровне, сталкиваясь с центростремительными на региональном, формируют большой набор конфигураций межгосударственных взаимодействий с опорой на различные сочетания прагматизма и идеологических подходов.
Проследить упорядоченность в этом столкновении центробежных и центростремительных явлений пока довольно сложно. В результате складывается обоснованное впечатление о хаотизации современного политического пространства. Звучит разноголосица мнений о том, ведёт ли полицентризм к дальнейшему росту неопределённости и накоплению рисков, или новый миропорядок должен представлять собой устойчивое и стабильное равновесие сил, которое миру ещё надо «нащупать».
Предпринятый анализ российских ученых как раз направлен на изучение многочисленных вызовов, стоящих перед Россией и Европой в целом. Понимать мир, в котором мы живём, прогнозировать его развитие, отличать реалии от мифов – необходимое условие для научно обоснованной и выверенной политики государства.
Монография рассчитана на политологов, историков, студентов и всех, кого интересуют сложные хитросплетения современной международной ситуации.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs