ГЛАВНАЯ > Новости

Глава МИД Польши Рау заявил, что репарации помогут «лучше развивать отношения с Германией»

16:58 04.10.2022 •

Фото: ТАСС

Получив военные репарации, Польша сможет лучше развивать отношения с Германией, заявил министр иностранных дел Польши Збигнев Рау после встречи с министром иностранных дел германии Анналеной Бербок во вторник в Варшаве.

В минувший понедельник министр иностранных дел Польши Збигнев Рау подписал ноту в адрес Германии с требованием репараций за ущерб, нанесенный в связи со Второй мировой войной.

«Польша и Германия имеют шанс вместе создать пример преодоления травм, возникших в результате имперской политики, территориальных и материальных грабежей и попыток колонизации и истребления целых народов. Польское общество все еще чувствует травму в результате немецкого вооруженного нападения в 1939 году, немецкой оккупации, а также ее негативные последствия для общественного капитала, экономического потенциала и национального наследия», - сказал Рау. (Цитата по РИА Новости)

По его словам, это мешает странам развивать свои отношения. «Это ограничивает и останавливает возможности для дальнейшего развития и углубления польско-немецких отношений», - сказал польский министр.

Он напомнил, что в понедельник подписал соответствующую ноту в адрес властей Германии. «Настало время справиться с этой проблемой, поэтому правительство, которое я представляю, вчера обратилось к правительству ФРГ с заявлением о разрешении этой проблемы, а также справедливого и полного материального и правового урегулирования вопроса ущерба и потерь, которые понесли поляки и польское государство в результате Второй мировой войны», - сказал Рау.

«Мы рассчитываем на хорошее сотрудничество в этой области с правительством ФРГ, которое должно подать положительный пример преодоления последствий нелегального использования насилия в международных отношениях», - заключил он.

При этом польский министр убежден, что позиция Германии по вопросу репараций «известна» Польше, но может измениться. «Я убежден, что позиция правительства ФРГ в результате диалога будет эволюционировать, хотя бы потому, что никто в Германии и Польше не может указать моральной системы или системы правопорядка, в которой преступник мог бы сам и исключительно определять масштаб своей вины и время своей ответственности», - сказал он.

 

Ранее «Международная жизнь» опубликовала статью, посвященную политике правительства Польши, направленной на отрицание исторической ответственности за события периода Второй мировой войны. «Болезненная и противоречивая реакция Варшавы на слова российского президента Владимира Путина о частичной ответственности Польши за разжигание Второй мировой войны объясняется не только следованием постулатам польской исторической политики, принятой постсоциалистической Польшей в качестве идеологического оружия.

За практическую реализацию исторической политики отвечает Польский институт национальной памяти (ПИНП), озвучивший вслед за польским МИД протест против обоснованных обвинений в адрес Польши. Что стоит за отрицанием исторических фактов Варшавой?
За последнее время ПИНП создана массивная и во многом надуманная идеология жертвенности Польши в годы Второй мировой. В настоящее время шаги Варшавы во внешней политике оформляются в соответствии с данной идеологией. Географическому и историческому положению Польши, находившейся между Германией и Российской империей/Советским Союзом/Российской Федерацией посвящены множество работ авторов «польской геополитики» и политических публицистов (Адольф Бохенский, Владислав Гизберт-Студницкий, Станислав Цат-Мацкевич и др.).
Тезис о своем особом опыте во взаимоотношениях с Берлином и Москвой Варшава старается неизменно конвертировать в одностороннее право представлять интересы коллективного Запада, таким образом, всегда оставаясь в дипломатической игре. Опираясь на выдуманный культ собственной жертвенности, Польша подчёркивает будто бы присущую ей политическую проницательность в отношениях с Германией и Россией. Зачем?
Отход от образа жертвы повлечёт крушение исторической политики и лишит Польшу морального права выступать посредником в диалоге Запад – Германия/Россия. Далее может последовать цепная реакция: невозможность исполнения роли посредника сузит потенциальную возможность Польши претендовать на региональное лидерство в Центрально-Восточной Европе и снизит её политическое и культурное присутствие в постсоветских республиках.
В этом случае ущерб для исторической репутации Польши будет огромен, потому что польская восточная политика не ограничивается постсоветскими территориями, входившими некогда в Речь Посполитую (Украина, Белоруссия, Литва). Пределы польской восточной политики были обозначены на одной из конференций Коллегиума Восточной Европы им. Новака-Езёранского: «Определённые историей интересы Польши простираются до Каспийского моря…». Вот так – ни больше, ни меньше.
Помимо этого в образе жертвы Второй мировой легче претендовать на свою долю влияния на постсоветском пространстве, чем в образе виновницы. Спор Польши о причинах и нюансах начала Второй мировой – это не о соответствии официальных заявлений историческим фактам, это своеобразная борьба за свой международный статус, укрепить который Польша сможет лишь сузив всемирный масштаб трагедии Второй мировой до уровня собственной национальной трагедии, в которой обвиняется Советский Союз в связи с пактом Молотова – Риббентропа. Но и это не все, политические задачи простираются дальше», - говорится в материале.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати