Фото А.Торина.
Специальной военной операции, проводимой Россией на Украине, исполнился год. Промежуточные её итоги и ближайшие перспективы обсудили известные политические аналитики в рамках конференции, состоявшейся в Москве.
Политолог, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Богдан Безпалько отметил, что один из основных политических итогов первого года специальной военной операции для России – появление в ее составе четырех новых регионов. «Это реализация права на русскую ирренденту, которое было впервые реализовано Россией и русским народом. Ирредента – это не сепаратизм, не захват и не агрессия, а воссоединение народа в рамках одного государства. Основные принципы ирреденты хорошо известны, и никто никогда их не осуждал», - констатировал Б. Безпалько.
Другим итогом СВО можно назвать тот факт, что стартовала эпоха отложенных войн. Они обсуждались на протяжении всего первого десятилетия после распада биполярной системы международных отношений, назывались даже даты начала масштабных конфликтов, но на это никто не обращал внимания. «Например, в 1992 году в немецком журнале «Шпигель» была размещена очень показательная публикация, в которой предсказывалась возможность войны между Украиной и Россией, Украиной и Молдавией с большим количеством жертв и беженцев. Подобные варианты долгое время рассматривались как курьез. Ситуация начала меняться только сейчас, когда начали обращать внимание на средства массовой информации, публиковавшие ранее подобные прогнозы. Теперь эта эпоха настала, и последствия этих «отложенных» конфликтов, в том числе украинского, будут оказывать влияние на другие регионы мира, включая Юго-Восточную Азию, Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, а опосредованно – даже на Африку и Центральную и Латинскую Америку», - пояснил Б.Безпалько.
Главным военным итогом специальной военной операции Б.Безпалько назвал вывод, что в современных конвенциональных войнах, несмотря на возросшее значение разведки и спутниковых средств слежения, по-прежнему важную роль играют, во-первых, пехота и мотострелковые части, а во-вторых – артиллерия. Без этого невозможно обеспечивать контроль над территорией и должный уровень безопасности, или просто держать линию фронта, обеспечивая переброску частей на наиболее угрожаемые участки. Поэтому отказ от массовых призывных армий и артиллерии (а такие планы были в СССР еще в 1950-х годах), не оправдал себя.
Для российского общества главным итогом первого года СВО стал тот факт, что каждый показал свое истинное лицо: кто он, как он относится к России, русскому народу и своему государству. «На протяжении года у всех граждан страны была возможность пройти своего рода тест. Часть людей, обласканных властью, получивших от нее множество наград, к сожалению, выступила против нее и против той политической системы, в которой они очень комфортно себя чувствовали и в рамках которой хорошо зарабатывали. Некоторые из них совершили прямое предательство, в открытую поддержав позицию Запада и активно распространяя ложь о России», - напомнил политолог.
Важнейшим глобальным итогом специальной военной операции, согласно Б.Безпалько, стало понимание того, что никакого свободного рынка больше нет. Существует только право силы и право принуждения, а международное право в значительной степени стало фикцией. Зато господствует политический расчет и двойные стандарты: военные преступления украинской стороны, включая убийства российских военнопленных и применение Киевом химического оружия, в Европе и США откровенно не замечают, зато России последовательно приписывают все возможные грехи. «Налицо кризис международно-правовой системы. Фактически все международные организации скомпрометировали себя, включая ООН. Это было очевидно и раньше, например, во время войны в Сирии, но сейчас это стало ясно окончательно. Ни сама ООН, ни страны-члены Совета Безопасности, не смогли предотвратить конфликт на Украине, что и вынудило в конечном итоге Россию предпринять специальную военную операцию», - подчеркнул Б.Безпалько.
Что касается перспектив быстрого примирения сторон, то их нет. Напротив, Европейский союз и США прилагают усилия для дальнейшей эскалации конфликта, поставляя киевскому режиму оружие. Политическая карта Европы также изменяется: Швеция и Финляндия намереваются вступить в НАТО, и, по всей видимости, вскоре это произойдет, что повлечет за собой изменение баланса сил у северных границ России. Растет напряженность и вокруг Китая.
Чем закончится этот вооруженный конфликт? По словам Б. Безпалько, однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Нельзя исключать того, что СВО может закончиться формальным перемирием между Москвой и Киевом, напоминающим «корейский сценарий». И об этом варианте развития событий все чаще заявляют в Европе и США.
«Но перемирие может быть установлено при условии ряда уступок обеих сторон, на которые сейчас идти никто не готов. Вероятно, оно может произойти в результате истощения сил обоих противоборствующих лагерей. Это не значит, что установится полноценный мир. Как известно, КНДР и Республика Корея тоже до сих пор официально находятся в состоянии войны, хотя она закончилась в 1953 году. Но делать прогнозы сейчас сложно, поскольку в любой момент могут произойти самые неожиданные события», - подчеркнул Б.Безпалько.
Военный эксперт, президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов отметил, что начальный этап СВО – от 24 февраля 2022 года до начала переговоров в Стамбуле – был попыткой быстрого проведения военной операции. По словам А.Анпилогова, у многих, в том числе у него самого, были серьезные сомнения в возможности быстрого завершения конфликта. Так и произошло: киевский режим, поддерживавший высокий градус военной пропаганды в обществе, сразу же объявил мобилизацию и перешел к стадии тотальной войны. Россия действовала со значительным опозданием. Это было просчетом, в результате которого осенью пришлось оставлять часть освобожденных территорий Харьковской области и Херсон. Киеву помогают западные страны – и оружием, и деньгами. Но ситуация на Украине остается тяжелой как из-за остановленной промышленности, так и из-за огромного количества беженцев, численность которых, по последним данным, достигла 9 млн. человек. Тем не менее, украинское руководство продолжает действовать в русле политики западных стран, главная задача которых – нанесение военного поражения России. В свою очередь, цели России в СВО остаются прежними – демилитаризация и денацификация Украины.
Что произойдет дальше? Как и Б.Безпалько, А.Анпилогов считает, что конфликт может закончиться «образованием двух Украин». Этот вариант невыгоден России. Однако враждебная России Украина очень выгодна Западу, и ее будут пытаться сохранять. Кроме того, кому-то необходимо рассчитываться за долги и поставленную Киеву военную технику. Где именно пройдет линия демаркации – пока неясно. Но в любом случае Москве не нужно повторять ошибок предшественников и создавать на освобожденных территориях новую национальную республику, считают эксперты.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, специальный представитель Госдумы по вопросам миграции и гражданства Константин Затулин, говоря о результатах СВО, отметил, что, несмотря на многочисленные санкции, российская экономика продемонстрировала устойчивость и способность к развитию, а Россия в целом доказала, что может воевать. Правда, масштаб задач, стоящих перед российским военным командованием, был, видимо, недооценен, поэтому на харьковском направлении пришлось отступить. Но и Запад недооценил масштаб стоящих перед ним задач. Отсюда растерянность и беспокойство в ЕС и США. «Некоторые эксперты даже договорились до того, что без предоставления Киеву ядерного оружия Украина потерпит поражение», - напомнил политик.
«Видимо, определенная часть Украины всё же останется под контролем режима Зеленского или лиц, которые придут ему на смену. Угроза для России сохранится, но она может быть минимизирована, если отрезать Украину от моря и выйти к Приднестровью. Вопрос о том, вернет ли Россия Киев, остается пока открытым. Естественным рубежом между двумя частями Украины может стать Днепр, к нему надо выйти, в каких-то случаях и перейти через него. Такой исход СВО можно будет считать успешным для России», - заметил К.Затулин.
Комментируя вопрос о дальнейшей судьбе освобожденных территорий, К.Затулин подчеркнул, что лично он за то, чтобы включить их в состав России. «Но будет ли здесь сформировано «квазигосударство» или нет, зависит не от пожеланий отдельных лиц, а от того, удастся ли Москве снять угрозу, которая будет исходить от Украины, оставшейся под влиянием Запада», - заключил он.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs