В преддверии праздника - Дня Народного Единства - в самом сердце Москвы, напротив собора Василия Блаженного, состоялась торжественная церемония. Ждали её не только москвичи, ждала Россия, жители стран СНГ. Ждали, потому что и благодаря им, сотням российских граждан и граждан стран Содружества, данная церемония стала возможной.
На Красной площади после реставрации был открыт Монумент Минину и Пожарскому.
Изначально установленный в начале ХIХ века памятник, посвящённый национальным героям России, окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России, создавался на народные пожертвования и, говоря современным языком, под общественным контролем. Народ, особенно после победы над Наполеоном в 1812 году, видел в будущей скульптуре символ мощи и стойкости русского духа. Поэтому в то время проект стал, без преувеличения, проектом национального масштаба. Несмотря на факт, что Кузьма Минин родом был из Нижнего Новгорода, да и ополчение также собиралось в Нижнем, памятник решили установить в первопрестольной. Ведь эта победа имела огромное значение для всей России.
4 марта (20 февраля) 1818 года в торжественной обстановке при большом стечении народа император Александр I и члены императорской семьи открыли памятник. А ровно через 200 лет – летом 2018 года Государственный исторический музей объявил о начале всероссийской акции по сбору средств на реставрацию памятника Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Жертвователями средств стали жители России и стран СНГ, представители социально ответственного бизнеса, большую часть финансирования взяло на себя Министерство Культуры РФ. И в начале 2020 г. средства на сумму 58 232 070 руб., были собраны. Реставрация началась!
Мне посчастливилось прикоснуться к этому сложнейшему величественному и в чём-то сакральному процессу. Фигуры Минина и Пожарского монументальны, они воодружены на высокий постамент, изготовленный из трех огромных монолитных кусков гранита выдающимся каменотёсом того времени Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым.
Мы всегда смотрим на скульптуры Минина и Пожарского либо издалека, либо сбоку и снизу. Здесь же, во время реставрации, я поднималась вверх по установленным вокруг фигур лесам. Первое, что увидела – это изъеденные «язвами ступни ног». И такие «язвы»-ржавчины были везде… Не передать боли, возникшей в душе. Потому что тела настолько естественны и одухотворены, что они стоят практически, как живые...
Надо сказать, что памятник Минину и Пожарскому по многим параметрам уникален. С исторической точки зрения монумент стал первой в Москве и второй в России (после «Медного всадника» в Санкт-Петербурге) скульптурной композицией. Больше того, это первый памятник в России, посвящённый не государю. Уникален и способ его отливки из бронзы. Автор монумента – выдающийся русский скульптор адъюнкт‐ректор Академии художеств статский советник Иван Петрович Мартос, из рода казаков, его отец был сотенным атаманом, наблюдая за рождением своего шедевра, писал: "Медь плавилась 10‐ть часов, течение продолжалось 9 минут благополучно, но после сего она пробила внизу форму и выбежало 60 пудов… взятыми мерами она была остановлена и течение её в форму продолжилось потом до конца… Через пять дней, когда металл остыл, после разбития формы оказалось, что монумент отлит совершенно». Представляете? Совершенно! То есть отливка такой колоссальной скульптурной группы, а высота её ни много ни мало, а четыре с половиной метра, по выплавляемой восковой модели была произведена за один приём! В то время такая технология являлась неповторимой не только в России, но и в мире… Пусть прозвучит сегодня через века ещё одно имя - Екимов. Василий Петрович Екимов - лучший литейных дел мастер Императорской Академии художеств. Именно он отлил колоссальные фигуры, круглый щит, плиту и два барельефа на пьедестал...
А сейчас неожиданность для тех, кто никогда глубоко не вдавался в историю Смутного времени, цитата из неоконченного «Романа в письмах» А.С. Пушкина, вошедшая в замечательный нежный фильм «Барышня-крестьянка», диалог молодого Берестова с отцом:
«— Да и какой гордости воспоминаний ждать от народа, у которого на памятнике написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому»… Успеваешь, Алексей?
— Да.
— Какой князь Пожарский? И что такое гражданин Минин? Был окольничий князь Дмитрий Михайлович Пожарский и мещанин Козьма Минич Сухорукий, выборный человек от всего государства. Отечество забыло даже настоящие имена своих избавителей. Жалок народ, для коего прошедшее не существует...»
О чём это Пушкин и о ком? Мы с детства знаем памятник предводителям второго народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. На скульптурной композиции, бесспорно, центральная фигура - Кузьма Минин, стоящий с поднятой рукой. Князь Пожарский, из-за раны в колене, сидит. Так вот, что пишет Пушкин: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукий, или думный дворянин Косма Минич Сухорукий, или наконец, Кузьма Минин, выбранный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Фёдоровича Романова. Всё это не худо было бы знать, так же как имя и отчество князя Пожарского».
Восстановим же справедливость и укажем ещё раз имена героев полностью - князь Дмитрий Михайлович Пожарский и выбранный человек от всего Московского государства думный дворянин Косма Минич Сухорукий или Кузьма Минин. Вот так и запомним…
Сейчас буквы с именами героев отечества, сияют золотом. Реставрацию знакового для страны монумента провело Межобластное научно-реставрационное художественное управление. Высококлассные специалисты МНРХУ реставрировали настенные росписи в памятниках архитектуры XII-XVII веков в Новгороде, Пскове, Казани, Кириллове, Свияжске, других древних городах России; возрождали настенные росписи в Успенском, Благовещенском и Архангельском соборах Московского Кремля, соборе Василия Блаженного на Красной площади. Смотря на их работу, я была восхищена высочайшим профессионализмом и мастерством всех участников реставрации, их проникновением в атмосферу эпохи и сам дух памятника.
Реставрировать требовалось все элементы: плиту основания, гранитный постамент, бронзовые барельефы, не говоря уж о самих фигурах, которые были в плачевном состоянии. Памятник был весь и снаружи, и внутри в коррозиях. Бронза местами была настолько ветхой, что работы по восстановлению фигур можно иногда сравнивать с ювелирным трудом. Кроме того, у памятника имелись потерянные фрагменты. Так, заново отлили наушину шлема князя Дмитрия Пожарского, утраченную в начале 2000-х годов.
Надёжно зафиксировали фундамент и гранитный постамент. Его бронзовые барельефы отреставрировали, а сам постамент не только перебрали, но даже законсервировали гранит. Музейные работники рассказали случай, когда в 2001 году один барельеф с изображением изгнания поляков, упал и смертельно ранил чрезвычайно любопытного туриста, возможно и спровоцировавшего это падение… Поэтому крепления барельефов, изготовленные вместо утраченных исторических, сделаны предельно надежно... Моя искренняя глубокая благодарность реставраторам и всем мастерам, вернувшим нам национальную гордость – потрясающий памятник величию духа и соединению на правое дело.
С тех незабываемых событий прошло более 400-сот лет. И сегодня, в этот светлый праздник Единства подумалось мне, что пришла пора в нашем стремительно меняющемся мире отпускать вражду, старые обиды, а вынеся уроки и взяв из прошлого только лучшее, перевернуть страницу истории. И торить Новый исток дружбы, радости, взаимоуважения и единства не только внутри страны, но и внутри славянского мира.
Нет у меня польских кровей, но есть друзья. Есть глубочайшее уважение к лучшим чертам этого гордого и доверчивого народа. Есть восхищение красотой их земли, величием духа. Уверена, что поляки, так же как и другие славянские народы, чудовищно оболганы в истории… Горжусь, что награждена высоким орденом Польской Республики «Заслуженный для Культуры Польши», дорожу тем, что нас объединяет… О нашем древнем праединстве, общих корнях и деяниях однажды пришли ко мне строки:
I. Рим кричал в панике: «Варвары! Варвары!»
Те же кричали: «Урааааааа!!!!»
Не восхищали их золото, мраморы,
Блеск развращённый, парча.
Не за добычею варвары прибыли.
Римляне дух свой прожгли,
Пропили всё, Императора кинули -
Выставили на торги…
II. В Ар обратили разнузданный адище
Варвары. В Ар и ушли, не спеша,
Гордо, неся, что поныне им значаще:
ПольША. ВарШАва. ДуША.
Вместе союзно с царём Баламиром
Иль под Атиллы клинком
Соединенные Духом и миром,
Жизнью самой, языком,
III. Шли племена чистородные светлые,
Дружбою подвиг верша.
Вспомните Дух свой, родные бессмертные!
Вместе мы мгле скажем: «Ша!!!!!!»
Вместе вставать нам. И нам ХОРоХОРиться -
Землю и Небо держать.
Пой же, Душа! Время всем успокоиться.
Мы Пробудились Дерзать!
Да, вновь на Красной площади гордо стоит красавец Монумент символизирующий силу, могущество духа и безграничную любовь к Родине её защитников во все времена, а главное мощь и непобедимость народа, когда он един. Поздравляю всех с прекрасным праздником - Днём Народного Единства! Закончить хочу словами Президента РФ В.В.Путина, сказанными ровно года назад в Севастополе в мемориальном комплексе, посвящённом окончанию Гражданской войны: «Этот праздник посвящён тем главным, основным ценностям, которые близки и понятны каждому из нас. Это искренняя любовь к Родине, уважение к своим предкам, стремление быть достойными их ратных подвигов и выдающихся свершений, стремление быть преданными гражданами своей страны, трудиться ради её развития, ради блага наших людей… Благодаря сплочённости наш народ достигал потрясающих высот в экономике, науке, технологиях и культуре…»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs