ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Внешняя политика Италии в 2023 году – попытка повысить свой геополитический статус

11:53 04.01.2023 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В последние годы Италия проводит активную внешнюю политику сразу на нескольких направлениях, которые, впрочем, являются для неё традиционными - в Средиземноморье, на Балканах и внутри ЕС. Обладая центральным положением между упомянутыми регионами, Италия стремится повысить свой геополитический статус и сохранит этот курс в наступившем году.

Нет сомнений, украинский кризис также останется в фокусе внимания Рима. Об этом говорит и недавнее заявление премьер-министра Италии Джорджи Мелони о готовности предоставить режиму Зеленского системы ПВО и €10 млн.помощи (1). До 2014 г. украинское направление  было далеко не основным для Рима, но активность Парижа и Берлина, взявшими на себя посредническую функцию в данном процессе в последнее время, заставляет итальянскую дипломатию быть более активной.

Но во многом не из-за СВО России Италия бросилась поддерживать Киев, как утверждают в Риме, а из-за действий Франции и Германии, которые лишают Италию её "центральности" (la centralità) в европейской политики (2). В годы холодной войны Италия была незаменимым союзником для Соединённых Штатов, географически утыкаясь в границы социалистической Югославии. Геополитическая значимость Италии после распада СССР и Югославии несколько померкла, а с активизацией Парижа и Берлина внутри ЕС и на восточном фланге НАТО вообще начала скатываться к обыкновенному регионализму. Отныне позиция Рима имела значение в контексте социально-экономических и военно-политических процессов, происходящих в Средиземноморье и частично на Балканах. И даже здесь голос Италии заглушали голоса более веских игроков - Вашингтона, Брюсселя и всё тех же Парижа и Берлина.

Потенциальный внутриевропейский дуумвират Париж - Берлин беспокоит Рим, потому что оставляет Италию вне процесса принятия ключевых решений в рамках ЕС. Франция и Германия стремятся к большей автономии самого ЕС и к обретению Парижем и Берлином большей самостоятельности внутри него. Геополитическая ось Париж - Берлин игнорирует "центральность" Италии в европейской политике и потому не поддерживается Римом. Наблюдаемый ныне разворот Италии навстречу США призван сузить поле манёвра для Парижа и Берлина на внутриевропейской сцене, закрепив на ней англосаксонское влияние.

Здесь внешнеполитические причины переплелись с экономическими. Богатая Северная Европа причисляет Италию к т.н. странам PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания), требующим почти постоянного финансового вспомоществования от ЕС. Франция и Германия, а вместе с ними Австрия, Нидерланды и Бельгия, полагают, что итальянская "центральность" обходится европейской казне недёшево. Начавшийся в 2014 г. украинский кризис стал для Рима шансом на возвращение в большую европейскую политику и выходом за узкий круг привычных для Италии вопросов нелегальной миграции, косовской и ливийской проблем.

В итальянской прессе в адрес французов и немцев звучат невнятные упрёки в преувеличенном "европеизме", поскольку Франция и Германия управляют Евросоюзом, опираясь на военную силу и экономику, т.е. с точки зрения их функциональной полезности как государств, в то время как итальянский европеизм полагается на культуру и иные нематериальные средства формирования европейской идентичности (2).

Наступивший год ставит перед итальянской дипломатией непростые, но вполне для неё достижимые задачи. Прежде всего, поддерживать свое участие в политических процессах, так или иначе связанных с ситуацией на Украине. Восточная Европа сегодня - точка приложения существенных усилий коллективного Запада по сдерживанию России и разрушению потенциальных союзов восточноевропейских стран с Москвой (например, Венгрии).

Ввязываясь в эти процессы, Италия сохраняет свою значимость для США и НАТО. Поставки итальянского вооружения на Украину продолжатся в 2023 году, и не прервутся до той поры, пока Риму не удастся вновь занять в европейской политике место, равнозначное положению Парижа и Берлина. Изменить текущую позицию Рима может только коренное переформатирование внутриполитического климата в самой Италии и углубление в домашние проблемы социально-экономического характера, коих скопилось немало.

Здесь, однако, следует иметь в виду, что решение таких проблем требует улучшения финансового благополучия итальянского государства, а это возможно лишь при изменении текущего состояния дел в европейской экономике, когда богатая сырьевая база Северной Европы, прежде всего Скандинавии, завязана на богатый промышленно-производственный потенциал Германии, Нидерландов и Австрии. Основные "артерии" европейской экономики обходят Италию стороной, оставляя на её долю проблемные вопросы нелегальной миграции, дестабилизации Ливии и т.д.

Получается, что выйти из замкнутого круга Италия сможет только посредством более активной внешней политики на восточном фланге НАТО. Присутствие итальянских военнослужащих в составе боевых групп альянса в Румынии и Венгрии, принятие Италией на себя командования боевой группой в Болгарии суть практические шаги Рима по повышению собственного геополитического веса внутри альянса. Без повышения собственного авторитета как «европейской державы», способной участвовать в решении серьёзных кризисов, Италия не сможет встроиться в устоявшуюся в пользу стран континентальной Европы схему распределения товарно-сырьевых, финансовых и военно-политических ресурсов внутри ЕС.

Содействуя европейской политике США, Италия будет расширять военно-политическую кооперацию с Румынией и Болгарией как восточноевропейскими союзниками Вашингтона в Черноморском регионе. Поскольку Средиземноморье является жизненно важным регионом для итальянского государства, Рим заинтересован в сохранении прямого либо опосредованного участия в контроле вдоль линии средиземноморско-черноморского побережья условно от Сардинии до Крыма.

Остриём копья восточной политики Италии в этом направлении остаётся Румыния, имеющая большие амбиции в Черноморском регионе. Это в определенной мере способствует сближению Италии с Францией, которая тоже делает ставку на Румынию. Для Парижа и Рима военное сотрудничество с Румынией – геополитический механизм сдерживания России на пути из Чёрного моря в Средиземное. Болгария нужна Италии для усиления своего присутствия в Чёрном море и обретения выгодной диспозиции в случае обострения греко-турецких отношений, переживающих непростое время.

Не менее энергично Рим будет пытаться участвовать в урегулировании балканских проблем (3). Тем самым он постарается вернуться к роли проамериканского посредника, как в период холодной войны. Подпунктом будет здесь укрепление политических связей с Албанией. При этом дипломатическое сближение с Вашингтоном наверняка станет основным внешнеполитическим вектором Италии на западном направлении. Высока вероятность охлаждения отношений с Германией, в то время как с Францией Италию связывает договор об углублённом сотрудничестве (Trattato del Quirinale). Договор знаменует собой приверженность обеих стран этому европейскому проекту и ясно, что для Парижа такой договор с Италией - средство минимизации влияния Германии.  Италия традиционно имела более тесные связи с Францией, чем с Германией. Франко-итальянское сближение продолжится при условии, что обеим сторонам удастся согласовать решения по проблеме нелегальной миграции и других кризисных вопросов касательно Средиземноморского региона.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://rusvesna.su/news/1672171077

2) https://www.geopop.it/limportanza-geopolitica-e-il-ruolo-dellitalia-e-gli-interessi-strategici-del-nostro-paese/

3) https://insideover.ilgiornale.it/senza-categoria/perche-governo-italiano-balcani.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати