Фото: ru.wikipedia.org
Россия поддерживает инициативу о присутствии экспертов МАГАТЭ на всех украинских АЭС. Об этом постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаила Ульянов заявил, отвечая во время брифинга на вопрос журнала «Международная жизнь». Брифинг по итогам работы российской дипломатии в Вене в 2022 году прошел в преддверии консультаций России и секретариата МАГАТЭ относительно Запорожской атомной станции (ЗАЭС) в Москве. По их завершении «Росатом» отметил близость с агентством в позиции по проекту декларации о зоне безопасности вокруг ЗАЭС. В украинском «Энергоатоме», напротив, не увидели прогресса в переговорах о возможной защитной зоне вокруг станции. Во время выступления в пресс-центре МИА «Россия сегодня» Михаила Ульянов рассказал, в чем расходятся позиции России и секретариата МАГАТЭ, а также о проблеме милитаризации космоса.
«Мы рассчитывали, что после появления на ЗАЭС экспертов МАГАТЭ украинцы воздержатся от обстрелов, но этого не произошло. По сути, они ставят под угрозу не только жизни персонала ЗАЭС, но и международных чиновников», — заметил российский дипломат. Глава агентства Рафаэль Гросси поддерживает контакты с украинским руководством. Михаил Ульянов подчеркивает, что Украина, продолжая участвовать в переговорах с секретариатом МАГАТЭ, «внятную» позицию так и не изложила.
В начале марта Рафаэль Гросси сформулировал 7 принципов безопасности на АЭС. По содержанию принципов возражений у России нет, так как они основаны на предыдущих наработках агентства. Расхождения, по словам постпреда в Вене, в интерпретации. Так, например, возражения российских дипломатов вызвал ноябрьский доклад секретариата МАГАТЭ о положении дел, в частности, на Запорожской АЭС. В докладе, как пояснил Михаил Ульянов, говорилось о тяжелой психологической обстановке в коллективе сотрудников ЗАЭС, которая связана с предложением «Росатома» подписать трудовые контракты для работы на станции. «Действительно персонал станции находится под давлением, но не из-за контрактов с «Росатомом». Кстати, уже 2,5 тысячи человек эти контракты подписали, чтобы получать зарплату, нормально работать. А на самом деле проблема в том, что на протяжении нескольких месяцев город Энергодар, где живут сотрудники станции и члены их семей, подвергается регулярным обстрелам со стороны Украины. Конечно, уравновешенное психологическое состояние в таких условиях недостижимо», — полагает российский представитель. Он отметил, что с сентября по ноябрь ВС Украины обстреливали близлежащие районы, а 19–20 ноября был массированный обстрел непосредственно ЗАЭС.
Михаил Ульянов напомнил, что установление виновной стороны в компетенцию секретариата МАГАТЭ не входит. Дипломат подчеркнул, что секретариат знает, кто ведет обстрел, так как его эксперты находятся на ЗАЭС постоянно с 1 сентября. Если инициатива Рафаэля Гросси о защитной зоне вокруг ЗАЭС будет воплощена, то в ее рамках российский дипломат призвал предусмотреть механизм мониторинга соблюдения этого соглашения.
«Международная жизнь»: Как Вы оцениваете инициативу развернуть миссии МАГАТЭ на всех украинских АЭС?
Михаил Ульянов: Это просьба украинской стороны. Я ничего страшного в этом не вижу. Инспекторы, эксперты находятся на Запорожской АЭС, у нас. Если украинцы хотят, чтобы они присутствовали и на Хмельницкой, Ровенской, Южно-Украинской станциях, почему нет? Но по-моему желающих не так много среди сотрудников МАГАТЭ туда поехать. Насколько я понимаю, с этим есть проблемы. Но политически руководство Секретариата отреагировало на это позитивно. Я думаю, что наших интересов это никак не затрагивает.
«Международная жизнь»: После принятия российской резолюции о неразмещении первыми оружия в космосе, как Вы видите перспективу дальнейших усилий в этой сфере?
Михаил Ульянов: Есть дипломатические усилия стран, которые осуществляются сами по себе, а есть реальная политика стран в космосе. И по многим признакам, если сейчас оружия в космосе, может быть, и нету, то очень скоро оно там появится. Во всяком случае американцы ведут дело именно к этому. Мы пытаемся противодействовать, и я скажу, достаточно успешно в рамках возможного. Все эти инициативы, включая идею разработки договора о неразмещении оружия в космосе, которую мы продвигаем в женевской конференции по разоружению вместе с китайцами, блокируются западными странами. Это продолжается уже много лет. Каких-то позитивных перспектив я на сегодняшний день не вижу. Наверно, как всегда, как это часто бывает, потом будем сожалеть не только мы, но и западные страны, что не предотвратили такое развитие событий, позволили осуществить милитаризацию космоса. По крайней мере, повторяю, превентивная работа в рамках возможного нами ведется.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs