Во французской газете Le Monde вышла статья, автор которой констатирует: «для европейской экономики Байден оказался хуже Трампа».[i] Рассмотрим ситуацию подробнее.
Американская торговая политика отличалась последовательным протекционизмом на протяжении всего XIX столетия. Ситуация начала заметно меняться только в 1930-е, с приходом Франклина Рузвельта. После Второй мировой войны доля США в мировой экономике превысила 50 процентов. Не удивительно, что в последующие десятилетия Вашингтон стал главным апологетом «свободы торговли». При всем том, США не стеснялись использовать свое геополитическое доминирование для давления на союзников всякий раз, когда возникала угроза американским производителям.
Возврат к парадигме протекционизма вновь обозначился после мирового финансового кризиса, разразившегося в 2008 году. Другим фактором стал стремительный экономический подъем Китая. Уже Обама пытался выработать политику торговых союзов, подспудно ограничивающих конкуренцию в наиболее важных для США секторах промышленности. Администрация Трампа и вовсе отбросила «стеснение»: тарифные удары посыпались как на оппонентов, так и на номинальных союзников. Кроме того, по данным, которые приводил журнал The Economist, президент-республиканец подписал не менее десятка указов, поощрявших госзакупки у американских поставщиков.
Пражение Трампа на выборах и приход Джозефа Байдена вызвал в Евросоюзе огромное облегчение. Велики были и позитивные ожидания. Не на шутку напуганные действиями и риторикой Трампа, европейцы приветствовали возвращение в Белый дом представителя традиционного истеблишмента. Байден заявлял о намерении сохранить ключевые внешнеполитические обязательства Америки. При всем том, тревожные для европейцев сигналы продолжали поступать из Вашингтона. К примеру, будущий госсекретарь Энтони Блинкен неоднократно предостерегал ЕС от заключения инвестиционной сделки с Китаем. Когда в конце 2020 года соглашение все же было подписано, представители Байдена выразили глубокое разочарование.
Вскоре после инаугурации, Байден издал исполнительный указ, которым ввел новые ограничения для американских государственных ведомств на закупки иностранных товаров и услуг. Ежегодный бюджет госзакупок правительства США - более чем 600 млрд. долларов. Своим указом Байден предписал тратить эти огромные средства в приоритетном порядке на товары и услуги «американского происхождения». Тем самым, позиционировавший себя антагонистом Трампа, новый президент, де-факто, продолжил линию предшественника. Оказалось, что охлаждение трансатлантических отношений, которое вызвала к жизни трамповская политика «Америка прежде всего», совершенно не пугает Вашингтон.
В Европе крепнет осознание того, что с уходом Трампа ее борьба за сохранение «особых отношений» с США не только не закончилась. Напротив, Евросоюзу предстоит и дальше убеждать Вашингтон в целесообразности сохранения долгосрочного интереса к продолжению каких-либо «особых» отношений. Как отмечал год назад известный европейский эксперт Иван Крастев, «американцы пытаются сказать Европе, что мир изменился». Идея о возвращении прежнего порядка – лишь иллюзия. Евросоюзу придется понять, что ряд вещей, которые европейцы рассматривают как свои сильные стороны, Америка презирает. Такова, в частности, идея формирования общего трансатлантического технологического пространства. Устами Байдена США прямо говорят, что ничего подобного «не будет!». «Они думают, что будет американская зона, китайская зона и технологическая стена. Станет невозможно работать в двух зонах, возникнут проблемы со стандартами…».[ii]
В ходе первой же поездки Байдена в Европу выяснилось, что «возвращение к норме» по-американски означает смену методов, но не политического вектора. Байден не повышает тарифы на импорт. Он даже согласился урегулировать американо-европейские споры по субсидиям для авиастроителей, а также по пошлинам на сталь и алюминий. «Его стратегия не столько коммерческая, сколько промышленная, сосредоточенная на защите внутреннего рынка». Еще в ходе предвыборной кампании Байден обещал изменить внешнеторговую политику так, чтобы она «приносила больше пользы американским работникам».[iii]
В целом, по мнению Le Monde, Байден вернулся к политике не просто протекционизма, но национализма – во всем её многообразии. Вместо трамповского лозунга «Сделаем Америку снова великой» Байден выдвинул комплексную стратегию «Вернуть американские производства домой». Администрация Байдена выделяет 280 млрд. долларов на субсидии микроэлектронной промышленности. И еще 370 миллиардов – другим отраслям в рамках т.н. Закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA). Наиболее тревожно для Европы, что «много лет отучавшая весь мир от протекционизма Америка поддерживает эти действия. В стране существует консенсус, что пришло время репатриировать стратегические цепочки создания добавочной стоимости». Между тем, ЕС утратил значительную часть промышленных мощностей, и теперь не знает, чем и как ответить на неожиданный поворот заокеанского партнера.
Формально, Закон о снижении инфляции, принятый в августе, нацелен на выделение субсидий на сотни миллиардов долларов для поощрения декарбонизации американской экономики. Евросоюз и сам долгое время призывал Соединенные Штаты ускорить реализацию мер, способствующих борьбе с негативными климатическими изменениям. Однако масштабы «зеленых» мер администрации Байдена, как и их конкретная реализация, вызвали шок у европейских чиновников и промышленников. Западные наблюдатели заговорили об угрозе новой торговой войны, даже несмотря на официальные заявления об «усилении сплоченности Запада» на фоне украинского кризиса.
К примеру, другое французское издание, Le Figaro, цитировало в ноябре Тьерри Бретона - еврокомиссара, отвечающего за развитие внутреннего рынка ЕС. Он раскритиковал «гигантские субсидии в размере 367 миллиардов долларов, которые не имеют ничего общего с тем, что мы разрешаем в Европе». По мнению еврочиновника, реальная цель инициатив Белого дома – предоставление конкурентных преимуществ американским компаниям. Официальный Париж оказался в первых рядах возмущенных протестующих. Французский министр экономики Брюно Ле Мэр отметил, что экономическая политика Байдена грозит усугубить «технологическое, промышленное и экономическое отставание» европейцев от США и Китая. Что «развязывает руки» двум ведущим экономикам мира.
Львиная доля субсидий, которые планирует выделить администрация Байдена, будет направляться фирмам, предприятия которых располагаются либо в США, либо в Канаде и Мексике. Поставщики «зеленых» изделий и товаров, произведенных на американской земле, вправе рассчитывать на налоговые льготы, размер которых может достигать десятков процентов розничной цены. Импортная продукция, в том числе, выпущенная в ЕС, таких льгот не получит. Представители руководства ЕС настаивают, что подобные «меры поддержки» откровенно нарушают принципы международной торговли, закрепленные в документах ВТО. Американцы даже готовы признать, что возмущение Евросоюза где-то даже оправданно. Однако, во-первых, заявляют в Вашингтоне, никаким другим образом подобный закон не смог бы пройти через погрязший в политических дрязгах Конгресс. А, во-вторых, ничто не мешает европейцам обратиться в органы ВТО с жалобой. Лукавство заключается в том, что Байден, вслед за Трампом, блокирует назначение новых членов арбитражных структур Всемирной торговой организации под предлогом необходимости «реформировать» всю архитектуру международной торговли.
Пример с IRA – лишь один из последних в череде растущих экономических разногласий США и ЕС. В течение нынешнего года усилилась борьба американских и европейских оружейных компаний за новые контракты для армий Старого Света. Чиновники в Брюсселе пытаются защитить оборонную промышленность стран ЕС, доля которой на внутреннем рынке к настоящему времени снизилась до 40 процентов. Чтобы добиться заметных результатов на этом поприще, необходимо ограничить присутствие на рынке Европы американских военных поставщиков. Которые получают значительные прямые и косвенные субсидии из Вашингтона. Однако ресурс финансовой помощи со стороны Евросоюза объективно ограничен. А многие члены ЕС состоят еще и в НАТО, и рассматривают закупки американских вооружений как инвестиции в дополнительные военно-политические гарантии со стороны США.
Америка обеспечивает себе односторонние экономические преимущества даже посредством санкционной политики. После выхода эскалации на Украине на новый уровень в конце февраля, европейские политические круги с воодушевлением поддерживают все инициативы Байдена в области антироссийских санкций. Вашингтон неустанно наращивает риторику о необходимости «сдержать Россию», добиваясь от ЕС ужесточения санкций против Москвы. Однако всё новые ограничения на поставки сырья и торговлю с Россией наносят ощутимый ущерб производителям Старого Света, среди которых множество основных конкурентов для американских компаний. Сегодня, к примеру, странам ЕС приходится закупать всё больше дорогой сжиженный природный газ в США – вместо значительно более дешевого российского. Как результат, на фоне подскочивших издержек, регулярно появляются сообщения о переносе европейских производств в США.
После победы Байдена, партнеры и сателлиты рассчитывали, что за риторикой нового президента о «возвращении Америки к своим союзническим обязательствам» последуют шаги, направленные, по меньшей мере, на смягчение тех многочисленных экономических репрессалий, которые администрация Трампа обрушила на страны Европы и Азии. Однако два года показали, что и президент-демократ сосредоточен исключительно на вопросах стимулирования американской экономики.
Едва отступила пандемия коронавируса, настала пора восстанавливать американскую экономику и бороться с ускользающей из-под контроля инфляцией. На фоне снижающегося личного рейтинга Байдена и потери нижней палаты Конгресса в ходе промежуточных выборов, Белый дом не может позволить себе шаги, идущие вразрез с интересами укрепления национальной конкурентоспособности. Повестка «борьбы с Китаем» подразумевает ре-индустриализацию Америки. А планы ускоренной декарбонизации национального хозяйства требуют смены технологической парадигмы многих секторов экономики.
Несмотря на поражение Трампа на последних президентских выборах, его меркантилистскую политику по-прежнему поддерживает без малого половина американских избирателей. Изоляционистские настроения набирают силу и в истеблишменте. Довольно популярно представление о скором превращении США в единственную в мире державу с «большим и растущим» внутренним рынком, а также финансовыми возможностями, позволяющими поддерживать глобальное военное присутствие. Будущее Европы в рамках этой модели видится как неуклонное ослабление - вследствие проблем в экономике, растущей долговой нагрузки, хронической безработицы при стареющем населении и усилении неравенства. Одним из последствий прогнозируется всплеск национализма и протекционизма. Так что Америка, согласно данной точке зрения, лишь действует на опережение.
Байден успешно добивается односторонних преимуществ для своей страны, играя на внутренних страхах и застарелых комплексах европейцев. В лице нынешнего президента американский истеблишмент дает всем понять, что попытки разговаривать «на равных» воспринимаются как посягательство на интересы США. Ставки для Евросоюза растут: раз за разом уступая давлению Вашингтона, европейцы рискуют необратимо утратить положение одного из ведущих экономических полюсов мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs