ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

ГлавУпДК при МИД России: тайны московских особняков

13:42 14.12.2022 •

Год постройки: 1886 г., 1905-1907 гг.
Архитекторы: М.Пиотрович, В.Косов; инженер Н.К.Жуков; художник С.В.Малютин

Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (ГлавУпДК при МИД России) и журнал «Международная жизнь» представляют новый проект - «Тайны московских особняков».

Читатели журнала узнают о неизвестных широкой публике исторических фактах, связанных со знаковыми зданиями Москвы, судьбах их обитателей и создателей, а также познакомятся с наиболее масштабными реставрационными работами, подарившими ценнейшим особнякам новую жизнь. Эти материалы позволят по-новому взглянуть и на российскую историю, и на архитектурное наследие.

Восьмая, заключительная глава этой серии рассказывает о здании по адресу: г. Москва, Курсовой переулок, д. 1 - Дом Зинаиды Алексеевны Перцовой.

Петр Николаевич Перцов, инженер-путеец и страстный поклонник искусства, увековечил свое имя, построив дом, ставший жилищем и творческой мастерской для многих художников и театральных деятелей.

Дом как нельзя лучше подходил на роль колыбели новой волны русского искусства, поскольку и сам был создан по рисунку замечательного художника Сергея Малютина. Влюбленный в театр и в русский народный сказочный эпос, он создавал и здания, и мебель, и бытовые предметы, думая об удобстве и рациональности, но обязательно насыщая их образы ощущением сказки, символами, найденными в народном искусстве. Именно авторству Малютина принадлежит образ «русского чуда», покорившего мир, - матрешки.

Перцов неслучайно обратился с просьбой создать образ своего будущего дома именно к Малютину. За несколько лет до этого недалеко от участка, купленного Перцовым, появился другой дом в русско-сказочном стиле, сотворенный Виктором Васнецовым (Пречистенская набережная, д. 29). Владелец дома Иван Цветков, будучи другом и собратом Перцова по коллекционированию, подал ему идею сделать нечто похожее. Дом должен был привлекать своей необычностью и выражать национальное своеобразие русского искусства.

Малютин в полной мере реализовал свой творческий потенциал, накопленный за годы работы на благо княгини Тенишевой в селе Талашкино. Оттуда же художник пригласил своих товарищей из гончарной артели «Мурава».

За два года строительства мастера украсили фасады здания потрясающими майоликовыми панно с былинными сюжетами и сказочными деталями из керамики. Так, один из балконов здания несут на себе причудливые змеи. Необычна была и внутренняя отделка - резьба на всех деревянных деталях, волнистый рисунок полов, фантастическое оформление стен. Тяжелый душевный удар поразил Малютина, когда через некоторое время все внутреннее художественное решение помещений было подвергнуто упрощению, равному уничтожению: резьба была убрана почти полностью, стены гладко и однотонно заштукатурены.

Здание примечательно еще и тем, что архитектор Н.К.Жуков (при участии В.Шнауберта) возвел его на развалинах ранее стоявшего на этом месте здания, придав всем сторонам дома оригинальное, но стилистически целостное решение. Здесь, в «русском тереме», охотно селились художники: Роберт Фальк, Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля.

Под мастерские и комнаты художников были отданы верхние этажи. А на первом открылось знаменитое кабаре «Летучая мышь», основателями которого стали первый русский конферансье Никита Балиев и нефтяной магнат Н.Тарасов. Театральная легенда гласит, что во время поисков подходящего помещения для кабаре навстречу соучредителям, спускавшимся в подвал этого дома, вылетела летучая мышь, в честь которой и назвали новое заведение. В открывшемся 29 февраля 1908 года кабаре ставились «капустники» - шуточные вечера артистов Московского художественного театра. Здесь глубокой ночью распахивался занавес с изображенной на нем летучей мышью - пародией на чайку с занавеса МХТ - и Станиславский становился магом, Немирович-Данченко - дирижером, Качалов - борцом, Книппер-Чехова - шансонеткой...

После революции здание использовалось как офицерское общежитие.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати