XVI Международный кинофестиваль «Русское зарубежье» отметил специальным призом имени Сергея Голлербаха* документальную киноленту режиссера Андрея Вязигина «Эрнест Бо. Император русской парфюмерии». (Журнал «Международная жизнь» информационный партнер кинофорума). На вопрос, почему жюри присудило специальный приз фильму «Эрнест Бо. Император русской парфюмерии», председатель жюри XVI Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» Сергей Дебижев сказал: «Это фильм сделан с пониманием того, что такое культура. В понятие культуры входит все: и мода, и парфюмерия, и клипмейкерство, и всё на свете. Это все определяет картину мира. Мир не узко техногенный, и люди не биороботы, у них есть стремления, мечты, иллюзии, и в этом фильме хорошо показано, как запахи и создают эти иллюзии».
Фильм «Эрнест Бо. Император русской парфюмерии» - это не просто рассказ о парфюмере и его знаменитом творении – аромате духов Шанель №5. В наши дни, когда из-за рубежа настойчиво раздаются призывы «отменить русскую культуру», запретить всё российское – вплоть до спорта, этот фильм один из тех, которые напоминают миру, что авторы многих великих изобретений и открытий XX века родом из России, и мы ответственны за сохранение памяти о них.
Как не вспомнить вынужденно эмигрировавших после государственного переворота в России 1917 года и позже проживавших в США создателя высоковакуумной телевизионной трубки – кинескопа, а затем цветного телевизионного изображения Владимира Зворыкина, и изобретателя первого видеомагнитофона Александра Понятова, и химика, открывшего формулу высокооктанового бензина, Владимира Ипатьева, и многих, многих других наших выдающихся соотечественников. К сожалению, на Родине их имена долгие годы были преданы забвению.
Режиссер фильма «Эрнест Бо. Император русской парфюмерии» Андрей Вязигин
История французского аромата, ставшего бестселлером на все времена - «Шанель №5», связана с Россией, а именно с москвичом французского происхождения Эрнестом Эдуардовичем Бо, родившемся 25 ноября 1881 года. Три поколения фамилии Бо жили в России. Здесь, в Москве Эрнест Бо делал первые шаги в парфюмерии, отсюда в 1900 году уехал в Граас на стажировку и вернулся в первопрестольную на фирму «А.Ралле и Ко», где сумел зарекомендовать себя кутюрье ароматов. Он создал общепризнанный шедевр духов и одеколона «Царский вереск», в котором сумел воплотить свои воспоминания о русском севере. Как будто об этом его творении стихи Дона Аминадо** «Города и годы»:
«…Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень.
Это русский запах снега».
Через несколько лет поклонников изысканного парфюма удивил «Букет Наполеона», а к 300-летию Дома Романовых – парфюм «Букет Екатерины». Авторы фильма акцентируют внимание зрителя на том, что эти несомненные успехи парфюмерного творчества были достигнуты именно в России. Первая мировая война 1914 года открыла много нового в биографии Эрнеста Бо. Он служил переводчиком при Русском экспедиционном корпусе во Франции, будучи гражданином Франции - офицером в контрразведке спецслужб Третьей Французской Республики, оставаясь при этом парфюмером с погонами. Обосновавшись в 1917 году в Граасе, после добровольно-вынужденной эмиграции во Францию, Эрнест Бо продолжает свои успехи в любимом деле, совершенствуя мастерство. Его встречу с Габриэль Шанель можно назвать эпохальной. Их познакомил в Париже Великий князь Дмитрий Павлович, он же стал опосредованным автором дизайна флакона аромата «Шанель№5», предложив в качестве иллюстрации штоф русской водки – лаконичный и надежный.
Режиссер Андрей Вязигин в своем фильме о признанном таланте парфюмера Эрнеста Бо создал флер некой загадочности и избранности его личности, которую Бог наделил редчайшим чутьем улавливать неуловимое – эфир тонких ароматов - и воплощать грезу в композицию, заключенную затем во флакон. Шанель поверила в неоспоримый талант Бо и предложила ему дерзкую задачу – создать «аромат, пахнущий женщиной». По-русски это прозвучало бы: «Пойди туда, не знаю, куда». Неукротимая Шанель так и заявила: «Удивите меня»! Из предложенных мэтром композиций, пронумерованных в пробниках, мадам Шанель выбрала №5. Этой цифре глава модного парижского Дома отдавала безоговорочное предпочтение.
Фильм, снятый по сценарию Кирилла Привалова, долгие годы проработавшего специальным корреспондентом во Франции, раскрывает личность главного героя и дает представление о становлении Эрнеста Бо в профессии, которая прославила его имя. Хотя можно и поспорить – не сам ли кутюрье доказал, что профессия парфюмера – высокое искусство? Элементы игрового кино в ретро стиле создают ощущение эпохи конца XIX – начала XX вв.
В фильме приняли участие современные специалисты: директор парфюмерного направления ООО «ЭйсСиСенс» Анна Сапрыкина, исполнительный директор международной конференции парфюмеров и флейвористов Наталья Тимошенко, парфюмер, эвалюатор Матвей Юдов, историк Галина Ульянова, основатель музея парфюмерии в Санкт-Петербурге, парфюмерный искусствовед Элина Арсеньева, парфюмер Тимур Солодов.
Самый, пожалуй, интересный участник киноленты, которого нашли авторы фильма, - правнук Эрнеста и его старшего брата Эдуарда Бо – москвич Михаил Александров. Он родился на Покровке, в детстве жил в коммунальной квартире и по счастью, играл в разновеликие флакончики, скляночки, которые остались в семье, как память от знаменитого прадеда. Михаил поделился со съемочной группой раритетами - старинными семейными альбомами с фотографиями семьи Бо и её окружения. Оно тоже было небезынтересным, помимо упоминавшихся выше Великого князя Дмитрия Павловича и Габриэль Шанель, это директор фирмы «Ралле и Ко» Адольф Лемерсье, Сергей Дягилев, Игорь Стравинский. Выдающиеся представители культуры России и Франции начала XX века оставили в мемуарах свои признания таланта Эрнеста Бо: «Гениальный русский парфюмер», «Родоначальник модерна в мировой парфюмерии», «Эрнест Бо предопределил развитие парфюмерии на будущие 100 лет…».
История семьи Бо интересна тем, что, все её представители, имея французские корни, стали русскими. Среди них были известные российские композиторы, военные, купцы, повара, кондитеры и парфюмеры. Не только деловая жилка, но истинная любовь к парфюмерии как к искусству позволила Эдуарду и Эрнесту Бо стать выдающимися профессионалами и творцами. Лишь одна деталь, свидетельствующая о том, сколь трепетно и философски, эстетично и нестандартно воспринимали они любимую профессию, возведенную в искусство - Её Величество Парфюмерию: в 1900 году фирма «Ралле и Ко» участвовала во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже. Кстати обе российские фирмы – «Брокар и Ко» и «Ралле и Ко» заняли тогда Ган-при за парфюмерную продукцию. Так вот, в расходной книге по проведению упомянутой выставки указано, что фирмой «Ралле и Ко» «на оформление стенда выдано 35 рублей на двух соловьев». Российский стенд украшали не только великолепный ассортимент парфюмерных изделий, но и сладкоголосые соловьиные трели – душа русского раздолья.
Кинорежиссер Андрей Вязигин сказал журналу «Международная жизнь», что съемочная группа и все, причастные к фильму «Эрнест Бо. Император русской парфюмерии», понимали свою задачу – вернуть из забвения память об Эрнесте Бо – авторе истинного парфюмерного шедевра, ибо его имя принадлежит не только Франции, но и прежде всего России».
(*) Сергей Голлербах (1923 – 2021) – художник, эмигрировавший в США после принудительных работ в Германии во время II Мировой войны.
(**) Дон Аминадо, писатель и поэт Аминадо – псевдоним Аминада Шполянского (1888-1957), Российская империя, Франция
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs