Дональд Трамп, занимавший пост президента США в 2017-2021 годах, официально объявил, что намерен участвовать в президентских выборах, которые пройдут в 2024. Об этом было заявлено в ходе выступления, организованного в его поместье Мар-а-Лаго во Флориде. Представители Трампа направили необходимые документы в Федеральный избирательный комитет.
Трамп объявил о своем выдвижении ровно через неделю после промежуточных выборов в Конгресс, на которых Республиканская партия хотя и завоевала большинство в Палате представителей, получила значительно меньше голосов, чем рассчитывала. Ей также не удалось вернуть контроль над верхней палатой Конгресса. Республиканские кандидаты проиграли несколько кампаний за посты губернаторов штатов. И есть немало политиков и журналистов, возлагающих основную вину за такой исход лично на Трампа.
Бывший президент, в свою очередь, настаивает, что успехи на прошедших выборах – преимущественно его заслуга, а неудачи – вина других. Тем не менее, появляется всё больше признаков того, что его лидерство в Республиканской партии, прежде неоспоримое, подвергается эрозии. Другая причина, возможно заставившая Трампа поспешить с объявлением об участии в президентской гонке, несколько уголовных расследований против него. Теперь и Республиканцы поспешили начать расследование по бизнес связям семьи Байденов с Украиной и связанным с этим нарушениями.
Юридические дела - наиболее очевидные на сегодняшний день вызовы, с которыми может столкнуться Трамп в попытке переизбраться. В штате Джорджия расследуют дело по поводу возможных попыток Трампа повлиять на официальных лиц с целью изменить результаты голосования на президентских выборах 2020 года. В Нью-Йорке компанию Трампа подозревают в серьезных налоговых нарушениях, что грозит остановкой ее операционной деятельности и, соответственно, сокращением финансовых возможностей для ведения президентской кампании. Два наиболее серьезных расследования идут на федеральном уровне. Комиссия Конгресса расследует роль Трампа в волнениях 6 января 2021 года в Вашингтоне. А ФБР ведет следствие по делу о нарушении правил обращения с секретными государственными документами.
Не столь явную, но, вероятно, более значимую угрозу президентским амбициям Трампа представляют изменения в политических настроениях. После относительной неудачи республиканцев на промежуточных выборах, не только Демпартия, но и оппоненты внутри собственной пытаются выставить Трампа политическим неудачником.
К примеру, проиграв в 2020 году, Трамп стал первым со времен Буша-старшего действующим главой Белого дома, которому не удалось переизбраться на второй срок. В бытность Трампа президентом, республиканцы разгромно проиграли промежуточные выборы 2018 года в Палату представителей. Даже в 2016-м, одержав победу в президентской гонке, Трамп проиграл своей оппонентке 3 миллиона голосов в общенациональном масштабе. А его перевес по числу голосов выборщиков был минимальным. В 2021 все кандидаты в губернаторы, за которых Трамп агитировал лично, также проиграли.
И вот теперь, в ноябре 2022, большинство кандидатов, «собственноручно отобранных Трампом», проиграли в избирательных гонках, «которые казались выигрышными для них с самого начала». В то же время, наиболее вероятный внутрипартийный соперник Трампа, Рон Десантис, победил на выборах губернатора Флориды с перевесом почти в 20 процентов. Еще не были подведены окончательные результаты промежуточных выборов, а ведущие прореспубликанские СМИ, телеканал Fox News и ресурс National Review, провозгласили готовность республиканцев «двигаться дальше без Дональда Трампа» под началом «новой звезды» - Десантиса. Ряд финансовых спонсоров Республиканской партии, включая крупных, уже заявляют об отказе в предоставлении средств для кампании Трампа. Наконец, данные большинства недавних опросов фиксируют снижение популярности Трампа.
Не секрет, истеблишмент республиканцев всегда тяготился лидирующей ролью «скандального бизнесмена». И после скромного успеха республиканцев на промежуточных выборах, оппоненты Трампа внутри партии уже рассматривают ряд вариантов его политической «нейтрализации». Один из них – обеспечить победу на партийных праймериз для альтернативного кандидата. И это не только «блестящий победитель Флориды» Десантис.
Некоторые делают ставку на Гленна Янгкина (Glenn Youngkin), 55-летнего бывшего главу инвестиционной фирмы. В 2021 году он победил с отрывом в 10 процентов на выборах губернатора штата Вирджиния, в котором Байден выиграл в 2020-м. Избегая обращаться к Трампу за поддержкой, Янгкину удалось привлечь на свою сторону как ярых сторонников, так и неистовых противников Трампа, многих независимых избирателей, и даже часть демократов.
Обдумывают свое участие в праймериз и ряд видных республиканцев, включая бывшего вице-президента Пенса. Пенс недавно заявил в телевизионных интервью, что в ходе отбора единого кандидата в президенты у его партии будет возможность «выбрать более подходящего кандидата», нежели Трамп.
Еще один вариант – внести раскол в ряды действующих и потенциальных сторонников Республиканской партии. Например, бывшая член конгресса от республиканцев и дочь вице-президента в администрации Буша-младшего Лиз Чейни – ярая противница Трампа, могла бы, по мнению The Economist, оттянуть на себя голоса умеренных консервативных избирателей в ряде колеблющихся штатов. Тем самым, не позволив Трампу вернуться в Белый дом, даже если он сумеет получить партийную номинацию.
Наконец, проблемой для бывшего главы Белого дома может оказаться и возраст. Если он снова победит, то к моменту инаугурации ему будет столько же лет, как и Байдену в январе 2021-го – семьдесят восемь. «Трамп станет вторым самым старым президентом в истории США».
Вместе с тем, аргументы в пользу возможного успеха Трампа также весомы. Расследование ФБР, закончившееся нашумевшим обыском и изъятием документов из личной резиденции Трампа в Мар-а-Лаго, уже вовсю буксует в процедурной юридической рутине. Расследование штурма Капитолия комиссией Конгресса, весьма вероятно, будет остановлено после того, как в январе 2023 года большинство мест в Палате представителей перейдет к республиканцам. Дело в Джорджии по обвинению «в подстрекательстве к махинациям на выборах» и два гражданских иска – даже в случае, если Трамп их проиграет, не создадут юридических препятствий для его участия в выборах.
Если какое-либо федеральное расследование дойдет до суда, то представителям Министерства юстиции придется особенно трудно. Защите Трампа будет достаточно найти хотя бы одного присяжного, который выступит против обвинительного вердикта. Неудача властей позволит Трампу представить себя «неуязвимым» «борцом за правду», который «подвергается необоснованным преследованиям». Для подавляющего большинства сторонников Трампа расследования против него – «лучшее доказательство» наличия «заговора в элитах», стремящихся избавиться от идеалиста, «отстаивающего интересы простых избирателей».
В политическом отношении, Трамп традиционно опирается, прежде всего, на поддержку массового избирателя. В 2020 году за Трампа проголосовали 74 миллиона. За прошедшие четыре года большинство этих людей лишь укрепились в уверенности, что «леваки» в стане демократов ведут Америку в неправильном направлении. Политика администрации Байдена в таких животрепещущих вопросах как нелегальная иммиграция и международная торговля вызывает недоумение или раздражение даже у многих демократов. Республиканцы видят в своих оппонентах проводников «интересов транснациональных элит». А руководство собственной партии всё яростнее обвиняют в потакании интересам большого бизнеса. Таким образом, республиканские «верхи» могут сколько угодно мечтать о низвержении Трампа, но прямые выпады против него скорее приведут их к окончательной изоляции.
Данные опросов общественного мнения, опубликованных после оглашения результатов промежуточных выборов, противоречивы и политизированы, поэтому пока судить о реальной динамике поддержки потенциальных республиканских кандидатов в президенты сложно. В ходе кампании, предшествовавшей промежуточным выборам, восемь из десяти республиканских членов Палаты представителей, которые поддержали импичмент Трампа за его роль в событиях 6 января 2021 года, не попали в новый состав Конгресса. Многие кандидаты, которых поддерживал Трамп, получили поддержку в ходе праймериз Республиканской партии. То есть прямо сейчас симпатии большинства рядовых избирателей-республиканцев, скорее, на стороне Трампа.
Наконец, совершенно не ясно, насколько потенциальные внутрипартийные соперники Трампа готовы бросить ему вызов в публичной борьбе. Ключевым элементом республиканских праймериз станут дебаты. При всех личных недостатках и «специфике» политической риторики, Трамп остается чрезвычайно успешной звездой шоу-бизнеса. В то время как Десантис, по мнению реалистов, пока что демонстрирует, скорее, «харизму менеджера среднего звена». Губернатор Флориды – оратор средних способностей, мало известный на федеральном уровне. Если Трампу уже на первых этапах кампании удастся привлечь на свою сторону хоты бы тридцать процентов потенциальных избирателей-республиканцев, то остановить его на пути к номинации будет очень проблематично.
По мнению известного российского политтехнолога Евгения Минченко, «логика кампании Трампа останется неизменной – это борьба против демократического истеблишмента, который, по мнению Трампа, завел страну в тупик, привел к повышению инфляции, разгулу преступности и росту нелегальной эмиграции». The Economist считает, что Трамп слишком опасается отчуждения своих «ядерных» сторонников, чтобы попытаться сместить свою политическую повестку ближе к центру. До сих пор, Трамп делал ставку на слабости американского народа. Он рискует проиграть, если встретит соперника, ставящего на сильные черты Америки. При этом, полагают эксперты «Института международных исследований» при МГИМО, «конфликт Трампа и Десантиса на праймериз возможен, хотя технологически есть все шансы перевести его в управляемую технологию раскрутки будущего кандидата в вице-президенты».
В целом, можно предполагать, что в следующие два года в стане республиканцев развернется ожесточенная борьба между теми, кто готов, несмотря ни на что, поддержать экс-президента как единого кандидата от партии, и теми, кто убежден, что как бы ни был популярен Трамп среди однопартийцев, он не способен снова завоевать Белый дом. Объективно, Дональд Трамп принадлежит к уходящему со сцены поколению политиков. А запрос Америки на новых лидеров, молодых, современных и прагматичных, усиливается.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs