ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Саммит ЕС – тяжелый год в условиях конфронтации

11:55 19.12.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

15 декабря в Брюсселе прошла последняя в нынешнем году встреча высшего руководства Евросоюза.

В официальной повестке были обозначены такие вопросы, как украинский конфликт, энергетическая безопасность, политика усиления стратегической автономии Евросоюза на перспективу, включая проблемы безопасности и военного сотрудничества стран-членов, ряд вопросов, касающихся Западных Балкан. Затрагивалась и тема трансатлантических отношений.

Большую часть времени обсуждение в той или иной мере было связано с кризисом на Украине. Ничего нового сказано не было. Лейтмотивом дискуссий стали заверения о продолжении помощи Киеву «столько, сколько потребуется». В ходе заседания обсуждались вопросы «дальнейшей военной, финансовой и гуманитарной поддержки» украинских властей. В преддверии саммита, приоритет проблематики этого кризиса у восточных границах ЕС подтвердил президент Евросовета Шарль Мишель. В свою очередь, польский премьер Матеуш Моравецкий указал, что ряд стран-членов стараются избегать оказания помощи Украине, «маскируя» свое нежелание за другими вопросами.

Как и ожидалось, участники саммита подтвердили решение, согласованное 12 декабря Советом министров иностранных дел ЕС о дополнительных ассигнованиях в бюджет «Европейского фонда мира» (European Peace Facility, EPF), который является ключевым источником средств в рамках европейской программы поставок вооружения и техники Украине. Заявлено, что в следующем году предельные размеры Фонда увеличатся на 2 млрд. евро. Предполагается, что «при необходимости», объемы средств, направляемых на эти цели, возрастут еще больше. «До 2027 года» суммы могут возрасти еще больше - до 5,5 млрд. евро. Эти решения «лишний раз подтвердили конфронтационный характер политики Евросоюза", - заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Одной из наиболее проблемных тем саммита, хотя и неофициально, стал «девятый пакет» санкций против России. Его судьба оставалась неопределенной даже после того, как официальная часть встречи руководства Евросоюза завершилась. Проект «девятого пакета», о котором сообщали западные СМИ, содержал в себе санкции против двух сотен граждан и юридических лиц, трех банковских организаций и четырех телеканалов, «ограничения на экспорт в Россию товаров двойного назначения». Было известно, что в него войдет и с огромным трудом согласованный «потолок» цены на нефть российского производства. Ожесточенные дебаты о величине «потолка» продолжались среди стран Запада более полугода. И едва не привели Евросоюз к расколу.

Накануне саммита стало известно, что разногласия сохраняются, поэтому лидерам стран-членов пришлось преодолевать остававшиеся противоречия лично. По сообщениям СМИ, едва удалось снять возражения Будапешта, как Польша и страны Балтии столкнулись с руководством Нидерландов и Бельгии по теме политики ограничений на поставки через европейские порты российских удобрений. В конечном итоге, Евросоюз все-таки решил ослабить санкции против ряда бизнесменов из РФ, владеющих предприятиями по производству удобрений. Потенциальные убытки от антироссийских санкций – серьезная головная боль для западного бизнеса, и попытки минимизировать ущерб приобретают всё более систематический характер.

«Пакет» в целом был утвержден лишь на следующий день, в пятницу. По сведениям российских СМИ, под санкциями оказались «168 российских компаний и предприятий военно-промышленного сектора», на территории ЕС приостанавливается вещание четырех российских телеканалов, включая «Россия 1» и «Первый канал». В санкционный пакет включены «все виды вооруженных сил РФ», все, партии, представленные в Госдуме, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, судьи Конституционного суда России, ряд министров, Роскомнадзор, три российских банка, семь губернаторов. Усилены санкции, запрещающие поставки российским компаниям «товаров и технологий, связанных с авиацией, в том числе беспилотников, а также авиадвигателей и деталей для них». Европейским инвесторам запрещается вкладывать средства «в российский энергетический сектор и российский горнодобывающий сектор».[i]

При этом немалая часть проблем, обсуждавшихся в ходе встречи, так и не была решена. Лидеры ЕС так и не смогли прийти к общему мнению по предложению ввести предельную величину цены на российский природный газ, а также при обсуждении политики «совместных закупок топлива». Встреча министров энергетики ЕС, проходившая 12 числа, также окончилась безрезультатно. Как сообщило агентство Reuters, в одну группу вошли власти Бельгии, Греции, Италии и Польши, которые убеждены, что «потолок» станет эффективным инструментом защиты их экономик от скачков цен на энергоносители. С другой стороны, Австрия, Германия и Нидерланды полагают, что искусственные ограничения рыночной конъюнктуры приведут к дестабилизации европейского рынка и дефициту. Поскольку продавцы предпочтут перенаправить поставки в те регионы, где цена определяется по законам спроса и предложения. В результате, саммит Евросоюза не смог выработать решение, приемлемое для всех участников. Еще одну попытку согласовать позиции стран-членов вновь предпримут 19 декабря национальные министры, отвечающие за вопросы энергообеспечения. Инициатива Евросоюза о введении потолка цен на газ приведет к деградации рынков, заявил 19 декабря посол по особым поручениям МИД РФ Юрий Сентюрин. По его словам, данная инициатива противоречит законам рынка и относится к числу контррыночных инструментов. «На мой взгляд, всё это приводит к такому неприятному последствию, как деградация рынков, отказ, попрание международного права», — заявил Сентюрин в интервью РИА "Новости".

Тем временем, владеющая нидерландским виртуальным газовым хабом TTF компания Intercontinental Exchange заявила, что реализация планов установить предельные цены на газ может «поставить под вопрос» его «жизнеспособность».[ii] В конце сентября The Financial Times цитировала главу Международного энергетического агентства Фатиха Бироля. По словам которого, кризис в сфере энергетики потенциально может привести ЕС к ситуации, когда государствам-членам придется вести борьбу за энергоресурсы друг с другом. А торговля ими будет ограничена. Раздор в энергетической сфере угрожает «подорвать единство Европы и спровоцировать социальные волнения». Последствия для социально-политической стабильности будут «исключительно плохими».

Лидеры стран ЕС затронули и проблематику Западных Балкан. Было утверждено решение предоставить Боснии и Герцеговине статус страны-кандидата на вступление в Евросоюз. Главам государств и правительств ЕС пришлось также срочно заняться новым обострением ситуации вокруг Косово, независимость которого не признает ряд членов Сообщества. Днем ранее президент, премьер-министр и спикер парламента автономии «в экстренном порядке» подписали заявку на вступление в Евросоюз. Между тем, Вашингтонские соглашения от сентября 2020 года предусматривают, что Косово будет воздерживаться от попыток вступить в международные организации. Теперь, полагает сербский президент Вучич, Вашингтонские соглашения будут не просто нарушены. Их может ожидать «крах».

При обсуждении вопроса об отношениях между ЕС и США ряд лидеров стран-членов выразили открытую обеспокоенность по поводу того, что Америка обеспечивает себе односторонние экономические преимущества даже в условиях эскалации санкционной политики. Вашингтон призывает европейцев наращивать усилия по «сдерживанию России», ужесточая санкции против Москвы и разрывая с ней экономические связи. Однако компании из ЕС страдают от подобной политики значительно больше, чем их американские конкуренты. Энергетические издержки в Старом Свете уже в несколько раз выше, чем в Америке, что ведёт к оттоку из Европы инвестиций и производств.

Другая проблема, которая также вносит серьезное напряжение в трансатлантические отношения - «неравномерность» вклада Америки и Европы в помощь Украине. По мнению экспертов из американского Совета по международным отношениям, Евросоюз явно «отстает» от Америки в объемах ресурсов, направляемых на нужды властей в Киеве. Подобный «разрыв», на фоне постепенно набирающей ход в США президентской кампании 2024 года, грозит вновь усилить подозрения политиков в Вашингтоне в желании европейцев решить свои проблемы «за счет Америки».

ЕС не может позволить себе новое обострение отношений с заокеанским союзником. Поддержка Украины в США – «широкая, но не слишком глубокая». На сегодняшний день, по данным кильского Института мировой экономики, общий объем американской помощи составил 53 млрд. долларов, в то время как ЕС предоставил, на всех уровнях, 30 миллиардов.[iii] Если в американских элитах усилится разочарование уровнем сотрудничества по украинскому кризису, Вашингтон может легко сменить нынешний «энтузиазм» на растущую апатию. И тогда «вся тяжесть» помощи окажется на плечах европейцев.

Соединенные Штаты готовы взять на себя основные расходы на военную помощь. Но тогда Брюссель будет «должен» срочно и существенно нарастить экономическую. Отметим, что сделать это будет крайне непросто, поскольку инфляция в еврозоне не утихает, а экономики ряда стран-членов ЕС балансируют на грани рецессии. Усугубляется ситуация на европейском долговом рынке, где практически единственным покупателем госдолга Италии и Греции остается лишь Европейский центральный банк. Угрожающих размеров достигла и задолженность Испании.

Декабрьский саммит ЕС подвел итоги крайне тяжелому для ЕС году. Фундаментальные проблемы остаются неразрешенными. Не стихают дискуссии о направлениях политического и социально-экономического развития, о перспективах сохранения международной субъектности Евросоюза. Эскалация украинского кризиса, агрессивно поддерживаемая Западом, показала, что ЕС крайне ограничен в своих стратегических возможностях, поставила под вопрос его самостоятельность в международных делах. Ключевые для будущего Евросоюза вопросы безопасности остаются наиболее уязвимой областью его коллективной политики. В сложившейся ситуации выходят на передний план и тенденции к усилению неопределенности внутри ЕС.

Руководство ЕС и большинства стран-членов стремятся приглушить усиливающиеся противоречия по поводу ситуации вокруг Украины, включая вопрос антироссийских санкций. Одни европейские страны выражают нарастающее беспокойство пагубными экономическими последствиям попыток изоляции России. Другие стремятся не допустить выхода конфликта за его нынешние границы. Как и все предыдущие встречи лидеров ЕС, прошедшие в уходящем году, нынешний саммит показал, что согласование каждого очередного пакета санкций против России становится все более трудной задачей, чем предыдущего. Негативные последствия для экономики Евросоюза растут. Куда двигаться дальше, какую повестку выбрать, не навредив себе еще больше? Прошедший саммит ЕС вновь оставил больше вопросов, чем дал ответов.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати