Даниил Крамер – уникальная фигура российского джаза. Он сочетает в своем творчестве дар виртуозного пианиста, т.к. получил классическое музыкальное образование, яркого композитора, джазового импровизатора, талантливого педагога, телеведущего. Является основоположником «Третьего направления», сплава классики и джаза. На концертах народного артиста России всегда аншлаги и высокая энергетика; также он широко известен во всем мире.
Корреспондент: 100летие российского джаза совпало в нашей стране с введением антироссийских санкций. Как это повлияло на наших музыкантов ?
- Да , этот год у всех наших джазовых музыкантов насыщен выступлениям по всем регионам России, это очень интенсивные гастроли и фестивали, а международные конкурсы, к сожалению, больше не принимают заявки от наших музыкантов. На мой взгляд, это большая проблема: искусство не должно «вариться в собственном соку» и возможно, это станет бОльшей проблемой для Запада ,чем для нас. Потому что российская культура настолько велика и значима, что просто изъять ее из мировой невозможно! Культура не может ограждаться, этого не происходило ни во времена «холодной войны», ни железного занавеса. Мне кажется, сейчас ситуация намного хуже - т.к. отгораживание с той стороны идет в приказном порядке и тех, кто не подчиняется, подвергают остракизму, шельмуют и выгоняют с работы. Все мы помним, как в фашистской Германии занимались сожжением книг неугодных авторов, чем это отличается? Ничем.
Что будет с конкурсом Чайковского?
- Пока будем проводить своими силами; к нам будут приезжать музыканты из Японии, Китая, других восточных стран - значит там и будем развивать конкурентную среду.
Вы преподаете в Институте Современного искусства, как относитесь к системе Болонского образования и реформе музыкального образования в России?
Я, как и большинство российских музыкантов, резко против! Болонская система «съела» 2 года из нашего высшего образования. Сейчас у меня на кафедре студенты учатся всего 4 года и мы их выпускаем, получается неоконченное высшее, мы выпускаем специалистов-дилетантов.
Вообще не понимаю, зачем нам это надо было вводить и портить лучшую систему образования , которая у нас была! Болонская система была создана для того, чтобы наши дипломы признавали на Западе, а их все равно там не признают.
Кеннеди после полета Ю.Гагарина в космос, сказал что «Русские нас обставили еще за школьной партой». А наша система музыкального образования , преемственность школа-училище-консерватория, была и остается одной из лучших классических систем образования в мире.
Губительная идея, зародившаяся в умах некоторых чиновников несколько лет назад, на мой взгляд, разрушает это триединство. Музыкальные школы передали из ведения Министерства Культуры в Министерство просвещения, и начали вводить в некоторых регионах сертификаты, когда учащиеся и их родители сами выбирают , какие занятия посещать, но они покрывают лишь 15% стоимости обучения, а остальное на платной основе: это приравнивает музыкальные школы к статусу кружков и досуговых занятий и отсеивает талантливых ребят из малоимущих семей. Вот в Японии, например, 100% музыкальное образование для всех детей поголовно, это считается признаком развитого человека, и обязательно приносит свои дивиденды стране, даже в виде отсутствия или маленького процента преступности. Как показывает статистика, процент среди тех, кто закончил музыкальную школу и оказался в тюрьме там минимален.
Ведь еще важно, кто будет или захочет вообще ходить в концертные залы?
Да, конечно! Ведь необязательно, что все, кто обучаются музыке, станут профессиональными музыкантами. НО вкус-то надо воспитывать с детства, хороший интеллект, душу развивать!. Я называю это «прививка культурой» и она нужна нам всем.
Где сейчас в России и как обучают джазу?
У нас есть несколько хороших джазовых школ - в Москве, в Петербурге, Новосибирске, Ростове и еще в нескольких городах, но у нас до сих пор не создан ареал существования джазовых музыкантов! Аудитория то есть, джаз вызывает интерес, приходят люди всех возрастов, и молодежь и даже дети.
Как же пробиваются молодые джазовые музыканты?
Это огромная проблема: молодым джазовым исполнителям пробиваться тяжело! Виной всему перевод концертных залов и площадок на самоокупаемость - это не дает им возможности пригласить молодого и талантливого музыканта или группу, это же всегда риск, не купят билеты - не окупится зал. Где же выход? Те, кто обладает именами, берут с собой 2х-3х музыкантов и помогают им стать на ноги, раскрутиться, но им нужна продуманная поддержка… Вот и получается, что молодые музыканты зачастую уезжают в Европу, Америку, им же надо на что-то жить, а там рынок больше, там они востребованы. Получается парадокс: наше государство затрачивает миллионы рублей на их образование, но здесь они не нужны, а мы снабжаем своими талантами и генами весь мир.
А как же фестивали джаза, которые сейчас проводятся, они помогают?
Безусловно. Но проводится их чрезвычайно мало, несмотря на 100-летие российского джаза. В Советском Союзе, примеру, в 1984 году проводилось 64 джазовых фестиваля в год в разных городах! И все они проходили с согласия местных властей и на государственные деньги.
Как же сейчас развивать систему конкурсов и фестивалей?
На мой взгляд, все начинается с Учителя. А у нас учитель сейчас не защищен, ни финанасово, ни законодательно. Реформа может привести к тому, что возраст музыкальных педагогов, который уже сейчас стремительно увеличивается, основной массе уже под 60 лет, а существующая конкурсная система не приведет им на смену молодых, они в школу не идут - ставка педагога слишком низкая.
А каким Вы видите джаз будущего?
Джаз будущего.. на мой взгляд, сейчас он более технологичен, чем мелодичен…А реквиема нет!. Постижение трагедии является показателем взрослости музыки.
Беседу провела и подготовила Оксана Джум.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs