Интервью к Дню дипломатического работника проректора по научной работе Дипломатической академии МИД России, д.ю.н., д.полит.н., профессора О.Г.Карповича
Вопрос. В период геополитических потрясений и переформатирования системы международных отношений, к внешней политике России приковано особое внимание. Как происходящие события отразились на Дипломатической академии?
Ответ. Академия продолжает работать в стандартном режиме, последовательно решая поставленные перед нами руководством Министерства задачи. Но Вы правы, вызовы времени делают нашу работу еще более ответственной и осмысленной, чем в предыдущие годы. В условиях всё более активного движения к закреплению многополярности с особой, зачастую – решающей, ролью российского МИДа, подготовка квалифицированных кадров для нашего головного ведомства приобретает особое значение. По сути, мы говорим о взращивании целого поколения специалистов-международников, которым предстоит, вплоть до второй половины этого столетия, определять облик отечественной внешней политики – на фоне и серьезного внешнего давления, и невероятно высокой динамики глобальных процессов. Задача, согласитесь, титаническая, но абсолютно решаемая.
Вопрос. В следующем году Дипломатическая академия будет отмечать 90-летие. Нет ли ощущения, что история повторяется, и мы вновь столкнулись с попыткой изолировать Россию, как и в середине 1920-х годов?
Ответ. Да, в самом деле, подобные аналогии, хоть и с оговорками, можно провести. В 2024-м году, в ходе юбилейных торжеств, мы, разумеется, будем вспоминать о реалиях, в которых наш вуз начинал свою работу. Именно Академия сыграла ключевую роль в том, что потуги Запада по международной изоляции нового, советского, государства провалились – и целая плеяда наших выпускников, составивших основу обновленного МИДа, не только мастерски вернула страну на мировую арену, но и подготовила фундамент для блестящих и судьбоносных внешнеполитических маневров времен Второй мировой войны. Но сегодняшняя ситуация всё же существенно отличается – уже никто не ставит под сомнение ведущую роль России в мировых делах. Да и сам формат нашей внешней политики изменился – теперь куда более значимое место в ней занимает диалог с государствами не-Запада, как важнейшими стратегическими партнерами.
Вопрос. Параллельно с подготовкой студентов, Дипломатическая академия ведет работу по повышению квалификации действующих работников МИДа. Сказалась ли на этом направлении меняющаяся геополитическая конъюнктура?
Ответ. Как Вы знаете, Министерство столкнулось с целой серией недобросовестных действий наших оппонентов по высылке российских дипломатов из стран пребывания, информационной изоляции и попытках прямой дискредитации дипломатического состава. В результате, уже год как предпринимаются шаги по перенаправлению соответствующих работников в страны Африки, Азии, постсоветского пространства. Конечно, сложно представить себе учебное заведение, которое справилось бы с переподготовкой оказавшихся в столь непростой ситуации дипломатов лучше, чем наша Академия. Причем, у нас есть все научные, экспертные и педагогические ресурсы для достижения этой цели в кратчайшие сроки и в наиболее эффективном ключе.
Вопрос. Вы упомянули научную работу Дипакадемии. Возглавляемый Вами Институт актуальных международных проблем вносит основной вклад данное направление деятельности вуза. Какие цели стоят перед ним на текущем этапе?
Ответ. ИАМП, с одной стороны, является одним из старейших «мозговых центров» в России и занимается традиционной для исследовательских учреждений работой – подготовкой докладов, проведением конференций и дискуссий, осмыслением международных процессов. Наличие в Институте значительного числа крупнейших ученых-международников позволяет ставить и решать самые амбициозные задачи. С другой стороны, в ИАМП трудятся многие ветераны Министерства, обладающие неоценимым практическим опытом и, совместно с представителями научного сообщества, формирующие особенно яркую и работоспособную команду. Мы гордимся возможностью регулярно снабжать и МИД, и другие ведомства аналитическими записками, в которых содержатся не только гипотетические заключения, прогностические оценки, но и конкретные рекомендации, предлагаемые с учетом, как говорится, ситуации «на земле». Насколько я понимаю, на Смоленской-Сенной площади ценят наше многостороннее и продолжительное взаимодействие, которым мы также очень дорожим.
Вопрос. При этом, как проректор по научной работе, Вы курируете подготовку аспирантов и докторантов. Наблюдается ли приток в эту сферу молодых кадров?
Ответ. Как Вы понимаете, те беспрецедентные события, с обсуждения которых мы начали этот разговор, не могли не спровоцировать рост интереса к изучению дипломатической практики и международных отношений. Мы действительно наблюдаем рост числа желающих подготовить и защитить диссертации по самому широкому спектру актуальных тем. Кроме того, что очень радует, всё большее число кандидатов наук принимают решение не останавливаться на достигнутом, и переходят к работе над докторскими диссертациями, а заодно и преподаванию. Это, разумеется, внушает оптимизм и очень серьезную надежду на будущее как российской науки в целом, так и исследовательского потенциала Академии – в частности.
Вопрос. Через Дипломатическую академию прошло немало выдающихся дипломатов и политиков нашего славного прошлого, а также видных фигур дня сегодняшнего. Можете ли Вы, глядя на нынешних студентов, с уверенностью сказать, что достойная смена уже на подходе?
Ответ. Конечно. Хотя, глядя на список наших выпускников разных лет, в диапазоне от легендарного дипломата и посла в США А.Ф.Добрынина до, скажем, действующего министра сельского хозяйства Д.Н.Патрушева, понимаешь, насколько серьезная ответственность возложена на нас, руководство вуза. Но, во-первых, нам повезло работать под руководством крайне эрудированного и яркого представителя российского дипкорпуса, ректора Академии А.В.Яковенко, идеи и начинания которого всего за несколько лет преобразили вуз. А во-вторых, уникальный профессорско-преподавательский состав, подходящий к своей деятельности с огромным удовольствием и самоотверженностью, делает всё возможное, чтобы пребывание у нас было для студентов, аспирантов и других учащихся не только крайне увлекательным, но и результативным, с прицелом на будущее. Убежден, что нашими выпускниками ближайших лет мы будем только гордиться.
Вопрос. Что бы Вы пожелали коллективу Министерства по случаю Дня дипломатического работника?
Ответ. Стойкости и выдержки. Мы вступили в очень непростое время, которое, тем не менее, дарит нам немало возможностей. Зная многих наших дипломатов, я уверен, что они блестяще справятся с очередными вызовами и сумеют вывести работу Министерство на новый уровень – благо, им выпал шанс трудиться под руководством блестящего профессионала и фигуры исторического масштаба, С.В.Лаврова. Как заметила как-то большой друг нашей Академии и заведующая кафедрой международной безопасности М.В.Захарова, «Мы в мирное время не всегда умеем собираться. Зато, когда разбудили этого медведя, мало уже не покажется». Уверен, что эти слова станут пророческими. Всё самое интересное только начинается.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs