Роль медиа в политике сознательной изоляции отдельных стран и становлении «культуры отмены»
Армен Гарникович Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»:
Проблема международной информационной безопасности не отделима от контента, от смыслов. Частью «антикультуры отмены» является проблема фальсификата в СМИ и социальных сетях. Как говорится в одной пословице: «Сон разума рождает чудовищ». Сегодня мы наблюдаем, как бы обратный процесс, когда как такие чудовища, виртуальные, зомбируют общество, вгоняя его в нечто подобное летаргическому сну. По сути, с помощью этих «чудовищ» информационная среда вводит людей в сон разума, делая их легкой добычей разного рода манипуляторов.
Существует арсенал хорошо наработанных еще в годы холодной войны, и даже до нее, теорий управления поведением, сознанием. В наше время это трансформировалось в серию научных и псевдонаучных теорий и доктрин, на которых базируется современная практика «антикультуры отмены». Что можно и нужно ей противопоставить?
Одним из ключевых аспектов формирования сознания гражданина является развитие отечественной педагогики. В каком направлении необходимо развивать системы просвещения и образования в России?
Антон Анатолиевич Назаров, советник Министра просвещения Российской Федерации, заместитель генерального директора Российского общества «Знание»:
Система просвещения и среднего образования претерпевает существенную трансформацию в контексте того, что сейчас происходит в медиа-среде. Наблюдается огромные запрос со стороны общества на приведение данной системы в соответствие с вызовами времени. Прежде всего, акцент делается на традиционных духовно-нравственных ценностях, на их имплементацию в школьную программу, продвижение как внутри школы, так и за ее пределами.
Школьные учебники – это составная часть медиа, с ней наши дети знакомятся с первых классов обучения, и даже в ходе дошкольной подготовки. Министерство проводит системную работу по изучению учебников по истории, географии, биологии и др.
Отдельное направление работы – медиаграмотность. Это навык, необходимый для каждого современного человека, а не только для тех, кто рассчитывает связать свою жизнь с медиа. Практически у всех сегодня есть социальные сети, представляющие собой источник информации, на основании которого многие делают выводы. «Цифровая гигиена» приводит к формированию инструментария, который позволяет отделить правду от лжи, а фейки от реальной действительности, учит пользоваться верифицированными источниками, развивает критическое мышление.
Министерство проводит определенную унификацию учебников. Сокращается линейка учебников, поскольку большинство из них существенно различаются и ставят в неравное положение учеников разных школ различных регионов, в т.ч. при поступлении в колледжи и вузы. В этой связи, важно обеспечить квалифицированный базовый уровень для образования.
В дополнение к традиционным вещам, формируется цифровая образовательная среда, включающая две отечественные разработки. Во-первых, это федеральная государственная информационная система «Моя школа» с расширение в «Мой колледж», которая представляет собой повсеместно доступную и полностью бесплатную библиотеку образовательного контента. Она имеет 2 версии – для учителей и учеников и служит дополнением основной образовательной программы с учетом современных технологических возможностей. На текущий момент уже создана данная база, с 1 января 2023 г. она должна работать во всех школах страны (около 40 тыс.).
Во-вторых, развивается бесплатная информационно-коммуникационная платформа «Сферум», которая предоставляет возможность организации образовательной видео-конференц связи. Планируется создание электронного журнал-дневника. Коммуникационная составляющая платформы – наличие мессенджеров для общения родителей с учениками, родителей с педагогами, и наоборот. Фактически, это «белый Интернет» с верифицированным контентом, который полностью соответствует Стратегии национальной безопасности РФ, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях.
Следует подчеркнуть, что цифровая среда не заменяет собой классическую, очную систему образование – традиционную систему отношений учитель-ученик в классе, она используется исключительно в дополнение, либо в случае чрезвычайных ситуаций (по типу пандемии коронавируса, либо аномально низких температур).
Одним из важнейших направлением является международное развитие и продвижение традиционных ценностей за рубежом на базе масштабных разработок отечественной системы образования, культурной и педагогической систем. 26 июня 2022 г. объявлен годом педагога и наставника. Программа мероприятий включает как медийную часть, так и продвижение духовно-нравстенных ценностей.
Существенную роль в формировании общественного сознания играют традиционные СМИ. По словам Игоря Станиславовича Прокопенко, документалиста, писателя, тележурналиста, семикратного лауреата премии ТЭФИ, «триумф европейской журналистики, основанной на свободе слова и возможности выражения различных мнений, сегодня обернулся трагедией».
Сегодня в Европе активно продвигается либеральная антироссийская повестка. Как политика Брюсселя убила Euronews и как «Репортеры без границ» пытаются ввести границы в сетевом медиапространстве?
Петр Рафаэльевич Федоров, глава Дирекции международных отношений ВГТРК:
Предлагаю совершить путешествие почти на 20 лет назад. Начало 2003 г. Всего 4 года назад была разбомблена Югославия, 2 года назад началось вторжение американцев в Афганистан (никто тогда еще не ожидал, что оно продлиться 20 лет), цела Ливия, 4 года до выступления В.В. Путина на Мюнхенской конференции, но К. Пауэл уже требует предоставить доказательства наличия у С. Хуссейна оружия массового уничтожения. В Лондоне, Берлине, Париже проходят манифестации против практически неизбежной войны – Дж. Буш-мл. уже объявил ультиматум С. Хуссейну. Три президента - Ж. Ширак (Франция), Г. Шредер (ФРГ) и В.В. Путин (Россия) ведут кампанию за то, чтобы разрешить кризис в рамках ООН, избежав вторжения в Ирак. Британская печать осуждает Т. Блэра, получившего тогда титул «пудель Буша», который по всему миру пытается помешать созданию антииракской коалиции.
20 марта 2003 г. американские и союзные войска высаживаются в Ирак, 45 тыс. иракских солдат высаживаются в Басре. Ассоциация британских журналистов выступает с заявлением: «Мы были активнее всего среди тех, кто выступал против этой войны. Мы были решительны в освещении антивоенных манифестаций. Однако сейчас, когда 45 тысяч наших ребят находятся в опасности, мы прекращаем антивоенную пропаганду и будет работать в поддержку наших боевых действий». Логика войны победила свободу журналистики.
В 2022 г. ВГТРК перестала быть акционером Euronews и вышла из состава Европейского вещательного союза. Euronews деградировал постепенно, потому что в том виде, в котором он был задуман (как общеевропейский канал, пропагандирующий европейские ценности), не нужен ни одной из европейских стран. Финансирование на национальном уровне прекращалось и главным донором стал Брюссель. При этом, каждый отдельный журналист Euronews не считает себя предателем, поскольку окружающая среда говорит, что они правильно все делают в информационном поле, журналистики. Те, кто высказывают сомнения в справедливости политики Брюсселя, напротив, не получают повышения.
Толчком выхода Первого канала, ВГТРК и радио-дома Останкино из Европейского вещательного союза послужило безосновательное отстранение России от Евровидения в нарушение Устава Союза. Спустя 2-3 месяца было опубликовано соответствующее извещение. Один из примеров редакционной деятельности Союза: из сюжета Первого канала о сдаче азовцев в плен в редакции в Женеве были вырезаны все кадры с татуировкой-свастикой. Это было сделано по прямой просьбе Д.И. Кулебы, попросившего в разговоре с Ж. Бореллем, чтобы в Европе эти татуировки не показывали. Это анти-журналистская акция, политический инструмент Брюсселя.
Армен Гарникович Оганесян: Началом кризиса послужил югославский конфликт. Европейский вещательный союз фактически сохранял монополию на телевещание в Косово. В ходе событий в Ораховце ТРК Косово встала на сторону косоваров в конфликте с русскими миротворцами, хотя ее мандат подразумевал объективное освещение работы контингента НАТО и России, осуществлявших функцию КСИФОР. Россия настояла на создании специальной комиссии по Косово. Оказалось, что сербам не предоставлялась возможность участия в программах. Это свидетельствовало о сломе демократических принципов вещания и начале откровенной пропаганды.
Существует ли свобода слова в европейской журналистике?
Григорьев Максим Сергеевич, директор Фонда исследования проблем демократии, кандидат политических наук, член Общественной палаты РФ:
Демократия действует с неугодными партиями следующим образом: если партия малочисленна и не представляет опасности, то она продолжает действовать. Если она может создать угрозу национальной безопасности, начинает задействоваться репрессивный механизм.
В журналистике мы наблюдаем схожие тенденции. При отсутствии угрозы сохраняется частичная свобода слова – допускается альтернативное мнение. В противном случае, вырезаются абсолютно все сюжеты.
На Донбассе действует международный общественный трибунал по преступлениям украинских неонацистов и их пособников, созданный в Общественной палате по инициативе журналистов. Журналисты сознательно участвуют в распространении лжи и пропаганде, в создании антироссийских кровавых провокаций (например, события в Буче). В рамках противодействия фальсификации истории Общественная палата изымает образцы антироссийской нацистской пропаганды.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs