Вот уже несколько недель закручивается остросюжетный спектакль вокруг расширения НАТО за счет Скандинавии с участием Турции, Вашингтона, шведских и финских властей. Прологом к нему послужило совместное обращение Стокгольма и Хельсинки к Брюсселю и всем странам-членам НАТО с просьбой о принятии их в североатлантический альянс. Практически все страны НАТО, включая несколько притормозившую Венгрию, парламент которой намерен лишь в феврале 2023 года ратифицировать согласие страны на прием новых членов, поддержали вступление Швеции и Финляндии в альянс. Особняком стоит в этом ряду пока Турция.
Тайип Эрдоган решил воспользоваться моментом и поставил условие кандидатам на членство в НАТО запретить на их территории деятельность оппозиционной турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК) и потребовал интернировать всех подозреваемых и обвиняемых в антиправительственной деятельности лиц из числа эмигрантов в Турцию.
Власти Швеции и Финляндии пошли навстречу Анкаре и начали процесс экстрадиции наиболее одиозных личностей из числа функционеров и боевиков РПК. Однако, запретить на своей территории деятельность этой организации не позволяют законодательства Швеции и Финляндии, поскольку курдские группировки не осуществляют какую-либо экстремистскую или террористическую деятельность в этих странах.
До последнего времени все спорные и текущие вопросы решались в рамках заключенного между Турцией, Швецией и Финляндией при посредничестве Генсека НАТО меморандума от 28 июня 2022 года. Якобы лидеры трех упомянутых выше государств подписали совместный документ по итогам прошедших в Мадриде переговоров о перспективах вступления Стокгольма и Хельсинки в НАТО, который предусматривал предоставление Анкаре письменных гарантий, подтверждающих отказ этих стран от поддержки террористических организаций, отмену эмбарго на поставки вооружений и другие ограничения, введенные в отношении Турции в оборонной сфере после начала военной операции Турции на севере Сирии в октябре 2019 года. Как и ожидалось, многие пункты этого меморандума носили лишь декларативный характер, и их реализация сталкивалась с необходимостью введения поправок в законодательства скандинавских стран.
Вялотекущий переговорный процесс по вопросу согласия Турции на прием новых членов в НАТО в рамках вышеупомянутого меморандума был прерван 21 января 2023 г. провокациями правой шведской партии «Жесткий курс» во главе с Расмусом Палуданом и демонстрациями курдских общественных организаций в Стокгольме. Р. Паулудан демонстративно сжег священную книгу мусульман Коран, демонстрировал карикатуры на пророка Мухаммеда. Как известно, его партия требует запрета в стране ислама и депортации всех «незападных лиц, которым предоставлено убежище».
Курдские активисты выступали против выдачи своих собратьев турецким властям и на митинге перед посольством Турции развернули перевернутую куклу, изображающую в карикатурном виде президента Эрдогана. Эти протестные мероприятия в столице Швеции прошли с разрешения местных властей и под контролем полиции.
Естественно, они вызвали резкое неприятие со стороны всего мусульманского сообщества и послужили поводом для турецких властей прервать дальнейшие переговоры со Стокгольмом и Хельсинки по вопросу их вступления в НАТО. Робкие попытки финских политиков как-то отмежеваться от действий или бездействия шведских властей, допустивших акты богохульства и надругательства над мусульманскими святынями, не имели успеха. В Анкаре заявили, что заявка на вступление в НАТО была совместной со стороны двух государств и меморандум носил трехсторонний характер. Чтобы рассматривать заявление Финляндии отдельно необходимо новое официальное обращение.
Таким образом, процесс вступления Швеции и Финляндии в НАТО был временно заморожен. Не исключено, что такое положение сохранится до предстоящих в середине мая 2023 года президентских и парламентских выборов в Турции. Тайип Эрдоган рассчитывает тем самым показать свою значимость в европейской политике и привлечь на свою сторону электорат из числа местных исламистов и националистов. Судя про всему, и в этих скандинавских странах общества по-разному относятся к нарушению своего нейтрального статуса и не спешат поддерживать власти в их решении более тесно интегрироваться с НАТО. Отсюда и провокации правых партий.
Что бы могло повлиять на смягчение позиции Анкары в этом вопросе? Поскольку требования турецких властей о запрете РПК и других курдских политических и общественных организаций в странах Европы противоречат либеральным законодательствам Швеции и Финляндии и требуют пересмотра основ их конституций, то снятие эмбарго на поставки вооружений и сотрудничества в сфере оборонной промышленности этих стран с Турцией могло бы привести к тактической нормализации отношений Швеции и Финляндии с Турцией.
При этом Эрдоган также рассчитывает в результате продолжающихся переговоров заручиться поддержкой Вашингтона на майских президентских выборах и решить вопрос с модернизацией с помощью ВПК США 80 боевых истребителей-бомбардировщиков F-16, одновременно подписать контракт на поставку еще партии новых истребителей F-16 Block 70 (до 40 штук). Администрация США при этом не скрывает, что позиция Конгресса по этому вопросу зависит от того, одобрит ли Турция вступление Швеции и Финляндии в НАТО.
Таким образом, политический торг между Турцией, США и странами-кандидатами на вступление в НАТО затягивается. Каждая из сторон стремится получить при этом максимальную для себя выгоду. Вряд ли Анкара решится на окончательное вето по этому вопросу. Скорее всего, добившись максимальных уступок от Вашингтона и его западных партнеров, Турция все же позже даст «добро» на прием новых членов в североатлантический альянс.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs