Уходящий 2022 год был Годом культурного наследия народов России – нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Одним из важнейших событий этого года стал 1100-летий юбилей принятия ислама народами Волжской Булгарии. Это государство существовало с Х по XIII век на обширных землях Волжско-Камского бассейна, занимая территории современной Республики Татарстан, Чувашской Республики, Самарской, Ульяновской областей вплоть до Пермского края у подножья Уральских гор.
Официальной религией Волжской Булгарии ислам был признан в те дни, когда по приглашению ее правителя мусульманина Алмуша город Булгар посетило посольство аббасидского халифа Аль-Муктадира, что, по свидетельству секретаря посольства Ахмада ибн Фадлана, произошло в мае 922 года[1].
Необходимость отметить 1100-летие этого судьбоносного события впервые была озвучена председателем Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтием шейхом Равилем Гайнутдином на выступлении в Казанском Кремле в 2016 году. «Особая значимость юбилея состоит в том, что ислам закрепился в Поволжье по свободному выбору народа и оттуда распространялся сугубо мирным путем, что и определяет характер традиций ислама на нашей российской земле», – подчеркивал он. Идея празднования юбилея была с воодушевлением встречена главой Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, а впоследствии нашла широкий отклик в мусульманских общинах. В 2020 году с проектом юбилея был ознакомлен президент РФ Владимир Путин, который поддержал намерение муфтия Равиля Гайнутдина «отдать дань уважения традициям мусульманско-христианского, славянско-тюркского союзничества на современной российской земле» и специальным указом придал празднованию 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии федеральный статус.
В череде мероприятий юбилейного 2022 года было много масштабных дел, в том числе начало воссоздания первоначального облика Исторической мечети Москвы, завершение реконструкции здания Московского исламского института, закладка камня будущей Соборной мечети Казани и воссоздаваемой Ярмарочной мечети Нижнего Новгорода, открытие памятника правительнице Казанского ханства Сююмбике в г.Касимове,[2] целый ряд встреч и конференций на земле Древнего Булгара и в других городах России.
К юбилею издательским домом «Медина» в тесном сотрудничестве с ведущими востоковедами Российской академии наук были изданы труды мусульманских ученых разных стран и веков в серии «Возрождение и обновление», а также «Исламская мысль в России. Возрождение и переосмысление», подготовлен к печати сводный том энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации». Благодаря репринтному переизданию, широкому читателю стали доступны такие библиографические редкости как первый русскоязычный перевод Корана, сделанный в 1716 году по приказу Петра I, и изданная по его же повелению в 1722 году «Книга систима или Состояние мухаммеданския религии» Дмитрия Кантемира – первый системный труд по исламоведению в России.
Недавно вышло в свет и репринтное издание полного арабского текста Корана, впервые отпечатанного в казенной типографии в 1787 году по приказу императрицы Екатерины II, годом позже учредившей в России первое духовное управление мусульман («Оренбургское магометанское духовное собрание»).
Итог юбилейному году подвел XVIII Международный мусульманский форум под девизом «СПРАВЕДЛИВОСТЬ И УМЕРЕННОСТЬ: БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ МИРОПОРЯДКА». Форум открылся 8 декабря 2022 года в Москве. Бальный зал гостиницы «Карлтон» на Тверской улице был переполнен участниками и журналистами. На эту встречу, посвященную также 1400-летию хиджры пророка Мухаммеда, собрались руководители исламских общин и мусульманских образовательных центров из многих городов РФ, известные российские востоковеды, дипломаты разных стран. С докладами приехали ученые и религиозные деятели из Азербайджана, Египта, Индии, Индонезии, Иордании, Ирака, Ирана, Италии, Казахстана, Катара, Кувейта, Мальты, Монголии, Нигерии, ОАЭ, Пакистана, Палестины, Таджикистана , Туниса, Турции, Узбекистана.
Организаторами этого масштабного мероприятия выступили ДУМ РФ, Московский исламский институт, МОО «Международный мусульманский форум» при участии Управления по делам религии Турции и Международного университета Аль-Мустафа (Иран). Форум проходил при поддержке Правительства РФ, Правительства Москвы, Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования и Благотворительного фонда «Сафмар». Модератором пленарного заседания был первый заместитель Председателя ДУМ РФ, председатель Оргкомитета XVIII Международного мусульманского форума, ректор Московского исламского института, доктор теологии профессор Дамир Мухетдинов.
С приветственным словом к участникам форума онлайн обратился председатель Оргкомитета по подготовке и празднованию 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии, вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин, который, в частности, сказал:
– Ваш форум превратился в международную площадку для обсуждения вопросов сохранения духовных и нравственных ценностей, гармонизации межрелигиозных и межнациональных отношений, развития миротворческого потенциала мусульманских организаций. Российская Федерация – многонациональное государство, в котором веками формировалось уважение друг к другу представителей самых разных национальностей и конфессий. Правительство Российской Федерации с неизменным вниманием относится к нуждам российских мусульман. Представители мусульман входят во все консультационные структуры при органах государственной власти по вопросам взаимодействия с религиозными организациями.
Торжественное заседание открыл Генеральный секретарь Международного мусульманского форума, председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин. После традиционного мусульманского приветствия и поздравления участников форума с юбилейными датами он сказал:
– Мы хотим обсудить вопрос о том, какой миропорядок наилучшим образом может поддерживать мирное сосуществование. Речь о миропорядке, в основе которого лежат принципы умеренности и справедливости. Справедливость – это, в первую очередь, одно из имен Всевышнего Аллаха! Традиция ислама трактует справедливость через обращение к отдельному человеку и его пониманию благой жизни. Исламские мыслители, начиная с самого раннего периода, подчеркивали, что способность ощущать несправедливость и устранять ее – наша важнейшая отличительная черта. Ради утверждения того, что люди считают справедливым, они готовы жертвовать своими частными интересами и претерпевать лишения. Исламская традиция в вопросе справедливости сосредотачивается на проблеме поведения людей и личной ответственности. Коран призывает верующих людей твердо отстаивать справедливость перед Аллахом. <…> Нам нужен миропорядок, образованный разными цивилизациями, каждая из которых имеет развитую культуру воспитания в человеке чувства ответственности и справедливости. Для утверждения современного глобального мира это намного важнее, чем любые социально-политические институты. На основе согласия с такой трактовкой глобальной справедливости происходит сближение России и мусульманских стран.
Первым иностранным гостем, которому предоставили слово, был профессор Али Эрбаш, председатель Управления по делам религии Турецкой Республики, активный участник и соорганизатор всех значимых международных мероприятий ДУМ РФ. Он передал участникам форума и лично «своему дорогому другу Равилю Хазрату приветствие и почтение» от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и всего турецкого народа.
– Пользуясь случаем, хочу сердечно поздравить всех мусульман России со знаменательной датой «1100-летие официального принятия ислама народами Волжской Булгарии».
Я думаю, что тот факт, что это важное событие отмечается на государственном уровне в течение всего года, является отражением того значения, которое придается исламу в Российской Федерации. Две особенности этого исторического события очень важны. Во-первых, народы Волжской Булгарии приняли ислам добровольно. Во-вторых, это принятие произошло на уровне государства, и в этом контексте это первое тюркское государство, принявшее ислам. Таким образом, Волжско-Булгарское государство стало представителем религии ислам в Восточной Европе, – сказал профессор Эрбаш. Он отметил, что и сегодня Россия, где проживает 25 миллионов мусульман, представляет огромную ценность для исламского мира. Турецкий ученый подчеркнул весомый вклад, который внесли улемы из России в развитие исламской мысли, особенно в XIX веке, призвав и дальше совместно развивать исследования, чтобы обрести «четкое видение будущего в контексте веры, истории, цивилизаций и на основе закона и добра для всех». Причиной глобальных кризисов современности доктор Эрбаш считает искажение смыслов морали и закона, вытеснение из жизни фундаментальных нравственных принципов. «По этой причине самое важное, что нужно сделать для лучшего будущего всего человечества, это построение права и морали в индивидуальном, социальном и глобальном масштабе. Этого можно достичь при сотрудничестве и вкладе всех обществ, без монополии какой-то одной группы. Потому что справедливость – это не средство легитимации сильных мира сего, а гарантия соблюдения прав каждого».
Приветствие президента Исламской Республики Иран Эбрахима Раиси участникам форума зачитал его советник Мохаммад Хаджи Абулькасим Долаби, приехавший в Москву. В послании подчеркивается, что принципиальная политика Ирана во взаимодействии с Россией всегда основывалась на укреплении отношений с ней. «Ислам в России – вторая по крупности религия, которая имеет более, чем тысячелетнюю историю на ее территории. Сегодняшняя Россия является успешной моделью диалога авраамических религий и исламских мазхабов. Эта непревзойденная возможность объективно воплотилась в жизнь в виде широких связей православной церкви и суннитских муфтиев с религиозными и научными центрами Ирана, – сказал он. – Благодать подобных связей между религиями приводит к общему пониманию Ирана и России относительно международной повестки дня, в частности по вопросу терроризма, что проявилось в единстве действий наших стран в борьбе с ИГИЛ и религиозным экстремизмом. Это дает надежду на появление новых сфер сотрудничества, еще большей синергии, а учитывая присутствие России в Организации исламского сотрудничества в качестве наблюдателя, поможет сдерживать бесчинства западной цивилизации".
Приветствие президента Республики Азербайджан Ильхама Алиева и благословение азербайджанского народа участникам форума передал председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде.
– В XXI веке, в эпоху, когда не стихают вызовы и кризисы, особое значение приобретают такие гуманистические ценности, как культура мирного сосуществования и взаимопонимания, служащие обеспечению мира и справедливости. Призывы к ненависти, подстрекающие к агрессии, насилию и дискриминации среди людей и ставшие политической и социальной угрозой, подрывающей стабильность в различных странах, антигуманное, расистское, агрессивное отношение к вынужденным переселенцам – таковы реалии времени. Необходимо предотвращать опасности, возникающие в результате злоупотребления религией в политических целях, оскорбления религиозных чувств, символов и святынь. Человеческую семью можно спасти от этих угроз, только объединив свои усилия, благодаря сотрудничеству между различными религиями, культурами и конфессиями.
Шейх-уль-ислам Пашазаде, конечно же, не мог не коснуться животрепещущего вопроса о мире в Карабахе, который летом 2020 года, после 30-летнего перерыва, вновь перешел под контроль Республики Азербайджан. Он отметил, что благодаря трехстороннему диалогу между религиозными лидерами Азербайджана и Армении, при посредничестве Патриарха Московского и всея Руси Святейшего Кирилла, удалось предотвратить перенесение конфликта на религиозный уровень. «От имени народа Азербайджана я выражаю глубокую признательность моему мудрому брату Патриарху Кириллу за эти усилия, направленные на достижение мира. Хочу выразить огромную благодарность всем своим коллегам, поддерживающим правое дело Азербайджана, и особенно моему брату, главе мусульман России Равилю Гайнутдину», – сказал он.
Главный судья Палестины доктор Махмуд Аль-Хаббаш передал участникам и всем россиянам приветствие от президента Палестины Махмуда Аббаса и палестинского народа.
Обращаясь к теме справедливости как незыблемого принципа ислама, доктор Аль-Хаббаш отметил, что палестинский народ страдает от отсутствия мира и справедливости, противостоя режиму, который верит только в силу и агрессию. «Справедливость – это твердый исламский принцип, который непоколебим и должен быть обеспечен всем. Справедливость не может носить избирательный характер. Есть повеление Всевышнего Аллаха, высказанное в Коране, что справедливость должна быть направлена всем и касается всех. Ислам – это религия, ниспосланная всем. И все должны действовать по принципу справедливости», – сказал главный судья Палестины, приведя слова из Корана: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости» (5:8). «К сожалению, в современном миропорядке, достаточно часто отношения между обществами строятся на основе империалистической силы, отсутствует справедливость, к которой призывает ислам и это угрожает стабильности мира и самому существованию человеческого общества. И палестинский народ в наибольшей степени подвергается угнетению, – сказал доктор Аль-Хаббаш. По его словам, политика Израиля, «стоящего над законом» при попустительстве США, вопреки всем резолюциям ООН, постоянно ущемляет права палестинцев, в том числе и религиозные: «Большинство палестинских мусульман не могут совершить намаз в мечети «Аль-Акса». И большинство палестинских христиан не могут попасть на службу в церковь Рождества Христова в Вифлееме».
Генеральный секретарь Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов аятолла Хамид Шахрияри, приехавший из Исламской Республики Иран, выступал не на родном персидском, а на арабском языке – языке Корана. Назвав удачным девиз форума, доктор Шахрияри отметил, что «эти два понятия – справедливость и умеренность – сегодня несут в себе надежду для истерзанного человечества, изнывающего под игом несправедливости и экстремизма». По его убеждению, «справедливость – это то, что рождает в обществе ощущение гордости и достоинства. Без нее верх берет чувство униженности. Именно чувство гордости и достоинства придает жизненные силы человеку и обществу. Если его нет, то нет и человеческой жизни, исчезает все, что стимулирует развитие, творчество и культурный прогресс». <…> «Умеренность же достигается в жизненной среде, где верховенствуют гордость и достоинство. Без них человек и общество утрачивают способность следовать срединным путем, становясь жертвами излишества и расточительства. Важнейшим фактором достижения умеренности в человеческих обществах является стремление к взаимному познанию в отношениях между народами», – считает он. Но добавляет, что отношения человеческого братства невозможно построить, если люди «скованы путами национализма, сектантства и регионализма». «Справедливости же можно достичь, лишь выступив против гнета и угнетателей, против посягательств на права других людей», – убежден доктор Шахрияри. В качестве примера такого гнета он назвал оккупацию палестинских земель и изгнание палестинцев из их домов, попрание мусульманских святынь, и в первую очередь, в священном городе Иерусалиме. «Еще одно проявление этого – блокирование целых стран и лишение их доступа даже к лекарствам и продовольствию. Такая картина встает перед нашими глазами в секторе Газа, в Ливане, в Йемене и в других районах мира», – сказал генеральный секретарь Всемирной ассамблеи по сближению исламских мазхабов.
В работе форума принял участие председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин. Он отметил, что Россию и исламский мир объединяют общие подходы к созданию справедливого многополярного мироустройства, они совместно продвигают истинные интересы многостороннего сотрудничества и взаимодействия, не приемлют попыток построения однополярного мира, основанного на псевдолиберальных западных ценностях. «В сложных условиях международной напряженности обсуждение участниками Форума проблем справедливости и умеренности, социальной гармонии и достижения согласия имеет особое значение. Только на этих основах может существовать прочный мир, в котором уважаются интересы всех стран, религий и народов», – подчеркнул сенатор.
С приветствиями на пленарном заседании также выступили председатель Иракского совета ученых доктор Ахмед Хасан Таха Ас-Самраи, председатель Правления Международного исламского благотворительного фонда доктор Абдуллах Аль-Матук (Кувейт), председатель Совета улемов Пакистана Махмуд Хафиз Мухаммад Тахир Ашрафи и начальник Управления по делам ислама Халид Шахин Аль-Ганим (Катар).
Во второй половине дня в рамках XVIII Международного мусульманского форума прошли два дискуссионных клуба. Иностранные участники форума с большим энтузиазмом делились своим мнением, собравшись на Круглый стол «Оправдание цивилизационного плюрализма в контексте авраамического истолкования».
В другом зале проходила V Международная научно-практическая конференция «Гаспринские чтения» на тему «Религиозный диалог как необходимый фактор развития межрелигиозного и межкультурного согласия». В конференции приняли участие не только ведущие российские востоковеды, но и теологи, представляющие мусульманскую, христианскую и иудейскую общины России.
Академик РАН Виталий Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН, в своем выступлении на «Гаспринских чтениях» затронул тему диалога. «Существуют определенные уровни диалога: внутренние и внешние. Внутренний диалог – это то, что внутри каждой конфессии. Так, внутри ислама существует некий плюрализм, множество различных школ, мазхабов, и в этом смысле я считаю, что ислам очень демократическая религия, допускающая различные интерпретации священных текстов. Мне кажется это и есть воплощение демократического плюрализма. Ведь возможность разночтений в одной религии обеспечивает нормальное и плавное развитие», - отметил ученый.
В интервью нашему журналу советник Председателя ДУМ РФ и ведущий научный сотрудник ИВ РАН Фарид Асадуллин, автор переведенного на арабский язык масштабного исторического исследования «Москва мусульманская», так оценил уровень межконфессионального взаимодействия в Российской Федерации:
– Сегодняшнее мероприятие, как и все предыдущие, наглядно показывает, что ислам, действительно, является ярким элементом «культурного наследия народов России», которому, по указу нашего Президента, был посвящен 2022 год. Этот яркий элемент, действительно, демонстрирует, с одной стороны, многонациональность, многоконфессиональность Российской Федерации, но с другой стороны, безусловно, ислам сегодня получил все возможности для свободного и естественного развития в нашей стране. В настоящее время в России огромное количество мечетей, учебных заведений, издается самая разнообразная научно-публицистическая литература, газеты, журналы, да и сам дух сегодняшнего мероприятия говорит о том, что мусульманские деятели являются субъектами истории России. Они вносили и вносят свой вклад в государственное строительство нашей многонациональной страны.
В рамках XVIII Международного мусульманского форума 9 декабря в Государственном центральном музее современной истории России состоялось торжественное открытие выставки «Сады ислама. Свет веры сквозь века». О ней мы подробно расскажем в нашем следующем материале.
Фотo автора
[1] Художник И.К. Акжигитов. «Встреча посольства Ибн Фадлана». Холст, масло. 2016 г.
[2] Открытие памятника Сююмбике в г. Касимове 10 июня 2022 г. Фотo: https://ryazpressa.ru/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs