Рене Лалик в Кремле

00:00 30.09.2010 Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»


 

Дорогой читатель, прежде чем приступить к тексту, вглядитесь в эмблему, - брошь «Мать Россия и Мать Франция». Создавая этот символический шедеврик, Рене Лалик, конечно же, не предполагал, что 21-ый век ознаменуется в истории российско-французских отношений таким событием, как Год России во Франции и Год Франции в России. Выдающийся творец в стиле ар нуво, французский художник Рене Лалик оставил людям богатейшее наследие ювелирного искусства. 

Рене Лалик (6 апреля 1860 - 5 мая 1945, Париж) - французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво - «нового стиля», основой которого является уподобление рукотворной формы природной и наоборот.

Успенская звонница Московского Кремля впервые принимает красоту, созданную французским художником и ювелиром Рене Лалика.

Благодаря интенсивному сотрудничеству наших стран в перекрёстный год «Россия-Франция» российской публике посчастливилось впервые увидеть представленное в полном объёме творчество знаменитого француза. На выставке - около 200 предметов: ювелирные украшения рубежа 19-20 веков, вазы, чаши, светильники. Почти каждое из произведений дополнено эскизами, запечатлевшими, словно специально для нас, потомков, процесс зарождения и вызревания идеи.

Чутко улавливая суть будущего творения, его форму, Лалик пытался опробовать его и грифелем, и краской, и лишь затем облечь в стекло, камень или металл. Как будто тёплыми пальцами вылеплены изделия из «запотевшего стекла» с мягкими переходами в кристальную прозрачность. Так мастер передаёт женственность, её тайну, прикосновение к которой – священнодействие. Неслучайно тема женственности пронизывает творчество Лалика на протяжении всей его жизни.

В создание выставки внесли свой вклад крупнейшие мировые и частные собрания, где хранятся произведения Рене Лалика, - Музей Метрополитен (Нью-Йорк), Музей Калуста Гульбенкяна (Лиссабон), Датский музей искусства и дизайна (Копенгаген), Музей Ламбине (Версаль, Франция), Музей изящных искусств (Квимпер, Франция), Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), ГАРФ (Москва) и другие.

Утончённый скульптор-ювелир, Рене Лалик был талантливо предприимчив. После Первой мировой войны на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода — в Винжен-сюр-Модере (Эльзас) Лалик занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток (первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена).   

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика — вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) — Кризис (Chrysis), Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалик. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалик до сих пор является «тайной за семью печатями».

Некоторые произведения художника, выполненные в 1896-1987- годах, по заказу французского правительства, служили официальными подарками. Так, во время визита императора Николая II во Францию в 1896 году коронованным особам были преподнесены подарки от Лалика. У знаменитого француза заказывали изделия и для визита президента Франции Феликса Фора в 1987 году в Россию, олицетворяя дружественные отношения двух держав. Украшения от Лалика заказывала царица Александра Фёдоровна.

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Коти и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: «Lalique De Lalique», «Lalique Pour Homme» или «Amethyst».

В последние годы жизни Рене Лалик много занимался «крупными формами» - оформлением отелей, церквей, ресторанов. Пароход «Normandie» оформлен фирмой Лалика. Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930-40 годы. Сын Лалика Марк возглавил фирму «Lalique» после смерти отца, а теперь ею управляет внучка, Мари-Клод.

Жизнеутверждающее искусство Рене Лалика по достоинству экспонируется в Московском Кремле. Невозможно избавиться от ассоциаций и символов: дата смерти художника – 5 мая 1945 года, и хотя он творил в двух столетиях, мы можем считать его своим современником. Он не дожил четырёх дней до парада Победы на Красной площади, но «принёс» своё искусство в Кремль уже в 21 веке. И всё это благодаря перекрёстному Году «Россия – Франция – 2010». 

 

Фоторепортаж

Версия для печати