Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к лавинообразному росту рисков и вызовов. ИКТ активно используются отдельными государствами в военно-политических целях и для укрепления своего доминирования в информационном пространстве, а также террористическими и криминальными группировками – для достижения собственных целей, пропаганды идеологий терроризма и экстремизма, вербовки в свои ряды новых сторонников. Помимо этого, ИКТ становятся инструментом когнитивного воздействия, направленного на размывание духовно-нравственных основ и государственности.
Все эти угрозы информационной безопасности обостряются на фоне геополитических изменений, при чем вместо попыток объединиться, ряд государств следуют «блоковой» логике, пытаясь создать союзы против третьих стран. Новая геополитика в информационном пространстве и беспрецедентный масштаб вызовов и угроз, связанных с использованием ИКТ требуют активизации усилий мирового сообщества по их устранению.
Дипломатия России традиционно была направлена на равноправно сотрудничество с учетом национальных интересов всех сторон, при этом ключевая цель на протяжении всей истории современной России состояла в обеспечении глобальной стабильности и безопасности. Несмотря на демонстрацию заинтересованности в глобальных дискуссиях по международной информационной безопасности (МИБ), отдельные страны всячески стремятся подорвать процесс на глобальных площадках, подменяя повестку дня вопреки мандату соответствующей профильной группы (Рабочая группа открытого состава)[1], либо переориентируясь на закрытые «клубы государств», стремящихся к формированию «порядка, основанного на правилах» и чья деятельность сводится к выдвижению необоснованных обвинений в адрес третьих стран.
В этих условиях возрастает значимость развития точечного сотрудничества (на двустороннем и региональном уровнях) России со странами-единомышленниками в области МИБ на основе принципов транспарентности, открытости и инклюзивной. Одним из приоритетных географических направлений подобного взаимодействие является Республика Беларусь.
Договорная база российско-белорусского сотрудничества
Начало сотрудничеству между Россией и Беларусью было положено в 2010- х гг., результатом стало подписание двустороннего межправительственного Соглашения в области обеспечения МИБ в 2013 г.[1] Примечательно, что наряду с Соглашением было принято Приложение №1, уточняющее трактовку базовых понятий. В частности, дается определение базовому термину – «информационная безопасность»: это «состояние защищенности личности, общества, государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве»[2].
Важно то, что в документе зафиксировано общее видение относительно основных угроз в сфере МИБ, а именно:
- Разработка и применение информационного оружия, ведение информационной войны;
- Информационный терроризм;
- Информационная преступность;
- Злоупотребление отдельными государствами своим доминирующим положением в информационном пространстве;
- Распространение информации, наносящей ущерб общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств;
- Угроза безопасности национальных информационных инфраструктур.
Анализируя данный перечень угроз, примечательно отметить, что на уровне руководства обеих стран уделяется особое внимание не только техническом аспекту безопасного использования ИКТ, но и когнитивной составляющей. Подобная оценка угроз МИБ подтвердила свою актуальность по мере нарастания геополитической напряженности, обострения военно-политического соперничества между коллективным Западом и Россией, а также активизации на этом фоне информационного противоборства.
В соответствие с типовыми аналогичными соглашениями в сфере МИБ, российско-белорусский документ содержит перечень перспективных направлений по противодействию информационным угрозам, базовые принципы, формы и механизмы сотрудничества. Особо следует отметить, что стороны подчеркивают необходимость развития двусторонних контактов, совместимых с задачами обеспечения международной безопасности стабильности, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права, включая принципы мирного разрешения споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и основных свобод человека.
На практике заключение двустороннего соглашения в области МИБ между Россией и Беларусью дало толчок для проведения регулярных консультаций уполномоченных представителей Сторон, практического взаимодействия по конкретным направлениям между компетентными органами, а также диалогу с целью укрепления организационных и правовых основ с подключением представителей различных ведомств.
Региональные площадки
В дополнение к двусторонним контактам, Россия и Беларусь активно взаимодействуют на региональных площадках – в рамках СНГ и ОДКБ.
Основой сотрудничества по МИБ в СНГ служит Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения МИБ от 2013 г. Акцент делается на необходимости гармонизации и развития законодательной базы в данной сфере и усиления координации деятельности, направленной на противодействие информационным угрозам. Кроме того, внимание уделяется выработки мер по укреплению научно-технических связей на постсоветском пространстве и подготовке соответствующих целевых программ.
Отдельным треком сотрудничества государств СНГ является противодействие информационной преступности. С этой целью в 2018 г. в Душанбе было подписано соответствующее Соглашение, актуализировавшее аналогичный документ от 2001 г. Основные усилия на данном направлении сосредоточены на согласовании правовых инструментов и развитии практических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между следственными и правоохранительными органами, отвечающих за борьбу с преступлениями с использованием ИКТ.
Противодействие информационной преступности является приоритетным направлением деятельности в сфере МИБ в ОДКБ. На постоянной основе действует Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности в составе Комитета секретарей Советов безопасности стран ОДКБ.
В ноябре 2017 г. в Минске было подписано Соглашение о сотрудничестве государств-членов ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности, которое вступило в силу 1 апреля 2019 г., определившие ключевые треки взаимодействия стран[3]. В соответствие с положениями документ, развивается регулярное взаимодействия между соответствующими подразделениями органов безопасности и внутренних дел стран-участник Организации.
Кроме того, ежегодно проводятся учения (операция «ПРОКСИ»), направленные на усиление потенциала оперативного реагирования государств ОДКБ на угрозы, связанные с использованием ИКТ в преступных, экстремистских и террористических целях. Как отметил заместитель Генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков в ходе своего выступления 13 марта 2020 г., «обеспечение коллективными усилиями безопасности информационного пространства и информационных ресурсов государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности от преступных посягательств и использование его в преступных целях по дестабилизации военно-политической, экономической и социальной обстановки в государствах - членах Организации является важнейшим направлением системы коллективной безопасности»[4].
Приоритеты сотрудничества России и Беларуси на современном этапе
Сегодня обороты набирает сотрудничество в области МИБ по линии Союзного государства Россия-Беларусь, причем на различных уровнях – как в рамках компетентных структур, так и на межведомственной основе. Активизируются контакты по линии Министерств иностранных дел. Помимо этого, к практическому взаимодействию присоединяются другие заинтересованные стороны – представители частного сектора, научного и академического сообщества.
В ноябре 2021 г. заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергей Алейник обсудил со специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, директором Департамента международной информационной безопасности МИД России Андреем Крутских основные меры углубления двустороннего взаимодействия по МИБ на всех уровнях (двустороннем, региональном и глобальном)[5].
5 марта 2022 г. тематика МИБ была затронута на заседании Комиссии Парламентского Собрания России и Беларуси по безопасности, обороне и борьбе с преступностью.[6] В центре внимания оказались вопросы борьбы с информационной преступность и перспективы разработки единой Концепции информационной безопасности Союзного государства.
В апреле 2022 г. в Минске состоялся очередной раунд межведомственных консультаций с участием делегаций во главе с заместителем государственного секретаря Совета безопасности Беларуси Владимиром Арчаковым и заместителем секретаря Совета безопасности России Олегом Храмовым. Стороны предметно обсудили пути наращивания контактов с учетом активизации интеграционных процессов в рамках Союзного государства во исполнение плана реализации ключевых направлений двустороннего сотрудничества в области МИБ на 2021-2022 гг. Помимо традиционного акцента на важности взаимодействия российских и белорусских представителей на площадке СНГ, ОДКБ и РГОС, была отмечена значимость повышения роли Международного союза электросвязи в управлении Интернетом. Что касается двустороннего уровня, стороны рассмотрели проект Концепции по информационной безопасности Союзного государства[7].
В следующем месяце консультации по всему спектру вопросов сотрудничества в сфере МИБ прошли по линии профильных Департаментов внешнеполитических ведомств России и Беларуси. Была согласована позиция сторон накануне второй субстантивной сессии РГОС.
В мае 2022 г. проблема МИБ была включена в повестку дня семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства[8]. Эксперты-участники семинара обратили внимание на важность формирования единого информационного пространства Беларуси и России и укрепления безопасности в сфере общественно-политической информации с целью минимизации рисков от информационного, идеологического влияния, деструктивной пропаганды и распространения фейков.
Регулярные контакты с подключением представителей различных ведомств имеет большое значение для поддержания безопасности на территории РФ и Беларуси. Происходит разработка совместных мер реагирования на информационные угрозы, а также реализуется практическое взаимодействие по линии компетентных органов, прежде всего в рамках противодействия информационной преступности.
Помимо этого, согласование подходов стран к обеспечению МИБ играет важную роль для совместного продвижения общих позиций на профильных международных площадках. В частности, российским внешнеполитическим ведомством ежегодно проводится интенсивная работа по разъяснению положений проекта резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», ежегодно (с 1998 г.) выдвигаемой на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. Помимо этого, осуществляется подготовительная проработка позиций накануне субстантивных сессий Рабочей группы открытого состава ООН.
Научная дипломатия
Поддержание информационной безопасности государства тесно взаимосвязано с развитием системы подготовки кадров соответствующего профиля в рамках высшего профессионального и послевузовского образования. Крайне важным при этом является обеспечение взаимодействия вузов с заказчиками кадров (государственных органов, частных компаний). Для этих целей, требуется подготовка соответствующей учебно-методологической базы и разработка образовательных программ специальностей.
В соответствии с решением Совета Безопасности от 26 марта 2021 г. и «Основами государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 213, вузам страны поручено усилить подготовку кадров в области международной информационной безопасности, причем речь идет о специальностях как технического, так и гуманитарного характера. Помимо ведущих технических вузов, реализуются курсы по различным аспектам МИБ, управлению Интернетом и использованию ИКТ во многих гуманитарных вузах, среди которых МГИМО МИД России, МГУ, ВШЭ, СПбГУ.
В республике Беларусь в августе 2022 г. на базе Белорусского государственного университета радиоэлектроники появился факультет информационной безопасности (преобразован из факультета информационных коммуникаций). Данные изменения позволили расширить номенклатуру профилизаций, в частности были введены новые дисциплины. Примечательно, что среди них фигурируют и гуманитарные программы – дисциплина «Социально-психологические аспекты информационной безопасности»[9].
Что касается двусторонних отношений, подготовка кадров представляет собой один из ключевых элементов российско-белорусского сотрудничества в сфере МИБ. Так, в ст.3 п.15 межправительственного Соглашения от 2013 г. выделяется следующее направление двустороннего взаимодействия: «обмен опытом, подготовка специалистов, проведение рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов уполномоченных представителей и экспертов Сторон в области информационной безопасности».
На сегодняшний день широкое распространение получила практика проведения совместных мероприятий, конференций и семинаров. Эксперты научного и академического сообщества особое значение отводят проблеме сохранения духовно-нравственных основ, культуры и национальной идентичности на фоне разворачивающегося «информационного терроризма». В ходе прошедшего в мае 2022 г. семинара при Парламентском Собрании к проблеме распространения «токсичных новостей» привлек внимание российский эксперт, профессор Р. Абрамов. О невозможности обеспечить информационную безопасность без совместных усилий в условиях полномасштабной гибридной войны заявил директор НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Беларуси А. Гордейчик[10].
Оценивая перспективы углубления взаимодействия, следует отметить, что сегодня крайне важно расширять формы практического сотрудничества. На подготовительном этапе необходимо активизировать подготовку совместных научно-исследовательских проектов, а в перспективе – выйти на реализацию общих образовательных программ в сфере МИБ. При этом, с учетом существующего геополитического ландшафта, крайне важно при разработке новых курсов уделять особое внимание политико-идеологическому аспекту информационной безопасности.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Литература
- Беларусь и Россия обсудили международную информационную безопасность // 23.11.2021 – URL: https://sputnik.by/20211123/belarus-i-rossiya-obsudili-mezhdunarodnuyu-informatsionnuyu-bezopasnost-1058201436.html (дата обращения: 05.08.2022).
- Беларусь и Россия обсудили проект Концепции информационной безопасности Союзного государства // 13.04.2022 – URL: https://www.belta.by/politics/view/belarus-i-rossija-obsudili-proekt-kontseptsii-informatsionnoj-bezopasnosti-sojuznogo-gosudarstva-495901-2022/ (дата обращения: 05.08.2022).
- Бирюков А.В. Алборова М.Б. Социально-гуманитарные риски информационного общества и международная информационная безопасность. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2021. – 96 с.
- В БГУИР появился факультет информационной безопасности // 15.08.2022 – URL: https://www.belta.by/society/view/v-bguir-pojavilsja-fakultet-informatsionnoj-bezopasnosti-518686-2022/ (дата обращения: 05.08.2022).
- В государствах - членах ОДКБ вступило в силу Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности // ОДКБ: официальный сайт – URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/v-gosudarstvakh-chlenakh-odkb-vstupilo-v-silu-soglashenie-o-sotrudnichestve-gosudarstv-chlenov-odkb-/#loaded (дата обращения: 05.08.2022).
- В Минске обсудили вопросы информационной безопасности Союза // 11.05.2022 – URL: https://rg.ru/2022/05/11/smi-v-minske-obsudili-voprosy-informacionnoj-bezopasnosti-soiuza.html (дата обращения: 05.08.2022).
- В Минске обсудили вопросы информационной безопасности Союза // 11.05.2022 – URL: https://rg.ru/2022/05/11/smi-v-minske-obsudili-voprosy-informacionnoj-bezopasnosti-soiuza.html (дата обращения: 05.08.2022).
- Выступление Заместителя Генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова на совещании руководителей национальных штабов государств - членов ОДКБ по проведению операции "ПРОКСИ" 13 марта 2020 года // ОДКБ: официальный сайт – URL: https://kkc.odkb-csto.org/news/vystuplenie-zamestitelya-generalnogo-sekretarya-odkb-valeriya-semerikova-na-soveshchanii-rukovoditel/#loaded (дата обращения: 05.03.2022).
- Информационная безопасность стала одной из главных тем заседания парламентариев Беларуси и России // 05.03.2022 – URL: https://belrus.ru/info/informacionnaya-bezopasnost-stala-odnoj-iz-glavnyx-tem-zasedaniya-parlamentariev-belarusi-i-rossii/ (дата обращения: 05.08.2022).
- Приложение N 1 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // 25.10.2013 – URL: https://docs.cntd.ru/document/499074140?marker=7E20KF (дата обращения: 05.08.2022).
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // 25.10.2013 – URL: http://docs.cntd.ru/document/499074140 (дата обращения: 05.05.2022).
[1] Речь идет о попытке западных государств во главе с США вместо обсуждение положений, предусмотренных мандатом РГОС (основные вызовы и угрозы, связанные с использованием ИКТ, выработка норм, правил и принципов ответственного поведения, применимость международного права к ИКТ-среде, меры по наращиванию потенциала, меры укрепления доверия, институционализация диалога по МИБ) сосредоточится на согласовании модальностей участия НПО и частного сектора.
[1] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // 25.10.2013 – URL: http://docs.cntd.ru/document/499074140 (дата обращения: 05.05.2022).
[2] Приложение N 1 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // 25.10.2013 – URL: https://docs.cntd.ru/document/499074140?marker=7E20KF (дата обращения: 05.08.2022).
[3] В государствах - членах ОДКБ вступило в силу Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения информационной безопасности // ОДКБ: официальный сайт – URL: https://odkb-csto.org/news/news_odkb/v-gosudarstvakh-chlenakh-odkb-vstupilo-v-silu-soglashenie-o-sotrudnichestve-gosudarstv-chlenov-odkb-/#loaded (дата обращения: 05.08.2022).
[4] Выступление Заместителя Генерального секретаря ОДКБ Валерия Семерикова на совещании руководителей национальных штабов государств - членов ОДКБ по проведению операции "ПРОКСИ" 13 марта 2020 года // ОДКБ: официальный сайт – URL: https://kkc.odkb-csto.org/news/vystuplenie-zamestitelya-generalnogo-sekretarya-odkb-valeriya-semerikova-na-soveshchanii-rukovoditel/#loaded (дата обращения: 05.03.2022).
[5] Беларусь и Россия обсудили международную информационную безопасность // 23.11.2021 – URL: https://sputnik.by/20211123/belarus-i-rossiya-obsudili-mezhdunarodnuyu-informatsionnuyu-bezopasnost-1058201436.html (дата обращения: 05.08.2022).
[6] Информационная безопасность стала одной из главных тем заседания парламентариев Беларуси и России // 05.03.2022 – URL: https://belrus.ru/info/informacionnaya-bezopasnost-stala-odnoj-iz-glavnyx-tem-zasedaniya-parlamentariev-belarusi-i-rossii/ (дата обращения: 05.08.2022).
[7] Беларусь и Россия обсудили проект Концепции информационной безопасности Союзного государства // 13.04.2022 – URL: https://www.belta.by/politics/view/belarus-i-rossija-obsudili-proekt-kontseptsii-informatsionnoj-bezopasnosti-sojuznogo-gosudarstva-495901-2022/ (дата обращения: 05.08.2022).
[8] В Минске обсудили вопросы информационной безопасности Союза // 11.05.2022 – URL: https://rg.ru/2022/05/11/smi-v-minske-obsudili-voprosy-informacionnoj-bezopasnosti-soiuza.html (дата обращения: 05.08.2022).
[9] В БГУИР появился факультет информационной безопасности // 15.08.2022 – URL: https://www.belta.by/society/view/v-bguir-pojavilsja-fakultet-informatsionnoj-bezopasnosti-518686-2022/ (дата обращения: 05.08.2022).
[10] В Минске обсудили вопросы информационной безопасности Союза // 11.05.2022 – URL: https://rg.ru/2022/05/11/smi-v-minske-obsudili-voprosy-informacionnoj-bezopasnosti-soiuza.html (дата обращения: 05.08.2022).
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs