В современных беспрецедентных условиях России необходимо эффективно противостоять различным проявлениям дискриминации в отношении своих граждан и соотечественников за рубежом.
Тема дискриминации, а именно ущемления людей по тем или иным признакам, занимает значимое место в политической повестке. Русофобия как социально-политическое явление является одной из классических форм дискриминации по этно-национальному признаку. Однако на фоне российской специальной военной операции на Украине следует отметить трансформацию русофобии от этно-национальной к государственно-гражданской форме, что выражается в дискриминации не только этнических русских, но и всего русского, а также всех лиц так или иначе связанных с Россией.
Возникновение такого феномена, как «русофобия», имеет длительную историю. Россия всегда воспринималась на Западе как государство, представляющее угрозу странам Европы. Тогда и возникла целая концепция западного национализма в отношении нашей страны, которую и следует назвать термином «русофобия», которая развивалась, дополнялась, совершенствовалась, но ключевая основа оставалась все той же самой: «русские – это «варвары».
Как и любая фобия, русофобия в существенной мере формируется в рамках так называемого «стереотипного мышления», которое обусловлено внедрением в общественное сознание определенных политических, социальных, культурных, этнических и религиозных нарративов. Стереотипы о русских людях, их черствости, грубости, балалайке, водке и медведе – частая практика современного западного мира.
В настоящее время количество грубейших нарушений прав российских соотечественников за рубежом по национальному, языковому, культурному, религиозному и другим признакам нарастает с каждым днем. Эксперты определяют нынешний уровень агрессии к русским как беспрецедентный. Для эффективного решения вопросов, связанных с реакцией на дискриминацию российских соотечественников, эксперты считают важным в первую очередь осуществлять сбор информации о случаях агрессивных действий в отношении наших соотечественников за рубежом, проведение мониторинга их правового положения, подготовку регулярных докладов МИД России, уполномоченным по правам человека, а также представление этих докладов на международных площадках.
В настоящее время существует несколько подходов, позволяющих осуществлять сбор информации о случаях агрессивных действий в отношении соотечественников за рубежом в условиях политизированной русофобии и агрессивной дискриминации России и всего русского.
В качестве первого подхода, реализуемого в рамках институтов государственной власти, целесообразно рассматривать деятельность загранучреждений МИД России, куда наши соотечественники вправе и должны обращаться за получением соответствующей помощи.
Во-вторых, следует также использовать практику работы различных общественных организаций, осуществляющих сбор информации в отношении проявления актов русофобии по всему миру и оказание соответствующей помощи заявителям, находящимся как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Третьим направлением противодействия русофобским настроениям является интернет-пространство. Практика создания русскоязычных сообществ для наших соотечественников в популярных социальных сетях является достаточно распространенной. Данное направление вполне может стать одним из ключевых с учетом темпов цифровизации нашей повседневной жизни.
Противодействие русофобии и выстраивание отношений с российскими соотечественниками за рубежом позволяет сделать вывод о том, что требуется не только дальнейшее совершенствование инструментов защиты прав российских соотечественников, но и создание приемлемых условий для добровольного переселения соотечественников в Россию, активизация работы с российскими диаспорами, продвижение русского культурного наследия и русского языка, углубление сотрудничества между Россией и русскоязычным населением, проживающим в других странах.
Представляется необходимым и дальше расширить практику использования имеющихся дипломатических каналов для донесения информации до органов власти зарубежных государств о каждом случае дискриминации российских граждан, а также русскоязычных соотечественников, и осуществлять предметный контроль за принятыми решениями. Официальный представитель МИД России Мария Захарова подтвердила, что защита российских граждан, которые попали в беду, которым нужно содействие — это часть работы российского внешнеполитического ведомства.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs