ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украина и Восточная Европа: итоги года

10:10 31.12.2022 • Владислав Гулевич, журналист-международник

По итогам 2023 года восточноевропейское направление остаётся во внешней политике  Украины до конца не вспаханной территорией. США обеспечили Киеву тесные военно-политические связи только с тремя из непосредственных соседей в регионе - Польшей, Словакией и Румынией.

В отношениях с четвёртым игроком – Венгрией - сохраняется холодок. Будапешт требует от украинских властей предоставить закарпатским венграм возможность беречь и развивать родной язык, а также получать на нём образование. Киев при этом осознанно реализует политику подавления национального самосознания венгерской диаспоры, в ответ Венгрия запустила проекты по поддержке венгроязычных учреждений образования, в том числе, дошкольного, венгерских учреждений культуры и венгерского предпринимательства в Закарпатье.

Под занавес уходящего года недовольство национальной политикой Киева выразил его союзник по русофобии - Румыния (1).

Бухаресту не нравится принятый 13 декабря Верховной Радой закон №. № 8224 относительно национальных меньшинств (общин). Закон принят без инициирования новых консультаций Венецианской комиссии и без "адекватных консультаций представителей румынской общины в Украине". Новый закон о меньшинствах ссылается на статью закона об образовании, касающуюся использования государственного языка в образовании, которая также была отрицательно оценена Венецианской комиссией. "Озабоченности румынской стороны с точки зрения права на образование не удовлетворены", - говорится в заявлении МИД Румынии (2).

Режим Зеленского (да и украинская политика последнего времени на этом направлении) не в состоянии обеспечить возможности культурного развития даже народам, принадлежащим к странам, оказывающим киевскому режиму значимую военно-политическую поддержку. Так, по мнению некоторых польских военспецов,  Польша передала Украине 40% мощностей своего оборонного потенциала (3). При этом это никак не помогло украинским полякам в деле сохранения национального самосознания. Хотя Киев предоставил гражданам Польши особые права на территории Украины, поляки-граждане Украины страдают не меньше венгров и румын от юридических перекосов в законах, принимаемых Верховной Радой.

Численность украинских поляков - 144 тыс., румын 151 тыс., венгров 156 тыс. Местом концентрированного проживания лиц польской национальности являются Львовская, Тернопольская, Житомирская, Ровенская, Ивано-Франковская область; румынской  - Черновицкая и Закарпатская области; венгерской - Закарпатская область. В процентном отношении представители этих народов в национальной структуре населения Украины составляют небольшой процент, но в регионах могут составлять большинство. Это больше всего и беспокоит Киев. Он опасается развития национального самосознания поляков, румын и венгров, подозревая их в сецессионистских настроениях.

Подход соседей Украины к национальному вопросу неравномерен. Варшава принесла украинских поляков в жертву польско-украинскому военно-политического союзу. Польша предпочитает закрывать глаза на противоречивую украино-польскую историю и современное нарушение культурных прав украинских поляков, лишь бы не лишиться контроля над внешнеполитическим курсом Киева.

Румыния в этом вопросе более настойчива и периодически указывает Киеву на факты притеснения украинских румын. Словакия самоустранились от темы ввиду малочисленности словацкой диаспоры на Украине (6,7 тыс.). Положение словаков, среди которых процент владеющих родным языком равен проценту не владеющих (41,2% против 41,7%), указывает на факт ползучей ассимиляции нацменьшинств на Украине.

Венгрия остаётся наиболее принципиальным критиком национальной политики украинских властей. В декабре в Венгрии вышел документальный фильм о закарпатских венграх, в котором утверждается, что Киев намеренно мобилизует больше этнических венгров на войну, заменяя их на местах жителями других регионов страны (беженцами). Авторы фильма констатируют, что численность мобилизованных венгров непропорционально велика по сравнению с мобилизованными украинцами и делают вывод: "Украина не сдала экзамен по правам человека" (4). Национальную политику Киева они определяют как языковой геноцид.

Другим политическим оппонентом Киева выступила Хорватия. Президент Зоран Миланович отказался от участия его страны в тренировочной миссии для украинских военнослужащих. Украина не наш союзник, резюмировал Миланович, подразумевая, что её не касается статья устава НАТО о коллективной обороне. До этого Миланович говорил, что он против участия Загреба в инициативе Троеморья и тем более приглашения туда Украины.

Таким образом, на восточноевропейском векторе киевский режим нашёл наибольшую поддержку у Польши, Словакии и Чехии, но не смог её найти у Венгрии,  Хорватии и Румынии. Со Словакией ситуация особая. Каждый третий житель страны считает украинских беженцев угрозой собственному благополучию, количество тех, кто обвиняет в ситуации на Украине НАТО и Киев практически равно количеству тех, кто винит Россию (5). Правительство Словакии оказывает военную помощь режиму Зеленского, но словацкие граждане гораздо сдержаннее в своём отношении к Украине и её президенту.

Выпадение Венгрии из общего ансамбля проукраинских государств оборачивается геополитическими издержками, мешая Вашингтону и Брюсселю сплотить Восточную Европу в антироссийский "санитарный кордон". На месте Венгрии зияет "дыра", а на месте Словакии такая "дыра" образовалась в общественном мнении, так как далеко не все словаки - фанаты поддержки Украины. На внешнюю политику Словакии такие настроения на данный момент не влияют, поэтому главной восточноевропейской проблемой режима Зеленского остаётся Венгрия.

Венгрия географически "разрывает" антироссийский пояс, растянувшийся от черноморского побережья Румынии и Болгарии до балтийских берегов Польши. Здесь не стоит переоценивать географический фактор, Венгрия остаётся членом НАТО, даже если выступает против украинского национализма. На днях Будапешт объявил об оперативной готовности боевой группы альянса в Венгрии. После начала спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины Вашингтон и Брюссель приняли решение о развёртывании четырёх боевых групп - в Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии, причём как минимум в двух из них итальянцы составляют вторую по численности национальную группу военнослужащих, а именно в Венгрии и Болгарии. Таким образом, это служит косвенным подтверждением активизации Италии на восточноевропейском направлении в рамках общей стратегии НАТО по сдерживанию России.

Тем не менее, даже натовская Венгрия остаётся принципиальным противником Киева на дипломатическом фронте. Из-за этого нельзя говорить о традиционном польско-венгерском братстве. Это братство носит исторический и культурный характер, но не эволюционирует в военно-политический союз, как было накануне Второй мировой войны. Варшава и Будапешт признают, что их взгляды на происходящее на Украине, как и на перспективы сотрудничества с Москвой, отличаются.

В прошлом столетии стратегической задачей Польши и Венгрии была нейтрализация Чехословакии из-за опасения сближения Праги с Москвой. В этом столетии образовалась геополитическая ось Прага - Варшава - Бухарест, хотя присутствие здесь Праги не традиционно. Привычного польско-венгерского союза мы не видим и вряд ли увидим в ближайшем будущем в силу совершенно разнонаправленных устремлений Варшавы и Будапешта. Первая хочет с опорой на США добиться лидерства в регионе ценой делегирования своего внешнеполитического суверенитета Вашингтону. Второй одинаково дистанцируется и от Вашингтона, и от Брюсселя.

Окончательно отгородить Россию от Восточной Европы Западу не удалось. Стратегия Будапешта по отстаиванию суверенитета внутри ЕС является долгосрочной, как и стратегия Варшавы по созданию русофобских политических объединений в Европе. Антироссийский "санитарный кордон" от Балтики до Чёрного моря не является цельным ни в географическом, ни в политическом смысле. У России остаётся поле для дипломатических манёвров в этом направлении, хотя оно стало уже, чем до начала спецоперации.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) Adoptarea Legii minorităților naționale din Ucraina trezește reacții la București: Aderarea la UE trebuie fundamentată pe reforme temeinice

2) http://www.mae.ro/node/60649

3) https://kresy.pl/wydarzenia/major-kups-polska-przekazala-ukrainie-40-swojego-potencjalu-wojskowego/

4) https://youtu.be/k00JApgRhmE

5) https://www.fondsk.ru/news/2022/12/16/kazhdyj-tretij-slovak-schitaet-ukrainskih-bezhencev-ugrozoj-57971.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати