ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ближний Восток устает от экстремизма?

10:48 15.08.2022 • Андрей Исаев, журналист-международник

Израильская операция «Рассвет» высветила некоторые изменения в политическом климате региона. Поводом для нее стал арест одного из лидеров «Палестинского исламского джихада» (ПИД, организация, запрещенная в РФ) Басема аль-Саади. Напомним: движение полагает своей целью создание независимого Палестинского исламского государства за счет уничтожения государства Израиль, это вторая после ХАМАС по числу активистов и влиянию группировка в секторе Газа.

Руководство Израиля не стало ждать ответных действий и впервые за долгое время сыграло на опережение, нанеся удары по военной инфраструктуре экстремистов. Конфликт, протекавший в ракетно-артиллерийской дуэли, продолжался 55 часов, причем все это время между сторонами шли переговоры о перемирии при посредничестве Египта.

Одним из условий прекращения огня ПИД (организация, запрещенная в РФ) выдвинул освобождение двух своих лидеров, находящихся в израильских тюрьмах. А поначалу лидер движения Зияд ан-Наххала, находясь с визитом в Иране, в воинственном заявлении вообще отверг возможность прекращения огня.

Однако, несмотря на отказ Иерусалима освободить террористов[i], перемирие не сразу, с нарушениями, но вступило в силу того, что, судя по всему, урон, нанесенный инфраструктуре ПИД, оказался критически чувствительным. Это, кстати, подтвердил и израильский премьер, объявивший о достижении целей операции. При этом Яир Лапид добавил, что ЦАХАЛ будет действовать «столько, сколько потребуется, чтобы ликвидировать угрозу», исходящую от «Исламского джихада» (организация, запрещенная в РФ).

Мировое сообщество в целом ограничилось осуждением насилия и призвало стороны конфликта к сдержанности – война санкций и события на Украине сегодня отодвигают все остальные проблемы на второй план.

Примечательно, что реакция и мусульманского мира на очередное обострение ближневосточного конфликта оказалась неожиданно вялой. Арабские страны и Турция, позиционирующая себя главным адвокатом палестинцев, даже палестинский ХАМАС и ливанская Хезболла фактически ограничились осуждением действий Израиля - и только. Лишь руководство иранского Корпуса стражей Исламской революции разразилось дежурными угрозами в адрес еврейского государства, а позже секретарь Комитета по правам человека Ирана пристыдил «мировое сообщество, Совет Безопасности ООН и Комитет по правам человека» за бездействие. Тогда как ранее для решительных мер бывало достаточно куда менее масштабных действий израильской армии или полиции. Дело в том, что ПИД (организация, запрещенная в РФ) враждебно относится к большинству арабских государств уже за то, что они поддерживают связи с Западом и особых симпатий со стороны мусульманских элит не вызывает.

Да и сами палестинцы ограничились несколькими демонстрациями протеста на Западном берегу реки Иордан, в Восточном Иерусалиме и Израиле.

В стороне от боевых действий осталось движение ХАМАС - главный противник еврейского государства. Впрочем, его позицию можно объяснить.

Во-первых, ХАМАС, контролируя сектор Газа, несет ответственность за безопасность, уровень и качество жизни населения «своей» территории и даже договорилось с Египтом о масштабной реконструкции гражданской инфраструктуры анклава. К тому же Израиль не так давно предоставил разрешение на работу 14 тысячам палестинцев. А вооруженные столкновения уровня жизни населения никак не повышают.

Во-вторых, (и это, наверно, главное) ПИД является прямым конкурентом ХАМАС в борьбе за умы и сердца палестинцев.

Что до палестинских джихадистов, то в условиях, когда мир, похоже, начинает «забывать» палестинскую проблему, радикалы должны о ней напоминать. По данным израильского новостного портала Ynet, за две недели до начала операции «Рассвет» израильская разведка получила информацию о «масштабной диверсии», которую готовят боевики ПИД на территории еврейского государства.

Но дело не только в «забывчивости». Процесс примирения арабских стран и Турции с Израилем с другой, развивается поступательно, возобновились разговоры о создании арабско-израильского «ближневосточного НАТО». По мере развития этого раздражающего радикалов процесса, между региональными игроками и Израилем палестинцам все чаще приходится напоминать о себе обязательными к декларированию антисионистскими заявлениями.

С другой стороны, в Израиле в ноябре пройдут уже пятые за три с половиной года выборы в Кнессет, и, очевидно, нынешнему руководству страны тоже нужно было продемонстрировать избирателям маленькую победоносную войну.

Эксперты фиксируют рост радикальных настроений среди палестинской молодежи в секторе Газа, на Западном берегу реки Иордан и в Израиле, что часто связывают с ослаблением позиций договороспособной администрации президента Махмуда Аббаса. В таких условиях поражения, нанесенные ЦАХАЛ движению ХАМАС в мае прошлого года и «Палестинскому исламскому джихаду» в августе нынешнего вряд ли способны переломить этот тренд. С другой стороны, налицо нежелание региональных игроков всерьез «заступаться» за экстремистов, чья активность во многом зависит от поддержки извне. И этот настрой постепенно начинает превращаться в тенденцию. Но исторические и современные противоречия никуда не делись, и будущее региона во многом зависит от того какая из них возобладает.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати