ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Италия повернула направо и привела Евросоюз в состояние перманентной неопределенности

11:36 29.09.2022 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор

В июле 2022 года премьер-министр Италии Марио Драги подал в отставку после ряда скандалов в коалиционном правительстве, в состав которого входили леволибералы, популисты и правоконсерваторы. Поэтому на 25 сентября были назначены досрочные парламентские выборы, в которых победу одержала правая партия «Братья Италии» (Fratelli d'Italia, FDI), набравшая 26,39 процента голосов избирателей по выборам в Сенат и 26,44 процента - в Палату депутатов. Это лучший результат среди всех политических партий, принимавших участие в выборах. Поэтому, скорее всего, новым премьер-министром страны впервые в истории может стать лидер партии 45-летняя Джорджа Мелони.  Кстати, она может стать и первой женщиной во главе правительства Республики, однако, чтобы стать премьер-министром, Мелони еще предстоит подняться на Квиринальский холм, правда однопартийцы уже поздравляют Джорджу с победой.

На вопрос может ли она возглавить коалиционное правительство? Мелони с присущей ей уверенностью, заявила, что «если нас призовут управлять этой нацией, мы сделаем это для всех итальянцев, и мы сделаем это с целью объединения народа. Италия выбрала нас. Мы никогда не предадим ее».[1]

Основанием для здорового оптимизма по мнению итальянских экспертов является то, что коалиция правоцентристских партий получила большинство в обеих палатах итальянского парламента, о чем свидетельствуют данные подсчета бюллетеней со всех участков. Так, на выборах в Палату депутатов альянс партий «Братья Италии», антииммигрантская «Лига Севера» (Lega Nord per l'Indipendenza della Padania), умеренно правая «Вперед, Италия» (Forza Italia) и «Мы, умеренные» (Noi Moderati) получил около 44 процентов голосов, а на выборах в Сенат – более 44 процентов. Левоцентристская коалиция уступила правым, получив чуть более 26 процентов в обеих палатах парламента. Третьей по популярности политической силой страны стала партия «Движение 5 звезд», за которую отдали свои голоса чуть более 15 процентов избирателей.

Таким образом, одержав победу на парламентских выборах, итальянские правые могут рассчитывать на 235 мест из 630 в Палате депутатов и 112 мест из 315 - в Сенате. У их основных соперников - левоцентристской коалиции - лишь 80 мест в Палате депутатов и 39 в Сенате, у популистского «Движение 5 звезд» - 51 место в Палате депутатов и 28 - в Сенате.

Конечно, 26 процентов, набранных Братьями Италии, не дает возможности Мелони собрать собственное правительство, поэтому оно будет коалиционным. Ее партнерами по коалиции будут «Лига Севера» Маттео Сальвини и «Вперед, Италия» экс-премьера Сильвио Берлускони, в составе правительства которого Мелони входила, будучи министром по делам молодежи. Ожидается, что президент Италии Серджо Маттарелла передаст Мелони мандат на формирование правительства, которое может быть сформировано к концу октября текущего года.

Напомню, политическая партия «Братья Италии», которую возглавляет Джорджа Мелони была основана в 21 декабря 2012 года бывшими членами партии «Народ свободы» (Popolo della Liberta, PDL, ныне «Вперед, Италия») Иньяцио Ла Русса, Джорджей Мелони и Гвидо Крозетто. Действующая сегодня партия реализует политическую программу, основанную на принципах суверенитета, свободы, демократии, справедливости, социальной солидарности, заслуг и финансового равенства. Партия выступает за мирное сосуществование народов, государств, этносов и религиозных конфессий.

На мой вопрос, как итальянские эксперты оценивают итоги выборов в парламент страны, большинство из них ответили, что итальянцы просто устали от неопределенности, поэтому они поддержали правых, надеясь, что Джорджа Мелони придаст Республике некий динамизм в развитии.

И все же справедливости ради нужно признать, что победа Джорджи Мелони и ее партии была воспринята в Италии, и, особенно в Европе весьма неоднозначно. Как только не называют Мелони европейские журналисты, и «итальянская Ле Пен», и «очередной Трамп в юбке». Однако она воспринимает это с должным ей чувством юмора. Вообще Джорджа человек довольно общительный и весьма позитивный. Ее взгляды в Европе общеизвестны. Она не сторонница текущей миграционной и энергетической политики ЕС, противница абортов, выступает за итальянскую самоидентичность, вплоть до выхода из Евросоюза по примеру «брекзита».

Эти предвыборные высказывания Мелони привели еврочиновников в полное замешательство и посеяли хаос в пока еще стройных рядах приверженцев евроинтеграции. Так, заместитель председателя Европейского парламента Катарина Барли высказала обеспокоенность, что, став премьером, Мелони будет брать пример с таких политиков как Трамп и Орбан, а Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен уже намекнула на возможность использовать в отношении Италии те же инструменты, как в случае с Польшей и Венгрией — «если дела пойдут в сложном направлении».

Похоже, что в Брюсселе совсем не рады грядущим переменам. Более того, поворот Италии вправо привел Евросоюз в состояние перманентной неопределенности, суть которой заключается, по мнению депутата Европарламента и сопредседателя Европейской партии зеленых Томаса Вайца, в покушении Мелони на общеевропейские ценности. По его словам, если Италия, третья по величине экономика Евросоюза, действительно окажется под управлением коалиции постфашистов и ультраправых партий, то под угрозой окажется само существование европейской семьи.

Анализ возможных сценариев развития событий после победы правых в самой Италии и в Европе показывает, что в рамках первого сценария: правые сконцентрируются, главным образом, на внутриполитических и экономических проблемах в самой Италии, коих накопилось предостаточно и на первом этапе новый премьер просто будет не в состоянии заниматься еще и европейскими проблемами. Первый сценарий итальянские эксперты называют наиболее реалистичным.

Второй сценарий – компромиссный. По мнению европейских экспертов, Джорджа Мелони может сделать ставку в основном на национальные интересы, т.к. сейчас Италия действительно находится в крайне сложном экономическом положении и нуждается в дотациях Брюсселя, а, следовательно, будет не готова идти с ним на конфронтацию.

Третий сценарий является жестким, прежде всего, по отношению к ЕС и предполагает, что премьер-министр Мелони во главе правой коалиции займет позицию на ослабление отношений с Евросоюзом и постепенного выхода страны из еврозоны. По словам экспертов, Еврозона с ее санкциями против России уже втянула Италию в общеевропейский кризис, поэтому подобный сценарий развития событий, когда правительство Италии может поставить под угрозу европейское единство рассматривают в Брюсселе, как наиболее нежелательный.

Правда, в ходе избирательной кампании сама Мелони стремилась послать обнадеживающие сигналы итальянскому электорату, однако перспектива ее назначения на пост премьер-министра, как отмечает британская Guardian, уже вызывает негативные эмоции в Лондоне, Париже и Берлине и, прежде всего, имея в виду итальяно-российские отношения и подразумевающие смягчение антироссийских санкций.

Победа правой коалиции в тоже время поднимает вопросы и о новых союзниках Италии, поскольку Европа, вступая в зиму будет зависеть, прежде всего, от высоких цен на энергоносители. И в этом отношении стремление Мелони и ее сподвижника Берлускони будет характеризовать новый этап отношений с Россией.

В этой связи, совершенно не случайно правящая социал-демократическая партия Германии (СДПГ) в лице ее председателя Ларса Клингбейла предупредила, что победа правых в Италии плохо отразится на европейском сотрудничестве. По мнению Клингбейла, Мелони присоединилась к «антидемократическим и пророссийским фигурам», таким как премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, припомнив, как депутаты Европарламента от ее партии проголосовали против резолюции, осуждающей Венгрию за «гибридный режим избирательной автократии в стране». Припомнили ей также и то, что она является союзником правящей польской националистической партии «Право и справедливость», а также ее поддержку антииммигрантских шведских демократов и крайне правой испанской партии Vox.

Тем не менее, как отмечают некоторые европейские аналитики, Мелони вряд ли будет «раскачивать лодку» внутри Евросоюза, по крайней мере, в начале своего премьерства, поскольку должна будет обеспечивать постоянный приток денежных средств в рамках итальянского плана восстановления после COVID-19 в размере 191,5 млрд евро и крупнейшего в Евросоюзе. Кстати, относительно реализации Плана представители итальянских правых в коалиция уже заявили, что не стремятся к его пересмотру, но будут вносить в него изменения, исходя из целесообразности.

Более того, потенциальное возвращение Сальвини в министерство внутренних дел Италии также ослабит надежды на прорыв в затянувшейся попытке ЕС реформировать свою миграционную систему путем распределения лиц, ищущих убежища, между государствами-членами. Сальвини, имеющий тесные связи с Марин Ле Пен уже заявил, что ждет, когда он сможет возобновить свою политику блокирования судов-спасателей с мигрантами, заходящих в итальянские порты.[2]

Кстати, как и ожидалось, из европейских политиков с победой Мелони поздравили немногие. Оперативно отреагировала на победу итальянских правых лидер французских правых Марин Ле Пен, написав, что «итальянский народ решил взять свою судьбу в свои руки, избрав патриотическое и суверенное правительство. Мои поздравления Джордже Мелони и Маттео Сальвини, которые одержали эту великую победу, противостояв угрозам антидемократического и высокомерного Европейского союза». Должен отметить, что Ле Пен не испугали угрозы Урсулы фон дер Лайен, ясно давшей понять, что «голосование за правых может привести к серьезным последствиям – наказанию». Венгерский премьер Виктор Орбан, ослушавшись Урсулы фон дер Лайен, также поздравил Джорджу, правда не лично, а написав в соцсетях: «Брава Джорджа! Заслуженная победа! Поздравляю!». Поздравил лидера итальянских правых и премьер Польши Матеуш Моравецкий, написав в соцсетях короткое - «Поздравляю».[3]

Что касается отношения европейских СМИ к победе правых в Италии, то они единодушны в оценках, называя их то ультраправыми, то радикалами, а то и постфашистами. Заголовок французского издания France-Press гласит «Постфашисткая партия Мелони лидирует», британские Financial Times и The Guardian – «Коалиция во главе с Мелони станет самым радикальным правительством со времен Муссолини», немецкая Bild более сдержана в оценках, заявляя, что «Впервые после Второй мировой войны у страны снова будет правое правительство», а вот британская ВВС дает тревожную оценку победе правых в Италии, утверждая, что Мелони представляет опасность не для демократии, а для всего Евросоюза.

Взгляд из США на сегодняшнюю Италию и еще более очерняющий. С точки зрения New York Times, CNN и The Washington Post правая Fratelli d'Italia, FDI вообще неофашисты и сподвижники Муссолини. Издание Politico называет Мелони - «убийцей Евросоюза».

Кстати, интересно, что среди европейских экспертов есть и такие, которые считают, что в победе правых в Италии «замешаны» Соединенные Штаты, которые банально хотят доконать Европу. Так, экс-командующий оперативной группы комбинированных сил Италии, генерал Марко Бертолини заявил, что американская администрация Джо Байдена хочет разъединить Европу путем победы правых. Однако, по данным американской газеты Politico, представители Белого дома открестились от участия в итальянских выборах и заявили, что они очень обеспокоены победой на выборах политиков правого направления в таких европейских странах, как Италия, Венгрия и Швейцария. Кроме того, издание отмечает, что итальянские выборы создали тревожную и дестабилизирующую ситуацию не только в Евросоюзе, но и в группе ведущих стран мира «G7».[4]

Опрошенные мною европейские аналитики на вопрос, что показали парламентские выборы в Италии, ответили, что приход к власти в стране правых - это новый удар по либеральному монолиту евроимперии. Однако в тоже время они уверяют, что правые националистические партии, как ни парадоксально, но сейчас дают шанс для сохранения демократии в Евросоюзе. Тотальное единомыслие и неолиберальная идеологизация, от культуры до внешней политики, по их мнению, объективно представляют собой гораздо большую угрозу для Европы, чем победа правоцентристов в отдельных европейских странах.

Что касается России, то победа правых, по мнению итальянского сенатора Вито Петрочелли, вряд ли изменит позицию по антироссийским санкциям. Как заявил сенатор, партнеры по коалиции в последние месяцы голосовали согласно плана Евросоюза по поддержке Украины и линии твердости НАТО. Он напомнил, что только 6 процентов парламентариев, в том числе и он, голосовали против отправки оружия на Украину, а 94 процента высказались за. Среди этих 94 процентов были все парламентарии из партий «Братья Италии», «Лига Севера» и «Вперед, Италия», поэтому скорее всего, считает Петрочелли, новое большинство в Сенате и Палате депутатов лишь подтвердит эту позицию. И тем не менее он не исключает, что перемены в Италии вполне возможны, и, в первую очередь, по отношению к России.

Так, по мнению ведущих итальянских аналитиков, победа правой коалиции – это победа Путина и такой результат будет иметь последствия далеко за пределами Италии, особенно с учетом пророссийских настроений некоторых членов коалиции. По их мнению, открытые сторонники России, вероятно, будут играть ключевую роль в следующем правительстве Мелони. Кстати, такой прогноз приводит и американское издание Foreign Policy, считая, что Путин оказывает серьезное влияние на Берлускони, а он в свою очередь, на всю правую коалицию.

Сама же Мелони, как отмечает Associated Press, сейчас пытается всех успокоить, смягчая свои резкие предвыборные заявления, явно пытаясь дезавуировать свою позицию по отношению к Евросоюзу и к России. Правда, отвечая на вопрос журналиста в штаб-квартире партии в Риме сразу после победы на выборах о ее отношении к России, успокоила европейских партнеров заявив, что политика нового кабинета министров в отношении России останется прежней.

Правда, хотел бы особо подчеркнуть, что заявила она об этом, еще не став премьер-министром, поэтому говорить о том, какая будет ее политика в отношении России - большой вопрос, да, собственно, и ответ может быть другим…

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 


[1] Второй "Поход на Рим". Что готовят Украине новые власти Италии 26.09.2022 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20220926/politika-1819559908.html

[2] "Италия движется вправо". Что может предпринять Джорджия Мелони в качестве премьер-министра Италии 26.09.2022 года. Электронный ресурс: https://rg.ru/2022/09/26/chto-mozhet-predpriniat-dzhordzhiia-meloni-v-kachestve-premer-ministra-italii.html

[3] Италия совершила крутой правый поворот. ЕС в ужасе 26.09.2022 года. Электронный ресурс: https://www.vesti.ru/article/2960213

[4] Politico: в Вашингтоне обеспокоены из-за победы правых сил в Италии 27.09.2022 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15879147

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати